ВОЛЕЙБОЛ
ЧЕМПИОНАТ МИРА. Мужчины
Первый матч 2-го группового этапа против египтян сборная России завершила вчера поздно ночью. А сегодня наши играют с испанцами, которых на ЧМ-2010 тренирует легендарный Хулио Веласко. Вчера 58-летний аргентинец дал интервью специальному корреспонденту "СЭ".
Хулио ВЕЛАСКО: "НА МИРОВОЙ ТРЕНЕРСКОЙ КУХНЕ НЕ ХВАТАЕТ НОВЫХ ЛИЦ ИЗ РОССИИ"
Лев РОССОШИК |
из Катании |
- Предыдущий раз мы с вами подробно беседовали лет шесть - семь назад в Москве, когда вы тренировали сборную Чехии. Сейчас вы приехали на чемпионат во главе испанской команды. А чем занимались все эти годы?
- Работал с итальянскими клубами. Год в Пьяченце, затем в Модене, в Монтикьяри. И вот теперь подписал контракт с Испанской федерацией волейбола и возглавил эту сборную.
- Почему Испания? Ведь спрос с вас будет построже, чем с вашего ученика Андреа Анастази, который три года назад в Москве завоевал для Испании первое европейское золото, обыграв в финале сборную России. Перед вами не стоит задача пойти дальше?
- Мне очень хотелось поработать именно со сборной. Не важно с какой. А такое предложение поступило только одно. Так я оказался в Испании. И потом руководители национальной федерации волейбола прекрасно понимали: успех на чемпионате Европы-2007 был во многом неожиданным и даже повторить его нереально. В Испании вообще мало волейболистов, а по-настоящему талантливых - вообще единицы. К тому же в канун этого чемпионата сборную покинули ее главные действующие лица - братья Фаласка и Исраэль Родригес. Так я начал строить новую команду - не спеша, шаг за шагом. Мне очень нравится атмосфера турниров сборных, и я рад снова оказаться на первенстве мира.
- А хватит ли вам времени на создание новой сборной Испании? Контракт долгосрочный?
- Пока до 2012 года. Рубеж - Олимпийские игры в Лондоне. Дальше будет видно.
- Но при этом сборная Испании не квалифицировалась на чемпионат Европы будущего года.
- Дело как раз в том, что в самый канун отбора мы остались без опытных игроков, которых я уже назвал. Один из братьев Фаласка сломал кисть руки, когда играл с дочерью, другой травмировался в самом конце сезона в турецкой лиге, а Родригес получил повреждение, тренируясь за свой клуб всего за неделю до начала нашей подготовки к отборочным матчам. Так мы остались без трех игроков основного состава, равноценной замены которым просто нет. Плюс сказалось психологическое давление. На этом чемпионате команда выступает хорошо. У меня нет претензий ни к одному из игроков. Другое дело, что по уровню мы заметно уступаем сборным Кубы и Бразилии, с которыми встречались на первом этапе. Вот в третьем матче против Туниса мы должны были побеждать - и победили.
НЕЛЬЗЯ КАЖДЫЙ РАЗ МЕНЯТЬ СИСТЕМУ ТУРНИРА
- Как вам система нынешнего ЧМ?
- Я вообще считаю, что это несерьезно, когда каждый чемпионат проходит по новой формуле. Такого быть не должно. Прекрасно понимаю, что провести такой турнир с участием 24 команд непросто, и для организаторов должны существовать определенные льготы. Но не до такой же степени!
- Наверняка подобную формулу подсказал кто-то из итальянцев.
- Не исключаю. Повторяю: какие-то преимущества у итальянцев должны были быть. Однако их следовало как-то ограничить.
- Не могли бы назвать основных фаворитов этого чемпионата?
- Это целая группа сборных. Разумеется, Бразилия. Однако эта команда играет сейчас не столь ярко. Она и на Мировой лиге смотрелась не особо впечатляюще, хоть и победила. Тем не менее бразильцы сильны, что там говорить. Как никогда хорошие за последнее время шансы имеет Россия. Я не успел посмотреть сборную США, но американцы всегда представляют собой грозную силу и настраиваются исключительно на победу.
- Есть еще Сербия, Польша, Болгария…
- Ну, сербы стоят поближе к трем уже названным фаворитам. Польша, Франция, Болгария способны разве что проявить себя в одном отдельном матче. А вот победить в таком тяжелом и продолжительном турнире - это вряд ли.
- В группу N на втором этапе попали поляки, болгары и бразильцы. Как вы думаете, способна ли какая-то из этих команд пойти на хитрость - чтобы не занимать первого места и не попасть в третьем раунде на сборную России?
- Конечно. В волейбольной истории подобные случаи известны. Вообще на групповых стадиях может произойти все что угодно. Это лишний раз доказывает: формула чемпионата далека от совершенства.
РОССИЯ ГОТОВА К ЗОЛОТУ НА 90 ПРОЦЕНТОВ
- Каково ваше мнение о российской команде и о ее тренере Даниэле Баньоли, который был вашим помощником ровно 20 лет назад, когда вы со сборной Италии выиграли свой первый из двух чемпионатов мира (также Веласко привел "Скуадру адзурру" к пяти победам в Мировой лиге и трем - на чемпионатах Европы. - Прим. Л.Р.) ?
- У вас уже давно не было такой сильной команды. И надо будет скорее удивляться, если она в итоге не выиграет этот чемпионат. При этом в игре сборной России есть вещи, которые следует изменить. Она готова процентов на 90, так что надо добавить самую малость. Но если не внести необходимых корректив, то и победы не добиться. Российская культура волейбола имеет многолетние и прочные корни, но им не хватает какой-то свежей подпитки, если хотите, современного удобрения, - чтобы получить максимальный урожай. Для этого и потребовался иностранный тренер со своим новым видением игры. Баньоли - крупнейший эксперт по волейбольной тактике, по построению игры. А именно этого сегодня россиянам не хватает больше всего. Например, Бернардинью в сборной Бразилии ничего не изобретал. Он сохранил национальные волейбольные традиции, но совместил их с постановкой блока, принятой в европейских командах. Могу и про себя сказать. Когда в восьмидесятые годы прошлого века я приехал в Италию, то добавил ко всему, что было накоплено в волейболе этой страны, новые идеи. Причем скопированные не в Аргентине, а в мировом волейболе вообще. Прежде всего - в российском, или, точнее, в советском. Тогда волейбольная мода шла именно от вас, из вашей страны. Я, Баньоли и другой аргентинец Лосано все по крупицам собирали то новое, что появлялось в мировом волейболе, перерабатывали и применяли на практике. Кстати, хочу спросить: много ли российских тренеров приедут на этот чемпионат?
- Думаю, единицы. Сейчас в разгаре подготовка к клубному сезону, начались матчи на Кубок страны.
- Это очень плохо. Здесь они могли почерпнуть много нового для своей работы. А с командой на короткое время можно оставить помощника. Такая же история и в Испании. Зато аргентинцы не гнушаются приезжать на чемпионат. И итальянские тренеры тоже всегда бывают на крупнейших соревнованиях. Спросите меня сегодня, как играла сборная СССР, в которой солировали Зайцев с Савиным, и я все в подробностях расскажу. Помнится, с большим трудом доставал материалы про ту непобедимую команду Платонова. Изучал всю имевшуюся литературу про физическую подготовку советской сборной. И не только ее. Про японцев, поляков, американцев - тех, кто задавал тон в 70 - 80-е годы. Мы не стыдились учиться, и это принесло плоды.
ВСЕ НА ТРИБУНЫ!
- Возможно ли вообще придумать что-то новое в таком консервативном спорте, как волейбол?
- В нашем виде спорта очень сложно чем-нибудь удивить. Вместе с тем волейбол как игра достаточно молод. Футбол, баскетбол, тот же теннис - постарше. Потому волейболу еще предстоит проявить себя и завоевать зрителя. Нет, больших перемен быть не может. Десять с лишним лет назад в волейболе уже произошла революция, когда ввели новые правила, появился либеро, были отменены переходы подач, и каждое касание мячом площадки стало приносить очко. Игра стала динамичнее, живее, привлекательнее для зрителей. Думаю, можно и еще кое-что подправить. Но действовать надо именно в этом направлении, если мы хотим, чтобы волейбол встал в один ряд со "старшими братьями". Нашему виду нужно громче заявлять о себе, чаще появляться на телеэкранах. Тогда пойдут спонсоры, появятся деньги, как в футболе, баскетболе и теннисе.
Чемпионаты мира, Европы, Мировая лига - это хорошо. Но волейболом должны увлечься как можно больше людей. Он должен вернуться во дворы больших городов. Я понимаю, что в современных условиях добиться этого непросто. Однако первые шаги мы, люди волейбола, должны сделать сами. Мы просто обязаны посещать сколько-нибудь значимые волейбольные матчи. Если не мы, то кто это должен делать? И приводить на них своих детей, всех знакомых. Те, в свою очередь, потянут за собой своих друзей. Так наша игра обретет нового зрителя. Я уж не говорю, что все тренеры, которые работают с волейболистами разных возрастов, должны быть на трибунах вместе со своими учениками и их родителями. Давайте начнем с этого. Я призываю всех, кто имеет отношение к нашей игре, последовать моему совету. Вперед, на трибуны волейбольных арен!
УРОКИ ПЛАТОНОВА
- Любопытная ситуация: в Катании сейчас играют шесть сборных, в трех из них итальянские тренеры, в трех - аргентинские. Чем можно объяснить, что едва ли не в половине команд - участниц чемпионата работают специалисты из этих двух стран?
- Объяснение очень простое. Я уже говорил, что мы не стыдились учиться. Аргентинские тренеры начали, образно говоря, "посещать интернациональную школу" с чемпионата мира 1974 года в Мексике. Тогда в этой стране высадился солидный десант из наших специалистов - 27 тренеров и три игрока. Мы старались заснять на пленку как можно больше матчей и тренировок. Видео тогда еще не было, снимали на кинокамеры. Ну и общались - в основном с советскими, польскими, японскими игроками и тренерами. При этом мы не накидывались с вопросами толпой в 20 человек на какого-то одного, а делились на группы и потом передавали друг другу собранную информацию. Так мы увидели мировой волейбол, выяснили, в каком направлении он движется. И по возвращении домой еще долго обсуждали увиденное и услышанное.
А в 1982 году, когда чемпионат мира проходил в Аргентине, в центре внимания был ваш Платонов. Вы даже не представляете, как наши тренеры приставали к нему с вопросами. Как он делает то, как это. И Платонов не делился с нами своим опытом… Кстати, в Италии, где я вскоре оказался, процесс "тренерского образования" происходил иначе. Они никуда не ездили - наоборот, к ним в восьмидесятые понаехало множество волейбольных мэтров. Американец Даг Бил, бразилец Бебето, швед Кристиансен, я, Лосано. Я уже не говорю про игроков-звезд со всего мира, включая СССР. Мы дискутировали, заимствовали друг у друга какие-то вещи, придумывали что-то новое. При этом каждый оставался самим собой, не терял лица. Так образовались аргентинская и итальянская тренерские школы. И теперь специалисты из этих стран востребованы по всему миру. А вы знаете, кого сейчас не хватает на мировой тренерской кухне? Новых российских тренеров. Такое впечатление, что Россия расположена где-то очень далеко и варится в своей "кастрюле". Вот почему я спрашивал, много ли их приедет сюда.
- Не секрет, что лицо любого вида спорта определяют звезды. Можете назвать кого-то из нового поколения игроков, кто будет украшать мировой волейбол в ближайшие годы?
- Разумеется. И начну с вашего 13-го номера (Дмитрий Мусэрский. - Прим. Л.Р.). Уникальное явление! При таком росте (217 см. - Прим. Л. Р.) этот блокирующий невероятно подвижен. Думаю, он еще долго будет радовать мир своей игрой. Также назову кубинцев Симона и Леона. Добавил бы аргентинцев - Конте и Де Чекко. Еще Уриарте, который, хоть и числится номинально вторым пасующим, уже играет в Италии. А ведь парню-то всего 20 лет. Хорош еще совсем юный француз Нгапет. Очень нравится мне ваш диагональный (Максим Михайлов. - Прим. Л.Р.). Мы его видели и раньше, на пекинской Олимпиаде, но парень-то все равно молодой. Кстати, когда La Gazzetta dello Sport попросила меня назвать шестерку лучших игроков по итогам прошлого года, на позицию диагонального я поставил именно его. Еще есть серб Станкович, который уже стал настоящей звездой. У бразильца Брунинью есть задатки, чтобы вырасти в классного мастера. Правда, для этого ему надо совершить небольшой скачок. Ну и я уже сказал, что пока не видел здесь американцев. В этой команде всегда кто-то появляется.