ФУТБОЛ
ЛИГА ЕВРОПЫ
"СПАРТАКУ" ПОГРОЗИЛИ ПАЛЬЧИКОМ
Игорь РАБИНЕР
У же в четверг вечером, когда УЕФА объявил о том, что оглашение вердикта о наказании "Спартака" за бесчинства болельщиков в Жилине перенесено на пятницу, стало ясно: худшего красно-белым удалось избежать. На вчерашний день была назначена жеребьевка 1/16 и 1/8 финала Лиги Европы, и если бы красно-белых "сняли с пробега", то и их, и "Жилину", которая заняла бы место российского клуба, уведомили бы об этом заранее.
В общем-то и так было ясно, что ни с какого розыгрыша Лиги Европы "Спартак" не снимут. Даже после срыва матча отборочного турнира Euro-2012 Италия - Сербия тот же самый КДК УЕФА не пошел на тотальную дисквалификацию сербов. Решение там, напомню, оказалось куда более жестким, чем вчера: помимо технического поражения, еще и два домашних матча без зрителей. А до кучи еще и хозяевам-итальянцам, не обеспечившим безопасность в Генуе - 100 тысяч евро штрафа. Но с чего бы той же самой организации вдруг выгонять клуб из еврокубков за матч, который из-за беспорядков пусть и был отложен, но затем возобновлен и доигран до конца?
Все это так. И ротозейство служб безопасности стадиона в Словакии, пропустивших бы в тот вечер на трибуну даже грузовик с боеприпасами, тоже заслуживает порицания. Но мизерное наказание в 75 тысяч евро, наложенное на "Спартак" (плюс еще погрозили пальчиком: если, мол, в следующие пару лет случится подобное - получите один матч без зрителей), может, с моей точки зрения, стать палкой о двух концах.
Вряд ли кому-то из нас хотелось уподобляться большевикам, желавшим России поражения в Первой мировой для решения собственных внутриполитических вопросов, но хоть какая-то более или менее весомая реакция УЕФА последовать, считаю, должна была. Однако отчего-то в мировых и европейских футбольных кругах для нас созданы условия наибольшего благоприятствования. Сначала милостив оказался голландский судья Блом, а затем - карающие органы европейского футбола.
Чтобы в этом убедиться, достаточно привести одно сугубо футбольное сравнение. После матча Лиги чемпионов "Аякс" - "Реал" разразился скандал: выяснилось, что Жозе Моуринью передал указание двум своим игрокам "обнулить" желтые карточки, получив по второму предупреждению и пропустив никому не нужный последний матч группового турнира. Через посредников-вратарей Дудека и Касильяса указание было передано Серхио Рамосу и Хаби Алонсо.
Что в результате? "Реал" оштрафован на 100 тысяч евро, Моуринью - на 30 тысяч, Серхио Рамос и Хаби Алонсо - на 25 каждый, Касильяс - на 10, Дудек - на 5. Итого - 195 тысяч евро долой из кошелька "Королевского клуба", хотя не было ни массовых беспорядков, ни срыва матча, ни угрозы чьей-либо жизни и здоровью - будь то болельщики или игроки. Кругленькой суммы мадридцам стоило всего-навсего нарушение правил fair play.
И вот теперь "Спартак" наказан на сумму, которая меньше в два с половиной раза! Для крепко стоящего на ногах - с финансовых позиций - клуба это семечки. Что, в свою очередь, боюсь, означает: спартаковцы, выплатив штраф, вздохнут с облегчением и думать забудут о необходимости серьезнейшей планомерной борьбы с футбольным хулиганством и хулиганами. Так на их месте поступил бы, уверен, и любой другой наш клуб. У нас ведь пока гром не грянет - мужик не перекрестится. А из УЕФА - не грянул!
Сиюминутно радоваться европейскому либерализму почему-то не хочется. Мы видим, что в последнюю неделю происходит на улицах российских городов - не только Москвы. То есть события в Жилине нельзя вырывать из контекста серьезнейшей проблемы, поразившей страну. И недооцененной, сдается, в Европе. Из чего и проистекают такие вот даже не полу-, а четвертьрешения, которые сегодня у кого-то могут вызвать облегчение, зато завтра...
Иностранные журналисты на днях задали мне наивнейший вопрос: "Фанаты "Спартака" отличаются особой агрессивностью от поклонников других клубов?" Похоже, ничего они не понимают. Не отдают себе отчета в том, что тех же "спартачей" если что-то и выделяет, то только количество. Идеологические же установки у многих из них - абсолютно идентичные зенитовским, цеэсковским, динамовским и т.д. И объединяют они гораздо теснее, чем различие клубных цветов - разъединяет.
Всей этой публике близорукое решение УЕФА невольно развязывает руки для "продолжения банкета". А наши клубы, РФПЛ, РФС не получают необходимого импульса для проведения совершенно иной политики по отношению к тем, кто посещает в России стадионы. Такой политики, которая, к примеру, позволила Англии очистить футбол от насилия, да и просто нездоровой агрессии.
Но ведь туманный Альбион к коренному решению проблемы подтолкнул как раз УЕФА - изгнав после трагических событий на брюссельском стадионе "Эйзель" в 1985 году все английские клубы на пять лет из еврокубков. То есть, конечно, все главные действия вроде создания специального закона должны происходить внутри страны - но побудительным мотивом вполне может стать жесткая реакция снаружи.
Вовсе не хочу сказать, что "Спартак" надо было дисквалифицировать. Речь о другом. О том, что суммой штрафа - да и другими составляющими своего решения - УЕФА проигнорировал проблему как таковую. Постановил, что ее нет. Повел себя, как страус, при виде хищников зарывающий голову в песок.
Это, как представляется, - самое опасное. Я вот думаю, что, если бы, допустим, еще и ФИФА выразила свою позицию по поводу произошедшего да намекнула, что видит в последних событиях угрозу чемпионату мира, - это бы подействовало. Ибо есть очень большие сомнения, что мы способны начать что-то делать, не получив увесистого пинка под зад.
Грозные слова, которые после беспорядков в Москве и других городах произнесли руководители страны, надо было не то что говорить, а реализовывать на практике намного раньше. Но, видимо, кому-то на высоких этажах прежде было выгодно с этой публикой заигрывать. Вот и дождались, что она подросла и стала играть бицепсами. Поди теперь укажи ей былое место.
Хочется, знаете ли, быть здоровыми. Но для этого не обойтись без интенсивного курса лечения - стадия-то далеко не первая. И если не помогут отечественные знахари, придется вмешиваться мировым светилам - чего сейчас не сделал УЕФА. Вот только не будет ли поздно?