ФУТБОЛ
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 27-й тур
"РУБИН" - "СПАРТАК" - 1:1
Что может заставить 4000 человек сорваться и поехать в другой город ради того, чтобы посмотреть футбол? Чтобы понять это, корреспондент "СЭ" съездил в Казань на автобусе вместе с фанатами "Спартака".
ЗА ЭМОЦИЯМИ!
Григорий ТЕЛИНГАТЕР |
из Казани |
В ыезд из Москвы был назначен ровно за сутки до матча. К 18.00 собрались - в 19.00 выехали. Под мелодии... группы Abba , которые меньше всего ожидаешь услышать из колонок автобуса, везущего на футбол 50 решительно настроенных здоровых мужиков. А если брутальные пассажиры еще и подпевать начинают?
Впрочем, хиты легендарной шведской четверки были лишь разогревом. Через какое-то время в ход пошли уже спартаковские мотивы. Одно из развлечений в дороге: в момент обгона обычного рейсового автобуса, поравнявшись с ним, во все глотки грянуть песню, заставив пассажиров привскочить на сиденьях.
Алкоголь? Конечно, не без этого. "Понемножку, для крепости сна", - поясняли мои спутники. Спать-то в автобусе не слишком удобно. А просыпаешься - автобус стоит у милицейского поста на подъезде к Казани, и по салону проходит сотрудник правопорядка, приказывая всем приготовить паспорта. Правда, несколько минут спустя его удовлетворит простой список пассажиров.
Ветеран подобных путешествий по имени Сергей рассказал мне, как в 2006-м в Самаре милиционеры велели ему, старшему в автобусе, выйти к ним и назвать состав. Имелись в виду, понятно, пассажиры, но Сергей как ни в чем не бывало продиктовал служивым... состав "Спартака". Те, как оказалось, футболом не интересовались и приняли все за чистую монету. "Я, правда, легионеров им не называл, чтобы ничего не заподозрили", - добавил рассказчик.
Казанским милиционерам список дали настоящий. У поста мы простояли час, а перед тем как нас пропустили дальше, одного чересчур разгоряченного фаната из соседнего автобуса после небольшой словесной перепалки препроводили в милицейскую машину. Через какое-то время вернули. Вроде даже целого.
До стадиона фанатские автобусы следовали уже с машиной сопровождения, которая иной раз даже перегораживала перекрестки, давая беспрепятственно проследовать колонне. Приятно - как и то, что в Казани приезжих болельщиков не держат в "отстойниках" у стадиона, как это иногда случается в других городах. Так что увидеть основные достопримечательности татарской столицы фанатам удалось. И улицу Баумана, одну из центральных в городе, обследовать вдоль и поперек.
Что касается самого матча, то это была полная катастрофа. К моменту стартового свистка трибуна болельщиков "Спартака" оказалась переполненной. На каждом сиденье стояло по два человека - да что там сиденья: стояли и на перилах, и на бордюрах. В проходе фанаты давились так, что многие просто падали вперед на других. Неповторимое ощущение: тебе сдавливают легкие настолько, что трудно не то что кричать - просто что-то сказать. Интересно, как билетов на сектор могло быть продано раза в три больше, чем он способен вместить? Вместо того, чтобы поддерживать команду, иной раз болельщики принимались скандировать: "Хей-хей, закрывайте сектор!"
А самое интересное то, что в это время у стадиона еще оставалось около тысячи зрителей, махавших билетами - но тщетно. Еще один штрих: некоторые сектора оказались запертыми на замок, и люди даже не могли вырваться из этой мясорубки. Ну и уж совсем по-идиотски выглядели соседние пустые сектора. Неужели нельзя было их открыть? Сделали это только после перерыва, и дышать рассредоточившемуся народу стало полегче.
...В перерыве в подтрибунном помещении милиционеры, заглядывая через плечо корреспондента "СЭ" в его ноутбук, интересовались, о чем будет написано в завтрашней газете. И подсказывали: "Ну что ты рассказываешь о том, что здесь не так все организовано? Лучше напиши, как эти дикари на трибунах пиротехнику жгут..."
В автобусе на обратном пути думалось о том же: зачем они ездят? Единственный ответ, который я смог найти, послужил заголовком к этим заметкам.
В электронной энциклопедии дается следующее значение слова "фанат": слепо верящий человек, который имеет преувеличенное влечение к чему-либо. Но кто сказал, что вера обязательно должна быть зрячей?