Газета Спорт-Экспресс № 210 (5383) от 17 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 сентября 2010 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

НЕБЕСНАЯ ХИЖИНА

На Эльбрусе открыта самая высокогорная спасательная хижина в Европе.

В 1932 году на Эльбрусе был построен деревянный "Приют 11" (4130 м), в 1938 году на его месте возвели трехэтажное здание, простоявшее 60 лет. 16 августа 1998 года практически бесхозный "Приют 11" сгорел. И вот 1 сентября 2010 года на Эльбрусе появился высокогорный спасательный приют - станция Red Fox 5300, вторая в мире по высоте размещения. О замыслах постройки этой хижины, их воплощении и о многом другом рассказывают исполнительный директор Федерации альпинизма России Алексей Овчинников и координатор проекта Дмитрий Гурьянов. Хотя гостей было двое, я намеренно не стала разделять их ответы, поскольку то, что говорил один, горячо поддерживал другой: как говорится, их сердца бились в унисон.

- Насколько ощущалась потеря "Приюта 11", который более шестидесяти лет верой и правдой служил людям?

- Она и сейчас ощущается, до сих пор нет промежуточного пункта, откуда можно выходить на восхождение. Это была историческая постройка, которая передавала дух восхождений. Это болезненная потеря. Однако сейчас есть проект восстановления "Приюта 11". Несколько лет назад главным меценатом, поскольку проект был некоммерческий, был Михаил Попов. Он проделал большую работу, поставил новый фундамент, но экономический кризис нарушил планы. Сейчас мы ищем инвестора, который смог бы достроить то, что сделано. Это было бы хорошим вкладом в инфраструктуру туризма на Кавказе.

- Но почему тогда начали строить не там, а на высоте 5300 м?

- Это другая задача. "Приют" на 4130 м может быть использован туристами, сноубордистами, горнолыжниками и одновременно альпинистами - как перевалочный пункт для восхождения на Эльбрус. На 5300 м построили спасательный приют. Он существует для спасения жизней в экстремальных ситуациях, и только. А на 4130 м можно жить.

- Чем вызвана необходимость постройки на высоте 5300 м?

- Имидж Эльбруса - это не альпинистская гора. Большинство людей, которые туда ходят, - не альпинисты. Соответственно они не имеют базового понятия о той стихии, в которую идут, не знают, как себя вести на высоте, если меняется обстановка, теряются в плохую погоду. Постройкой этой хижины мы поможем людям там глупо не замерзать.

- Что дало толчок этому проекту - видимо, какой-то несчастный случай?

- Вы правы, в 2006 году 12 человек пошли наверх, а вернулся только один. Остальные замерзли в районе седловины (5300 м). Вот тогда-то и стало понятно, что спасательная хижина на такой высоте просто необходима. Федерация альпинизма поддержала эту идею. Ведь Эльбрус - самая высокая гора России и Европы, восхождение на него - самый посещаемый маршрут не только в России, но и во всем Старом свете. Ни на одну гору за сезон не поднимается столько восходителей - несколько тысяч. Бывает, по 300 - 400 человек в день заходят.

- А есть статистика смертности?

- Восхождение на Эльбрус не представляет технической сложности, но там могут погибнуть до 20 человек в год. Такой маршрут должен быть максимально безопасен.

* * *

- Где сейчас восходителей подстерегает опасность?

- Как раз на седловине. Через нее всегда дует ветер, это своеобразная аэродинамическая труба. Седловина - как раз то место, где люди принимают решение: идти на вершину или нет. Там очень легко потеряться. Кругом снег, ориентиров очень мало, при видимости 30 м не понимаешь, куда идти. От седловины до ближайшего безопасного участка - скал Пастухова (4600 - 4800 м) - километра два. Если ошибся и пошел по неверному пути, есть большая вероятность провалиться в трещину. Вот почему там нужна была хижина.

- Теперь она есть. Что еще она дает кроме спасения жизней?

- Этот проект для нас символичен. Мы доказали, что можно строить хижины в самых сложных условиях - горы будут безопасны и доступны. Именно таким путем, как это делается во всем мире, надо развивать инфраструктуру туризма на Кавказе.

- Как я понимаю, приют на 5300 м построен на общественные средства. А что государство?

- Единственная поддержка - МЧС выделило землю. Сергей Шойгу еще в 2000 году хотел построить там приют, закрепил за МЧС участок, но не использовал. По договору этот участок они предоставили нам.

- Хижина на 5300 м - вторая по высоте в мире, а на какой высоте расположена первая?

- Насколько мы знаем, она находится в Аргентине на вершине Аконкагуа (6962 метра), на высоте 6300 м. Но это маленькое строение, рассчитанное не более чем на четыре человека.

- А сколько может принять наш приют?

- Реально 25 - 30 человек, в критической ситуации, возможно 40. Но дело в том, что в хорошую погоду он не нужен, а в плохую там столько народа не ходит.

- Что там есть сейчас?

- Ничего - мы специально так построили, чтобы в нем нельзя было жить. Собираемся внизу, у канатки, поставить стенды, где будут опубликованы правила пользования этой хижиной, хотя в ней все равно будут ночевать те, кто планирует восхождение в Гималаях или на Памире. К примеру, группа президента нашей федерации Андрея Волкова перед восхождением на Эверест в 1992 году прожила на седловине неделю. Мы не против, чтобы там ночевали, но надо поставить в известность спасателей.

* * *

- Когда возникла идея построить хижину на седловине, с чего начали?

- Много общались по интернету на альпинистских форумах. Одни критиковали нашу идею, другие говорили, что надо строить. Занимались исследовательской работой (в основном Дмитрий Гурьянов. - Прим. "СЭ"), собирали информацию. Через год ФАР вышла на связь и предложила стать координатором проекта. Без ее поддержки сделать это было невозможно.

- У вас были конкретные требования к сооружаемой конструкции?

- Основное требование - ветроустойчивость, желательно, современный дизайн, ну и максимальная вместимость. Понимали, что это архисложно. Никто в мире на такой высоте не строит, рецептов никаких нет. Начали обсуждать, провели гигантский объем работы (в основном силами того же Дмитрия Гурьянова. - Прим. "СЭ"), в итоге все эксперты сошлись, что это должен быть геодезический купол.

- В чем его преимущество?

- Он имеет хорошую аэродинамику, прост в проектировании, сборке и относительно легко транспортируется. Через полтора года поисков вышли на американскую компанию Natural Spaces Domes, которая нам его и спроектировала.

- Когда началось строительство, сколько груза пришлось затащить наверх и каким образом?

- Подняли около 6 тонн, большая часть транспортировалась на вертолете МИ-8. Груз поднимали на Восточную вершину (5600 м), поскольку на седловине вертолет сесть не мог - неподходящая роза ветров.

- Получается, что груз приходилось спускать, как?

- (Смеются.) Ручками. Грузили в баулы, где-то их толкали, где-то они сами ехали. Интересное решение предложил Сергей Мартьянов для спуска фермы от пола, которая размером 7х3,5 м, весом 250 - 300 кг. Затащили наверх баллоны от катамарана, накачали их, положили под ферму и спустили, как на санях.

* * *

- Судя по всему, и вертолетная операция была уникальной. Кто был за штурвалом?

- Пилот Александр Николаевич Семенович (главный государственный инспектор Управления надзора за летной деятельностью ФСНСТ. - Прим. "СЭ"), единственный в стране, у кого есть допуск полетов на высоту 5800 м. За три дня он сделал 26 посадок на Восточную вершину, перевез около пяти тонн груза.

- Кто грузил и разгружал вертолет?

- Первым рейсом забрасывали волонтеров и часть груза, люди оставались на вершине до следующего прибытия вертолета, каждая его ходка - полчаса. Часть груза ребята подняли на себе. За четыре дня они с высоты 5000 м до 5300 затащили 600 кг - доски для пола. Физически очень трудная работа.

- Как и кто строил?

- Стояли перед выбором - либо строить волонтерам, либо нанимать профессиональных строителей. Но те заломили астрономические цены. Но не из-за денег мы пришли к решению отказаться от их услуг. Нам хотелось доказать, что в современной России такие проекты можно делать силами волонтеров. Люди три года подряд приезжали за счет отпуска, работали без компенсаций и зарплаты, не считая питания. И не просто работали, а делали это в тяжелейших условиях! Не знаем, можно ли подобное сделать за деньги. Такое только на энтузиазме возможно!

- Где жили?

- Было два базовых лагеря, один - непосредственно на седловине, другой - на 4200 м. Оттуда пять с половиной часов идешь на работу, три работаешь, полтора спускаешься.

- Что ели?

- Не голодали, еды было достаточно, готовили сами, практически экспедиционный вариант. У нас были газовые горелки, на 4200 - даже электрогенератор. Единственное, на высоте человек не все ест, в основном сублимированные продукты. Этот проект и для нас, и для общества стал доказательством того, что можно делать серьезные вещи практически без денег. Тот же Семенович работал бесплатно. Он сказал, что ему это интересно как человеку и никаких денег не надо.

- А вообще какой бюджет этого проекта?

- Это не секрет - порядка 8 миллионов рублей: цена однокомнатной квартиры в Москве. Экономили на всем, на чем только можно.

* * *

- Открытие хижины было?

- Да, 1 сентября. День выдался холодным, непогожим, что подчеркивало красоту и необходимость хижины. У нас есть фото, где видна хижина и заиндевевшие люди, прыгающие не от холода, а от счастья. Вот так праздновали день рождения.

- Шампанское было?

- Было предложение разбить бутылку о приют, но потом решили не мусорить, а выпить две имевшиеся у нас бутылки шампанского. В этот момент к нам присоединилась группа туристов, проходившая мимо, мы сфотографировались, а затем спустились вниз.

- Хижина уже обжита?

- Да, неоднократно принимала постояльцев. У нас там есть бортовой журнал, так он уже исписан на треть!

- Планы на будущее есть?

- Мечта федерации - чтобы на Кавказе было построено 100 хижин на разных высотах. Северная Осетия хочет сделать Казбек не менее привлекательным, чем Эльбрус. Уже договорились, чтобы они построили дорогу, а мы поставим им две хижины по проекту уже построенной.

- Не собираетесь пригласить на Эльбрус президента страны или премьера, они люди спортивные?

- Для начала хотим, чтобы они услышали, что такое альпинизм в России и что этому альпинизму нужно. Сделаем все, чтобы к этому объекту привлечь внимание Александра Хлопонина, полпреда президента в Северо-Кавказском федеральным округе, и Дмитрия Козака, которому мы показывали проект еще в бытность его полпредом.

- Казалось бы, безумная мечта стала явью. Кому хотите сказать "спасибо"?

- В первую очередь всем волонтерам, которые работали не за деньги, а за идею. И конкретно Маше Дудаковой, сотруднице ВТБ, с которой познакомились на форуме (до этого она не имела отношения к альпинизму), но помогала в самую тяжелую первую пору.

Елена РЕРИХ