БИАТЛОН
КУБОК МИРА
Вчера в Остерсунде завершился первый этап Кубка мира, в котором сборная России не сумела ни разу подняться на пьедестал почета. Итоги этапа специально для "СЭ" подвел исполнительный директор Союза биатлонистов России.
Сергей КУЩЕНКО: "ОДНОГО ТРУДА СПОРТСМЕНОВ ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТА МАЛО"
Сергей БУТОВ |
из Остерсунда |
Вчерашние гонки преследования должны были заметно поднять настроение российским болельщикам, испытавшим настоящее разочарование оттого, что команда не сумела в Остерсунде на равных бороться с лидерами мирового биатлона.
Ольга Зайцева и Светлана Слепцова были шестой и седьмой соответственно, причем Слепцова допустила свой единственный за день промах в самый обидный момент - в последнем выстреле. Конечно, трудно себе представить, что Светлана сумела бы вступить в борьбу за бронзу с Хеленой Экхольм, в чем сама Слепцова на финише и призналась, однако оптимизма высокие места Зайцевой и Слецовой все же добавили. Как и прыжок Екатерины Юрловой с 36-го места на 12-е: он стал возможен благодаря безупречной стрельбе на всех четырех рубежах, что удалось Юрловой в преследовании впервые в карьере.
Мужская гонка также скорее порадовала, нежели нет. Очень прилично на лыжне смотрелись Антон Шипулин и Максим Максимов, у которого второе "чистое" время дня. Шипулина подвели детские, как он сам выразился, ошибки на стрельбище - три промаха шансов на медаль не оставили, но в шестерку Антон попал даже с такой стрельбой. Максимов же повторил подвиг Юрловой, ворвавшись в число десяти сильнейших с конца третьего десятка.
Впрочем, общий фон шведского этапа получился, несомненно, негативным. С этого и началась наша беседа с Сергеем Кущенко.
- События недели показали: биатлон в России вышел на такой уровень общественного интереса, что сборная, по сути, потеряла право на ошибку. Нет результата в первых же гонках - и на команду обрушился шквал критики...
- Я согласен с тем, что внимание к биатлону в стране выросло, но не согласен с теми, кто не оставляет нам права на ошибку. Такое право должно быть у каждого, тем более если речь идет о профессиональном спорте - в высшей степени конкурентном. Чем сейчас совершенно точно не нужно заниматься, так это сеять панику. Потому что спортсмены следят за тем, что о них пишут и говорят. Мы прошли через это на Олимпиаде в Ванкувере.
Перед началом сезона мы не скрывали, и я об этом рассказывал в редакции "СЭ", что в Остерсунде мы планируем решать свои задачи. Экспериментировать, расширить состав, чтобы понаблюдать за тем, как адаптируются в команде новички, пробовать какие-то свои идеи. Если согласиться с тем, что все это с прицелом на будущее делать просто необходимо, возникает вопрос: а когда всем этим заниматься, если не в первых же стартах нового олимпийского цикла? Сегодня все зациклились на результате, которого пока нет, но лично я рассматривал бы наши проблемы под совершенно иным углом.
- Каким?
- Остерсунд четко показал, что многие наши соперники - Норвегия, Швеция, Франция - в это межсезонье продвинулись далеко вперед с точки зрения организации тренировочного процесса, работы сервис-бригад, подготовки лыж и многого другого. Достаточно посмотреть на автобусы сборных Швеции и Норвегии, которые представляют собой настоящие лаборатории на колесах, чтобы понять наше отставание. Я не хочу этим сказать, что у нас плохой "сервис". Он хороший, люди делают что могут.
Но в современном биатлоне сильны новые тенденции, за которыми обязательно нужно следить. И не отставать. Те же норвежцы и немцы вводят новую моду. Берут готовых лыжников, учат их стрелять и отправляют на дистанцию. Вы сами видели, какие скорости показывает Гёсснер, которая трижды промахнулась, но все равно стала второй!
Если мы в Остерсунде радовались, когда наши попадали в шестерку-восьмерку, то делали это не потому что так опустили планку, а оттого, что эти самые места рядом с пьедесталом почета подтверждают: выполненные в межсезонье объемы - верные. Но тенденция такова, что сейчас в биатлоне уже далеко не все зависит от того, как спортсмен готов физически. Одного труда спортсмена для результата стало мало.
Посмотрите, к примеру, кто производит все необходимое для биатлона оборудование. У нас до сих пор патрон чужой, винтовка чужая, смазки, порошки, парафины, лыжи, ботинки - все чужое! А теперь взгляните на оружие конкурентов. Олимпиада прошла, наступил новый сезон - и винтовки уже не такие, как прежде, переделанные. Очевидно, что лидеры в это новое оружие инвестировали средства, и немалые.
Бьорндален из года в год вкладывает либо собственные деньги, либо средства спонсоров в разработку нового типа винтовки, нового типа патрона. Да и выступает по-новому, соответственно. Читаем у него в интервью: "Я за лето улучшил форму". И ведь это не просто слова, он действительно ее улучшил! В сорок без малого лет! По сути, весь этап в Остерсунде свелся к тому, что все гадали, кто выиграет: Бьорндален или Свендсен?
- Россияне могут сравниться с Бьорндаленом по части профессионализма?
- Я не говорю, что наши хуже. Но есть проблема. Анализируя ситуацию, мы понимаем, что у нас спортсмены слишком часто задают себе вопрос: а когда ко мне придет оптимальная форма? То есть у них нет своего четкого ответа на этот вопрос, который базировался бы не просто на их ощущениях или воспоминаниях, а на научных данных, конкретных показателях. Но в конце концов мы и в этом вопросе обязательно встанем вровень с лидерами.
- В Остерсунде спортсмены и тренеры в один голос говорили: мы пока готовы не на все сто процентов, потому что главная задача - чемпионат мира в Ханты-Мансийске. Вам не кажется, что таким образом команда несколько загоняет себя в угол?
- Да, мы делаем в этом году ставку на домашнее первенство. Но это совершенно не нужно понимать так, как будто нам все равно, какими мы будем по ходу сезона. Просто наша подготовка и подготовка других команд идут по разным графикам. Очевидно, что сегодня команда находится не на пике. Если взять пульсограмму, то буквально каждый из биатлонистов сейчас недобирает 10-15 ударов в минуту. Если перевести это в секунды на лыжне, то получится ощутимое отставание.
- В субботу, насколько мне известно, прошло собрание команды. О чем говорили?
- Я попросил ребят нормально отнестись к тому, что колоссальное внимание к биатлону в стране приводит к формированию давления на спортсменов. У нас впереди домашний чемпионат мира и домашние Олимпийские игры. И другого выхода, кроме как научиться жить и выступать под прессингом, просто не существует. Мы обязаны быть в Ханты-Мансийске и Сочи настолько уверенными в себе, чтобы вообще ни на что не обращать внимания.
Совершенно очевидно, что этот прессинг со стороны болельщиков никуда не денется и в дальнейшем. Понятно и то, что они критикуют сборную не со зла, а просто потому, что хотят видеть победы. Но даже критикуя, болельщики продолжают любить биатлонистов и верить в них, как в дни неудач продолжают любить и верить в наших футболистов и хоккеистов.