Газета Спорт-Экспресс № 39 (5509) от 24 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 февраля 2011 | Лыжные гонки

ЛЫЖНЫЕ ВИДЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Сегодня в Осло состоятся первые - спринтерские - гонки мирового первенства, обещающего стать одним из самых ярких событий спортивной зимы-2011.

"ОНИ ЗДЕСЬ ВСЕ СОШЛИ С УМА!"

Сергей БУТОВ

из Осло

В ТЕМНО-СИНЕМ ЛЕСУ

В темно-синем норвежском лесу вокруг Холменколлена, где трепещут осины и где с дубов-колдунов облетает листва, тут и там вьется дымок костров. В полдень 21 февраля, ровно за два дня до начала чемпионата мира, минута в минуту, власти норвежской столицы дали свое разрешение фанатам лыжного спорта (то есть всем без исключения жителям Норвегии, от грудных младенцев до глубоких стариков) ставить в окрестностях Холменколлена палатки. И открылся ручеек из сотен людей, и отправились норвежцы целыми семьями по дороге, ведущей из суетного Осло в окрестные леса.

Вчера утром термометр в центре Осло показывал минус 14 градусов. В Холменколлене, этом столичном пригороде а-ля Химки, расположенном на небольшой высоте над уровнем моря, очевидно, ночью были все минус 20. Тем не менее палаточные города возникли тут и там - на специально подготовленных для этого территориях, расчищенных от сугробов, оборудованных туалетами и другой минимально необходимой инфраструктурой. День и ночь здесь крутились, храпели тракторы, прокладывавшие сквозь девственный лес десятки тропинок. Сегодня утром, умывшись снегом и позавтракав приготовленной на костре едой, к лыжной трассе и стадиону выйдут тысячи людей.

По официальной информации, в прошлом году во время лыжного этапа Кубка мира в лесных окрестностях Холменколлена жили примерно шесть тысяч человек. Нет никаких сомнений в том, что в дни Осло-2011 эта цифра будет превышена в разы.

У этих людей нет никакого материального интереса в том, чтобы ближайшие две недели провести в спальных мешках, просыпаясь и отходя ко сну на снегу. Им не заплатят денег и не раздадут экипировку, - они обычные норвежские болельщики, которые взяли на работе отпуска и добровольно уехали в лес. Уже завтра они погонят своих лыжников вперед так яростно, что у тех не останется путей к отступлению.

Последний раз мировое первенство Норвегия принимала в 1997-м, тогда оно прошло в Тронхейме. И это было первенство, которое не забыть никому из тех, кто стал его участником или свидетелем. Для спецкора "СЭ" Осло-2011 - третий лыжный чемпионат мира в журналистской карьере, после Саппоро-2007 и Либереца-2009. Не бог весть какая база для сравнений, но уже сейчас мне очевидно, что на фоне экзотического, но какого-то ненастоящего японского и пресноватого, неуютного чешского, норвежское первенство станет космическим событием.

КОРОЛЬ ОБЯЗАТЕЛЕН, ВХОД СВОБОДЕН

Из Москвы понять, что означает для Норвегии этот чемпионат, невозможно. Не понять и того, откуда росли ноги у не прекращавшейся дискуссии о том, сможет ли кто-либо из звезд норвежского биатлона попасть в лыжную сборную на домашний чемпионат или нет. Разговоры эти начались в норвежской прессе еще летом, а в начале зимнего сезона достигли своего апогея, заполонив информационное пространство. Хорошо помню, как в декабре, на стартовом этапе Кубка мира по биатлону, который проходил в шведском Остерсунде, я обратился по этому поводу к Эмилю Хегле Свендсену:

- Вот объясните мне: вы, Оле Эйнар Бьорндален, Ларс Бергер - все хотят попасть в лыжную эстафету на февральском чемпионате мира в Осло. Неужели для норвежцев домашний чемпионат мира значит так много?

- Именно столько он и значит, - Свендсен улыбнулся и поднял указательный палец, словно спрашивая у меня: "Понял?"

Нет, там, в Остерсунде, я так и не понял. Понятно становится лишь здесь.

Мы, небольшая группа российских журналистов, приехавших освещать норвежское первенство, гуляли вечером во вторник по Осло. Забрели в главный кафедральный городской собор (по статусу - наш храм Христа Спасителя), а там очень кстати шла служба, которой руководил епископ Осло. Остались. Вместе с прихожанами стоя спели несколько красивых норвежских песен. По частоте упоминаний епископом слова "Холменколлен" в какой-то момент осознали, что служба чемпионату мира как раз и посвящена. Ну, вылитый молебен в честь проводов олимпийской сборной России на очередные Игры. "О, великий Петтер Нортуг, да приидет Царствие Твое, да достанется Тебе все золото турнира. Аминь".

Потом, из буклета, выяснили, что кафедральный собор на время мирового первенства превратится в настоящую музыкальную площадку. Здесь ежедневно будут выступать известные в Норвегии церковные коллективы, и, к примеру, в субботу ожидают гостей из британского Норвича: мужской хор выступит с оригинальной концертной программой. Вход - 150 норвежских крон (примерно 20 евро). А на следующий день легендарный Бьорн Дэли, спорящий в Норвегии по популярности с королем Харальдом V, вместе со своим отцом Эрлингом Дэли проведут здесь публичную беседу с высокопоставленным церковнослужителем. Тема: "Путь к успеху, ценности и вера". После беседы выступит "фантастический", как написано в буклете, городской госпел-хор Осло. Все это в прямом эфире покажет центральный телеканал NRK. Вход свободный.

Но это вечером. А утром в то же воскресенье в часовне Холменколлена, что возвышается над входом на лыжный стадион, состоится служба и праздничный концерт по случаю чемпионата. Присутствие королевской семьи во главе с Харальдом V обязательно. Вход свободный.

Деревянная часовня, выполненная в мрачноватом норманнском стиле, - чистой воды новодел. В 1992-м она выгорела дотла в результате умышленного пожара. Виновника зовут Варгом Викернесом, он знаменитый в Норвегии поджигатель церквей, видный деятель неоязыческого и неонацисткого движений, создатель и единственный (к счастью) участник блэк-металической группы Burzum, отсидевший срок за убийство. Кому интересно ознакомиться с музыкальным творчеством видного деятеля, добро пожаловать в Youtube. Я на досуге ознакомился - и примерно на третьей минуте испытал острое желание тоже что-нибудь поджечь, например, вкусно пахнущий свежим деревом пресс-центр.

У входа в часовню открывается великолепный вид на лыжный стадион, который сбоку подпирает врезающийся в небо, совершенно футуристического вида трамплин, хорошо видный практически из любой точки Осло. Построенный, страшно сказать, в конце XIX (!) века и бесчисленное количество раз реконструированный, сегодня этот трамплин считается самым современным в мире. Один из директоров Осло-2011 Рой Эвенсен вчера в ходе специальной пресс-конференции назвал трамплин Холменколлена третьей по узнаваемости спортивной ареной в мире после теннисного центра Уимблдона и стадиона "Уэмбли", и, вполне возможно, он был недалек от истины.

Окруженный со всех сторон высокими трибунами и трамплином, лыжный стадион находится в низине, напоминая арену для гладиаторских боев. У него впечатляющая акустика. На вчерашних квалификационных забегах к разделкам на 10 и 15 км аншлагом и не пахло, но и те островки фанатской активности, что обнаружились на трибунах, ревели не хуже реактивного самолета, вывалив на ни в чем не повинных лыжников из Аргентины, Венесуэлы, Ирана, Турции, Армении и других "банановых", по меркам лыж, государств всю свою любовь к лыжному спорту.

Перед началом квалификации я, обманув бдительность пока еще расслабленных волонтеров, прошел через подземный тоннель и попал прямо на середину стадиона. Почувствовал, как, должно быть, бьется сердце спортсмена, который попал в центр котла, раскаленного докрасна от человеческих страстей.

Как выжить в нем? Как не сгореть дотла, словно та холменколленская часовня?

КЕНИЙСКИЙ ЛЫЖНИК ПРОТИВ ВИКИНГА И МЕДВЕДЯ

Получить от тренеров конкретную информацию о готовности команды за сутки до старта такого турнира, как чемпионат мира, задача почти невыполнимая. Все волнуются, а потому страхуются. Да и что говорить, когда совсем скоро все станет ясно на лыжне.

Вот шагает навстречу старший тренер женской сборной России Николай Седов.

- Ну как там ваши? - спрашиваю участливо.

- Да тьфу-тьфу-тьфу, - бодро отвечает Седов, и мы расходимся, довольные друг другом.

Я спросил, Седов ответил, формальности соблюдены, информации - ноль.

Ясно одно: вопрос амбиций нашей женской команды - довольно болезненный с точки зрения наполнения нашей медальной корзины, в которую примутся заглядывать все без исключения с первого же дня чемпионата. Официально перед женщинами поставлена задача завоевать награду любого достоинства, но… Как бы вам сказать… В общем, когда вы, принаряжаясь, идете на дискотеку или на первое свидание, тоже, небось, ставите перед собой максимальные задачи. С реализацией бывает не все гладко, не правда ли?

Женская лыжная сборная, столько лет бывшая безоговорочным мировым лидером (Вяльбе, Лазутина, Егорова, Данилова, Чепалова, дальше продолжать?), так же, как и все остальные сборные, приехавшие в Осло, обязана ставить перед собой амбициозные цели. "Требуй невозможного, получишь максимум" - этот девиз в профессиональном спорте еще никто не отменял. И если вдруг наши лыжницы вернутся из Осло с пустыми руками, то это будет воспринято единственно правильно - как неудача. Что еще больше мобилизует того же Седова и остальных тренеров, которые после Ванкувера лепят из сыроватой и немного безликой гонщицкой массы конкурентоспособную команду под Сочи. И вылепят. Тьфу-тьфу-тьфу.

Но здесь, в Осло, основные наши надежды связаны с мужской командой, об этом надо говорить честно. И надеяться на то, что у россиян найдется что противопоставить норвежскому паровому катку, который погонят вперед не тысячи и даже не десятки, а сотни тысяч луженых глоток.

Первая такая русско-норвежская публичная дуэль - уже сегодня. Норвежский викинг Петтер Нортуг в роли Челубея против Пересвета Алексея Петухова по прозвищу Русский Медведь. Выбор оружия ограничен лыжами и палками. Стиль - свободный, коньковый.

Если кто и в состоянии потрепать им нервы, так это Филипп Бойт, тот самый кенийский лыжник, с которым спецкор "СЭ" познакомился два года назад в Либереце.

Вчера 39-летний Бойт не прошел квалификацию на классическую "пятнашку". Несмотря на овации трибун и поддержку восьмикратного олимпийского чемпиона Дэли, который стал его другом в далеком уже 1998-м. Тогда, после очередного своего триумфа в олимпийском Нагано, великий Дэли долго стоял на финише ради того, чтобы обнять щуплого кенийского паренька, бросившего вызов самой природе.

- Я горжусь своим знакомством с Бьорном и тем, что происходило сегодня на трибунах во время моего бега, - сказал Бойт, едва сдерживая слезы. - Это лучшая поддержка зрителей за все время, что я бегаю на лыжах, а я занимаюсь этим достаточно давно. Эти люди… Они здесь все сошли с ума!