ФУТБОЛ
Валерий МАСЛОВ: "ЭТО ЛУЧШИЙ СТАДИОН В МИРЕ!"
- Вся моя жизнь, считаю, прошла на стадионе "Динамо", для меня это лучший стадион в мире, ему я обязан тем, что стал личностью в спорте, - говорит заслуженный мастер спорта по футболу и хоккею с мячом Валерий Маслов. - Рассказывать о происходившем на "Динамо" со мной, с моими товарищами по команде, с нашими великими тренерами можно бесконечно. Вот первое, что всплывает в памяти.
Поздняя осень 1963 года. Снежок, легкий морозец. Футбольное московское "Динамо", в составе которого я выступал третий сезон, уже обеспечило себе чемпионское золото. Идем по туннелю на заключительный матч с "Динамо" тбилисским. Вдруг команду догоняет наш старший тренер Александр Пономарев, кричит: "Тбилиси согласен на ничью!" Даже паузы на раздумье не взяли, все как один: "Да вы что, Александр Семенович, мы будем играть!" "Я так и знал!" - отвечает наш тренер, своей огромной пятерней достает из кармана горсть мелочи и швыряет ее вслед уже вышедшим на поле тбилисцам: "Нечего к чемпионам лезть с дурацкими предложениями!" Выиграли - 2:0.
Зимой обычно поле стадиона "Динамо" заливали для хоккея с мячом. И как ни странно, на состояние футбольного газона это переоборудование никак не влияло - спасала толстая снежная подкладка. Февраль 1973 года. Решающий матч чемпионата мира по хоккею с мячом СССР - Швеция. Жуткая оттепель, поле - не каток, а озеро. Перед игрой в раздевалку к нам зашел председатель всесоюзного спорткомитета Сергей Павлов, замечательный человек, с которым я был знаком. "Сергей Павлович, - обратился я к нему. - Если выиграем в таких условиях, вы уж дайте звания заслуженных тем в нашем составе, у кого их нету". Павлов пообещал. Вышли, народу полные трибуны, и бились насмерть, хотя по такой погоде утратили преимущество в скорости перед шведами. Забить мяч из луж было невозможно. Но я забил. Случайно. Выиграли - 1:0. После игры Павлов пришел нас поздравить. Спрашиваю: "Обещание свое не забыли?" "Как можно, Валера", - отвечает. И через пару дней Янко, Бочков и кто-то еще отправились получать почетные значки.
Или вот еще. Год уже не помню, когда поспорил с товарищем, горячим болельщиком "Динамо", на ящик водки, что мы обыграем нашего главного, принципиального соперника свердловский СКА со счетом 7:2. До конца игры остаются считаные минуты, ведем 6:2, радостный товарищ кричит мне с трибуны: "Масло! Ящик твой!" И тут я получаю мяч, обыгрываю одного, второго, потом вратаря, забиваю и выигрываю спор чисто. "Поблажек не надо!" - кричу другу, проезжая мимо.
С середины 60-х годов на "Динамо" стали проводиться чемпионаты мира по спидвею. Лучший динамовский бомбардир в хоккее с мячом Евгений Папугин, сам мотоциклист, был страшным поклонником мотогонок на льду и товарищей по команде старался к ним приобщить. А за сборную СССР тех лет выступал почти непобедимый Габдрахман Кадыров. В спидвее, если ты со старта не вышел на первую позицию, считай, уже проиграл: лидер будет блокировать, не выпускать вперед. И мы восхищались тем, как Кадыров выигрывал заезды не только с первой позиции, проявляя прямо-таки героизм на виражах. А после гонок вместе с Габдрахманом шли в шашлычную (ее все называли "Антисоветской", потому что расположена она была напротив гостиницы "Советская"), где работала его жена, отмечать кадыровские победы. Вот времена были!
Павел АЛЕШИН