ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Хасан БАРОЕВ: "Я ВЕРНУЛСЯ!"
Дмитрий ОКУНЕВ |
из Дортмунда |
28-летний Бароев, лицо российской борьбы нового тысячелетия, последние месяцы жил затворником. Выдержав после серебряного Пекина-2008 паузу в выступлениях, он вновь вышел на ковер год назад - и в сентябре проиграл московский чемпионат мира. Обиднейшая веха в карьере знаменитого тяжеловеса. Однако, как показал ЧЕ в Германии, выводы из осечки Бароеву и его тренерам извлечь удалось.
- Вас можно поздравить с возвращением в большую игру? - спрашиваю двукратного чемпиона мира.
- Я из борьбы никуда и не уходил, но с точки зрения результатов - да, вы правы. Наконец-то пришла большая победа. Создан задел - то, от чего можно плясать дальше. Есть у меня еще, оказывается, резерв. И это может только радовать. В общем, в будущее смотрю с энтузиазмом.
- Иначе говоря, титулованный борец Бароев реализовал еще не весь свой потенциал?
- Да. 28 лет - абсолютно не возраст для борца любой категории. Чего уж говорить о тяжеловесах. И в 32 все на ходу - грамотно борются и добиваются успеха. Только нужно все делать правильно и вносить новые веяния в тренировочный процесс.
- Полностью довольны показанной в субботу борьбой?
- Скрывать не буду - конечно, доволен. Вчера все увидели того самого Бароева, который был раньше. Правда, пока есть много недостатков. Так, мой тренер Владимир Уруймагов делал замечания после каждой схватки. Я ему говорю, мол, оставь меня в покое, дай отдышаться. Куда там - все равно над душой стоит и объясняет, что я сделал правильно, а где ошибся. Ну а в целом эта победа - уже вчерашний день. Надо готовиться дальше. Ключевой старт - лицензионный чемпионат мира в Стамбуле.
- В сегодняшней сборной вы - главный объект внимания. Излишняя публичность не отвлекает?
- Я предан борьбе, отдаю ей все силы и мысли. Остальное - второстепенно. Но если о тебе говорят, - значит, помнят. Вот это приятно.
- Ваш соперник по финалу, турок Каялп, несмотря на молодость, очень серьезный противник. Успели почувствовать его силу на себе?
- Что и говорить, турок - очень хороший атлет. Наверняка до Олимпиады еще не раз придется с ним побиться. Каялп - прошлогодний чемпион Европы, призер последних двух мировых первенств. Он действительно крайне силен, и я очень рад, что абсолютно ни в чем ему не уступил.
- Вы успешно защищались в партере, заработали балл, и время матча истекло. Но турки запросили видеоповтор эпизода, в котором Каялп чуть было вас не перевернул. Волновались в момент просмотра?
- Нисколько. Им терять было нечего - вот и решились на подобный ход. Они давили не на меня - делать это уже не было никакого смысла, - а пытались воздействовать на судей. Надеялись, что те пересмотрят решение. Но никаких поводов и оснований для аннулирования результата не было.
- В перерыве после первого периода рефери попросил турецких тренеров вытереть своего борца. Каялп мазался маслом?
- В моей ситуации жаловаться на турок неправильно. Но надо признать: такие методы применяются у них очень активно. Мажутся специальными маслами, воздействие которых сначала не чувствуется. Но как только соперник с первыми секундами схватки разогревает свое тело, жидкость начинает выходить из пор. Схватить такого борца крайне непросто.
- Пришлось ли вам гонять вес накануне турнира?
- Так я же самый стройный тяжеловес в мире! Моя масса стабильна - 118 - 119 килограммов. Изредка во внесоревновательный период вес достигает 122 килограммов. Но это - максимум.
- Во многих соревнованиях до чемпионата мира планируете участвовать?
- Сейчас беру небольшую паузу, но стартов летом точно будет несколько. Обязательно должно присутствовать чувство ковра, судьи и соперника.
- Что сказал по поводу вашей борьбы президент ФСБР Михаил Мамиашвили?
- Пересечься удалось буквально на две секунды. Мамиашвили поздравил и сказал: "Наконец-то я увидел Хасана таким, каким он и должен быть". Я поблагодарил нашего президента - и пошел на награждение.
- К слову, Бароев выигравший Олимпиаду и нынешний - разные борцы?
- Правила и стиль борьбы с тех пор значительно изменились. Думаю, побеждаю соперников сегодня за счет того же, что и раньше. И не скажу, что теперь я хуже подготовлен.
- К чемпионату мира форму придется набирать заново?
- Естественно. Пик прошел, а сегодняшнее мое состояние - самое ужасное. До нашей беседы сходил в баню, поплескался в бассейне. Надо было хоть как-то поднять тонус организма. Только представьте: проснулся с ощущением, будто вчера по мне пробежала целая рота солдат. Все болит. У нас в борьбе ведь как: полгода подготовки - к одному конкретному дню. Этап тренировок по общефизической подготовке, горный этап, этап на равнине - вся работа нацелена на выведение спортсмена на пик формы. Тренерам приходится нелегко. Их задача - грамотно рассчитать весь процесс.
- Огромную роль в вашем успехе сыграл Уруймагов?
- Конечно. Личный тренер все контролирует и всегда находится рядом. Однако во имя общего дела трудится целая команда тренеров во главе с главным - Гоги Мурмановичем Когуашвили.