Газета Спорт-Экспресс № 268 (5441) от 26 ноября 2010 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 ноября 2010 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

Клуб-2018

ГОЛЛАНДИЯ - БЕЛЬГИЯ

ВЕЛОСИПЕДЫ БУДУТ. С ГАРАНТИЯМИ СЛОЖНЕЕ

Александр ПРОСВЕТОВ

В 2000 году сборная России пропускала Euro. Из-за обиднейшего гола в концовке матча с Украиной. Могучая бригада "СЭ" была в результате сокращена до двух человек. Игорь Рабинер отправился в Голландию, автор этих строк - в Бельгию.

Работать, не скрою, мне было очень комфортно. Конечно, стадионы не шли в сравнение с теми, что довелось видеть потом в Японии, Португалии, Германии, зато был несомненный плюс - краткие расстояния. За час с небольшим по скоростному шоссе можно было добраться из Брюсселя и до Брюгге, и до Льежа, и тем более до Шарлеруа.

Недавно в беседе с бельгийцами я вспомнил, как в преддверии Олимпиады-80 из Москвы выслали за 101-й километр тех, кого советские власти зачислили в антисоциальные элементы. Реакция была неожиданной: "У нас так не получится. Через сто километров в границу упремся!"

Если и преувеличение, то совсем незначительное. Площадь Бельгии составляет 30,5 тысячи квадратных километров. Голландия, правда, побольше - 41,5 тысячи. Для сравнения: Московская область - 45,8 тысячи. Добавьте к ней Тульскую - и в сумме получится как раз то, что образуют вместе Бельгия и Голландия.

Одна из "фишек" совместной заявки - акцент на защиту окружающей среды. Актуальная экологическая тема подается в несколько неожиданном преломлении к футболу. Стадионы ведь, с одной стороны, расходуют массу электроэнергии и воды, с другой - производят тонны отбросов. Так почему бы не задействовать максимальным образом возобновляемые источники энергии, не использовать дождевую воду и солнечные батареи, не оснастить трибуны раздельными контейнерами для разных видов мусора, не извлекать фосфаты, простите, из мочи? Предлагается снабжать каждого зрителя - причем за определенные деньги - лишь одним пластмассовым стаканчиком, который человек мог бы наполнять напитками много раз, а потом либо сдать за полцены, либо сохранить на память - ведь сосуд будет с сувенирной символикой.

Под эту же идею "самого зеленого чемпионата" подпадает проект бесплатного обеспечения гостей велосипедами. Заявочный комитет объявил, в частности, о готовности двух стран предоставить в безвозмездное пользование два миллиона двухколесных машин. По-моему, симпатично. Почему бы молодым людям, которые составляют большинство болельщиков, не перемещаться по городам, крутя педали? Тем более что там для велосипедистов повсюду проложены специальные дорожки, на которые с непривычки то и дело залезают пешеходы-иностранцы.

На велосипедах приехала в мае с заявочной книгой в штаб-квартиру ФИФА в Цюрихе и бельгийско-голландская делегация. А вот в Париже, куда представители совместной заявки прибыли с презентацией в середине этого месяца, за 20 дней до вынесения цюрихского вердикта, номер не прошел. Пробки… На Елисейских полях Руд Гуллит, а также игравшие во Франции Энцо Шифо, Марк Вильмотс, Роб Витчге и Джонни Реп лишь немного погарцевали на велосипедах ради фотосессии, но добираться до главной парижской улицы от Северного вокзала, куда прибывают поезда из Амстердама и Брюсселя, им пришлось на метро.

Так отчего же заявка двух стран считается аутсайдером? Президента заявочного комитета Гуллита на пресс-конференции в Париже прямо так и спросили: "Почему вы в прогнозах занимаете последнее место и сумеет ли ваша заявка преодолеть при голосовании хотя бы первый круг?" "У вас сложилось ложное представление, - ответил Гуллит. - Мы очень удовлетворены откликами, полученными во всем мире".

Возможно, и так. Хотя было бы странно, если бы он сказал: для нас главное - участвовать, а не побеждать. В конкурсе стран себя пристало нахваливать, а не критиковать.

В сентябре мне довелось побывать в Бельгии и Голландии в составе делегации журналистов. Нас прекрасно принимали, устроив посещение как спортивных объектов, так и музеев на разный вкус - от абстрактного искусства до творчества художника Эрже, автора комиксов о приключениях Тинтина. Организовали экскурсии и по историческому центру Брюсселя, и по Антверпену, где состоятельные гости могут приобрести "лучших друзей девушек", если вспомнить слова из песенки "Виа гра", потакающей женской меркантильности. После прогулки по каналам Амстердама прокатили на глиссерах по роттердамскому порту и, конечно же, предложили оседлать велосипеды. Словом, было время и делу, и, если хотите, потехе. В Бельгии и Голландии есть что посмотреть.

Так почему же они аутсайдеры? Ответ, полагаю, содержится в докладе оценочной комиссии ФИФА.

Скепсис относительно проведения чемпионатами силами двух стран развеять, наверное, можно, хотя Зепп Блаттер на старте такой вариант вообще отметал. ФИФА прежде всего не нравилась перспектива создания двух оргкомитетов с двойными административными расходами, но Бельгия и Голландия в отличие от 2000 года создали единый штаб с центром в Эйндховене. Граница между двумя государствами в рамках единой Европы весьма условна, они успешно сотрудничают во многих областях, да и два гарантированных места в финальной части в их случае не столь большой минус. Во всяком случае, Голландия обычно отбирается на турниры без проблем. Это не Австрия со Швейцарией и не Украина с Польшей.

Стадионы? Их и в России надо строить, причем в еще больших масштабах. В конце концов, крупные международные турниры косвенно даже призваны стимулировать создание и обновление спортивной базы. Нехватка гостиничных номеров? Решаемо. Заявочный комитет утверждает, что две страны могут разместить в гостиницах и всякого рода кемпингах 920 тысяч человек. Похоже, он просто не слишком озаботился вопросом и не стал заниматься очковтирательством. Кроме того, не забывайте, что от Парижа до Брюсселя - 1 час 22 минуты пути по железной дороге, от Кельна - 1 час 48 минут, от Лондона - 1 час 50 минут.

А вот отсутствие правительственных гарантий, которые у России, между прочим, имеются, - момент очень серьезный. Все-таки ФИФА - организация коммерческая, ей хочется обязательств и льгот по налогообложению.

В самих Бельгии и Голландии некоторые политики критикуют высокую стоимость проекта, подчеркивают, что экономическая выгода от него незначительна, что прибыль пойдет в основном в карманы ФИФА. Не лучше ли сосредоточить усилия на борьбе за Олимпиаду 2028 года, когда будет отмечаться столетие предыдущих амстердамских Игр? Заявочный комитет между тем упирает на незыблемость прав "маленьких". Если бельгийско-голландское дело не выгорит, негативный опыт и впрямь может отбить охоту у небольших государств ввязываться в будущем в схватку, чреватую немалыми расходами.