Газета Спорт-Экспресс № 233 (5406) от 14 октября 2010 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 октября 2010 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Корреспондент "СЭ" размышляет о новой стратегии развития ФК "Динамо".

ЧТОБЫ НЕ ВЫШЛО, КАК В ПРОСТОКВАШИНЕ

"НУЛЕВОЙ" ЦИКЛ

Чтобы создать конкурентоспособную команду, требуется два-три года. По крайней мере одного сезона точно мало. Тезис известный, который часто декларируют профессиональные тренеры. С клубным устройством, похоже, та же история, если еще не хлеще.

Вспомните хотя бы, как Юрий Семин и Валерий Филатов в тандеме по кирпичику возводили основательное здание с внушавшей все больше уважения вывеской "ФК "Локомотив" - и лишь на одиннадцатый год пришли к первому в истории клуба российскому золоту, имея, впрочем, к тому моменту уже по несколько комплектов медалей чуть более скромного достоинства, победы в Кубке страны и два выхода подряд в полуфинал Кубка кубков.

Или вот Леонид Федун уже восьмой сезон со своим "Спартаком" либо топчется в середине таблицы, либо мнется возле верхней ступеньки, не в силах на нее взобраться. И кто знает, сколько это будет продолжаться. Четыре же серебра за время правления Федуна, понятное дело, греют душу босса красно-белых не так сильно.

Что говорить, если лучший, по мнению большинства специалистов, менеджер нашего футбола, Евгений Гинер, возглавив ЦСКА, только к концу третьего для себя чемпионата впервые привел клуб к вершине национального первенства, годом ранее уступив первое место в так называемом золотом матче. Евгений Леннорович уложился аккурат в те самые два-три года. Затем победы были поставлены на поток, включая выигрыш первого в истории отечественного футбола Кубка УЕФА.

Следует заметить, что во всех трех приведенных примерах хозяйство их будущим обладателям доставалось не ахти. В том числе - с точки зрения организации клубного управления.

Нынче чем-то схожая ситуация в "Динамо", которое в этом смысле находится если не на "нулевом" цикле, то уж на начальной стадии становления - точно. Ведь нынешнее руководство пришло в клуб меньше года назад. Пришло не просто чтобы стать очередным, а с амбициозными планами: начиная с межсезонья только ленивый не обсуждал заявления бело-голубых о стремлении завоевать золото уже в этом году. Действительность оказалась прозаичнее. Динамовцы на данный момент занимают девятую строчку в таблице, мечтая добраться хотя бы до пятой.

"РУССКИЕ ПИНГВИНЫ"

При этом нельзя сказать, что менеджеры клуба сидели сложа руки, хотя принято у нас всегда судить по результату. Новому руководству бело-голубых потребовалось время на скрупулезный анализ ситуации, сложившейся по всем направлениям работы (структура управления, разграничение полномочий, контракты с командой, система вознаграждений, спонсорские, инвестиционные взаимоотношения с партнерами и т.д.). В итоге намечен комплекс мер по решению насущных проблем и задач на перспективу.

Разработка стратегии развития клуба на ближайшие пять лет поручена компании Ernst & Young, одной из самых известных в своей области. Стратегия должна быть детализирована до уровня бизнес-модели с совершенно понятным сопряжением с ВТБ (чтобы с основным акционером сотрудничать напрямую) и, разумеется, утверждена советом директоров. По мнению руководителей футбольного "Динамо", клуб должен представлять собой отдельный бизнес, который стремится стать самодостаточным, но при этом не отделяется от большой динамовской семьи.

В мировой практике почти нет футбольных клубов, которые приносили бы существенный доход своим хозяевам, однако в российских условиях это часто понимается как использование инструмента для банального выкачивания денег из спонсоров. В "Динамо" же хотят добиться минимизации любого рода издержек, максимально эффективной работы по созданию привлекательной для инвесторов, спонсоров и партнеров структуры с большими целями. И, главное, с достойным результатом. А там и до самоокупаемости рукой подать.

Основная задача любой стратегии - сделать так, чтобы команда жила независимо, самостоятельно. Чем всегда отличается успешный клуб, кроме результатов на футбольном поле? Аншлагами на трибунах, наличием спонсорских контрактов и надежных партнеров, большим количеством проданных сезонных абонементов…

"Динамо" хочет научиться генерировать идеи и самостоятельно зарабатывать на жизнь. То есть стать тем брендом, в который люди охотно вкладывали бы средства, сделать клуб привлекательным для новых поколений болельщиков, с одной стороны, и бизнес-сообщества - с другой, чтобы с клубом было интересно сотрудничать.

Что ж, вполне естественное желание динамовских начальников, чтобы у их клуба было как можно больше поклонников и трибуны битком. Ведь болельщики голосуют за команду, как известно, ногами. Тогда интерес спонсоров, надо думать, проявится сам собой.

Впрочем, решение этой задачи видится непростым. Хотя бы потому, что нынче по посещаемости "Динамо" занимает одно из последних мест в премьер-лиге. Но в том-то и дело, что среди ближайших "конкурентов" в таблице посещаемости, как ни странно, "Рубин"! Казанцы два года подряд становились чемпионами, выступают в Европе, не проигрывают второй год "Барселоне", а зрители на стадион толком не ходят. Видимо, не только в голах и очках дело.

Болельщики зачастую идут на футбол не за положительным результатом, хотя он важен в первую очередь, но и за эмоциями, которые получают от игры, от обстановки на стадионе. В пример можно привести хоккейный ЦСКА начала 90-х, когда армейцы, будучи без денег и на 25-м месте из 26 команд, стали сотрудничать с "Питтсбург пингвинз" - и менеджеры клуба НХЛ сделали так, что трибуны три сезона подряд собирали аншлаги. Болельщики пойдут туда, где почувствуют искренность, серьезное к себе отношение.

В "Динамо" стремятся сделать именно так. И считают, что единичные акции - не выход. Болельщики должны знать и понимать, что их не заманить на стадион пытаются, а что они интересны команде и клубу ежедневно. Обывательское мнение - мол, будет игра, будут и болельщики - не всегда справедливо. По крайней мере деловые люди рассуждают иначе, в том числе те, которые пришли в "Динамо".

ШКОЛА С ФРАНЦУЗСКИМ УКЛОНОМ

Так как же совет директоров и попечительский совет, решительно настроенные вывести "Динамо" в ближайшие годы на уровень топ-клубов европейского масштаба, собираются это делать? Как избавиться от многочисленных негативных, непродуманных нюансов, которые тормозят движение вперед, вызывают деградацию результатов, снижают мотивацию игроков и порождают неразбериху внутри клуба?

Прежде системный подход к развитию отсутствовал как таковой, тем более продуманный до мельчайших деталей. Это не вина прежних руководителей, а скорее беда - ввиду непостоянного и порой весьма скромного финансирования. Плюс имела место разветвленная система руководства без выстроенной линии разделения обязанностей.

В первую очередь как раз и требовалось делегировать работникам клуба соответствующие задачам полномочия, разграничить зоны ответственности. То есть создать новую четкую структуру, которая учитывала бы не только лучший мировой опыт, но и особенности отечественных реалий.

Второй проблемой (хотя по значимости ее, не исключено, можно поставить и первой) была собственно спортивная составляющая. Не секрет, что селекция, которой "Динамо" жило раньше, удовлетворять неравнодушных к бело-голубым не могла. Результаты команды в новом веке прямо и косвенно указывали на пробелы в трансферной деятельности. Все-таки одна бронза за последние десять с лишним лет - для "Динамо" успех из разряда более чем скромных. Поэтому приглашение на пост спортивного директора Константина Сарсания, с учетом топ-задач, в клубе посчитали серьезным достижением.

При этом Сарсания отвечает еще и за работу школы, где также заметны существенные изменения. Исходят из того, что для серьезного клуба продуктивная работа школы - один из ключевых элементов успеха. Обеспечена материальная база ее существования, приглашен французский специалист Кристиан Ларьеп, известный у себя на родине мастер по подготовке молодых футболистов для главных команд. На его опыт динамовцы сильно рассчитывают.

А еще - на неангажированность. Не секрет, что иные родители активно, скажем так, участвуют в тренерской деятельности. В "Динамо" же считают, что, если у семьи есть возможность платить деньги, ничего плохого в том нет: надо просто разделить группы. Образование ведь тоже бывает платным и бесплатным. Если ты по-настоящему талантлив, будешь обучаться безвозмездно. Если же искорки футбольного гения нет, а заниматься у серьезных профессионалов хочется - будь добр оплати. Дальше вопрос только в упорном труде. Захочешь - пробьешься.

Словом, детской школе в стратегии развития придается особое значение. Ведь школа - база для подготовки собственных кадров. Все необходимое для качественной работы там есть, включая современную медицинскую технику и высокопрофессиональное медобслуживание. Последнее, впрочем, важнейший элемент для команд всех возрастов. Кстати, в "Динамо" хотят медицинскую службу сделать если не отдельной структурой, то достаточно самостоятельным элементом системы - со своим бюджетом и задачами.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ ПУНКТ - В НОВЫХ КОНТРАКТАХ

Перед стартом сезона и по его ходу динамовцы провели одну из самых агрессивных трансферных кампаний среди всех клубов элиты. Привлечь же квалифицированных игроков, востребованных и другими клубами, можно не только деньгами, но и задачами. Это к вопросу о декларации цели выиграть золотые медали. Деньги ведь не всегда на первом месте. Тех же Воронина и Кураньи можно было звать только под высочайшие цели. Вряд ли футболисты подобного уровня согласились бы переходить даже на хорошую зарплату в клуб без серьезных амбиций.

В то же время новая концепция развития "Динамо" предусматривает выстраивание разумной системы мотивации как один из ключевых элементов для достижения результата. Игроки всех составов, тренерский штаб, руководство, обслуживающий персонал должны оцениваться и вознаграждаться по результатам, а не на основе "твердого" оклада. Это принципиальнейший момент! В новых контрактах он будет учитываться и прописываться.

КТО ЕЩЕ НЕ РАЗЖИЛСЯ КРЕСЛАМИ?

Ну и, конечно, одно из приоритетных направлений обновленного "Динамо", как и у любого уважающего себя и своих почитателей клуба, взаимодействие с болельщиками. Привлечение зрителей на трибуны - дело трудоемкое. И вот тут огромным подспорьем станет новый стадион в Петровском парке. Правда, его открытие планируется не раньше, чем через пять лет. Но не упомянуть о предстоящем грандиозном строительстве нельзя. Хотя бы по той причине, что происходить оно будет в те самые сроки действия принятой стратегии развития. Новая арена - разве не развитие?!

Пока же на Большой арене, которая уже второй год не слышит стук мячей, появились малюсенькие деревца, проросшие на вираже беговой дорожки, кустится репейник чуть ли не в человеческий рост. Да-да, прямо на футбольном поле, повидавшем на своем более чем 80-летнем веку всякое, но только не такое. Недолго, правда, осталось: уже начались подготовительные работы, ограждается территория для строительства.

Вовсю идет и раздача кресел. Решение о вручении сидений со стадиона "Динамо" на память всем желающим было принято после закрытия арены на реконструкцию в 2008 году. Часть кресел была подарена болельщикам клуба, на остальные поступают многочисленные заявки из различных учебных и спортивных заведений.

Любопытная заявка пришла из Егорьевского авиационного технического колледжа имени В.П.Чкалова, занимающегося подготовкой специалистов с 1918 года. Заказ поступил аж на 2000 кресел! Куда, спрашивается, столько? Неужели среди будущих авиаторов столько фанатов бело-голубых? Оказывается, такое количество им понадобилось для оснащения трибун стадиона, построенного специально для курсантов колледжа. Но средств на оборудование спортивного комплекса собственными силами не хватало. Динамовцы с радостью откликнулись на данную просьбу - и теперь пластико вый инвентарь будет служить новым хозяевам. Но с условием! Чтобы не забывать историческую принадлежность белые кресла на фоне синих будут гордо выписывать имя "Динамо".

В ПЕТРОВСКОМ ПАРКЕ МОЖНО БУДЕТ ЖИТЬ

Но вернемся в Петровский парк. Через пять лет Москва увидит, пожалуй, лучший в Европе комплекс! Для хоккея, баскетбола, футбола, естественно. Будут построены объекты для отдыха и проведения досуга, "Динамо" начнет зарабатывать. Надо отметить, что в ВТБ, судя по всему, отличные менеджеры. Сегодня футбол ведь не только спорт, но и большая экономика. Ее-то подчас клубам для успеха и не хватает.

Разумные, конструктивные люди из ВТБ прекрасно отдают себе отчет в том, что любые банковские инвестиции должны быть оправданны. И строительство стадиона - убыточное, как изначально представлялось, предприятие - теперь воспринимается как отдельный бизнес-проект. Команда менеджеров банка сумела подготовить, обосновать и утвердить абсолютно независимую модель строительства стадиона. Если примитивно говорить, арена будет полностью окупаемой. Таким образом, клуб и стадион - проекты непересекающиеся. Тем самым серьезный конфликт интересов был уничтожен в зародыше.

Предыстория такова. ВТБ, ставший прошлой весной, по сути, владельцем ФК "Динамо", выкупил акции у предыдущих инвесторов. Далее совместно с ВФСО "Динамо" банк создал совместную компанию "ЗАО ВТБ Арена", которая и выступает инвестором реконструкции стадиона "Динамо", а также прилегающей к нему территории Петровского парка. В результате распределения акционерного капитала новой компании ВТБ получил 75 процентов минус одну акцию "ВТБ Арена", а остальные 25 процентов плюс одна акция - у ВФСО "Динамо".

Таким образом, ВТБ, как основной акционер компании, будет контролировать осуществление проекта "ВТБ Арена Парк" и участвовать в распределении его прибыли.

ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ - ПОЧТИ ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ

Финансирование строительства проекта "ВТБ Арена" планирует обеспечить за счет собственных и привлеченных средств. Общий объем инвестиций составит порядка 1,4 миллиарда долларов. Но сумма распределится на две составляющие - коммерческую и спортивную. Последняя потребует значительно меньших затрат. Средняя цена спортивного сооружения в мире примерно устоялась: в зависимости от класса стадиона она колеблется от трех до пяти тысяч евро за одно место. Данное строение сложное, а значит, ближе к высшему пределу стоимости. 45 тысяч "футбольных" мест и 10 - 12 тысяч "хоккейно-баскетбольных" умножаем на 5 тысяч евро, получается под триста миллионов европейской валюты. Приблизительно такой и окажется стоимость спортивного комплекса без учета торгово-развлекательной инфраструктуры.

Главная особенность проекта-победителя, представленного заслуженным архитектором России Михаилом Посохиным и голландцем Эриком ван Эгератом, заключается в том, что в единый огромный комплекс будут собраны футбольная арена, универсальный спортивный зал и коммерческие помещения, включая рестораны и развлекательные заведения. Другими словами, все это окажется в одном здании.

Но непременное условие ВТБ - развитие в районе метро "Динамо" еще и коммерческих объектов: магазинов, кинотеатров, ресторанов и тому подобного. Будет использована, в частности, зона выхода из метро, площадь. На другой стороне Петровского парка - на месте десятиэтажного здания ЦС "Динамо", вдоль Третьего транспортного кольца - возведут отель, офисные строения, жилые апартаменты. Общая стоимость - миллиард. Цифра, естественно, приблизительная.

Но впечатляющая! Наши сограждане в большинстве своем уверены: когда в России заходит речь о серьезных проектах и деньгах, то неизбежны "распилы" и "откаты". А возведение стадиона и коммерческих объектов в Петровском парке, в котором, с его-то будущей инфраструктурой, фактически можно будет жить, не покидая территории, - проект более чем серьезный. А вот для досужих размышлений оснований никаких нет. Серьезнейшие конкурсы между лучшими проектными и строительными компаниями носили открытый характер, что обеспечило полную прозрачность процесса. К тому же есть в динамовском сообществе человек, страстный болельщик, который вряд ли позволит кому-либо бросить тень на имидж своего любимого клуба. Ведь сам он делает для него немало. Речь, как вы, наверное, понимаете, о Сергее Вадимовиче Степашине, председателе Счетной палаты РФ.

Может, и в самом деле у одного из старейших и самых титулованных футбольных коллективов страны после долгих мытарств и неопределенности, наконец, получится что-то действительно стоящее? Имеется в виду не только стадион. Есть роскошная база, нет проблем с финансированием. Результаты матчей нынешнего сезона, понятно, удовлетворить амбиции преданных клубу болельщиков, в том числе высокопоставленных, никак не могут. Но в таких делах, как создание принципиально новой, приносящей успех системы развития футбольного клуба проблемы роста на первых порах неизбежны. Главное - уметь их оперативно решать и, разумеется, не забывать об эффективном использовании имеющихся ресурсов. Чтобы не вышло, как в мультике про Простоквашино, когда Шарик вместо валенок кеды купил, а почтальон Печкин предположил, что это из-за отсутствия средств. "Средства у нас есть, - парировал кот Матроскин. - У нас ума нет".

Создается впечатление, что это не про нынешнее "Динамо". Впечатление, хочется верить, не обманчивое.

Александр ШЕСТОВ