ФУТБОЛ
ЛИГА ЕВРОПЫ. 1/4 финала. Ответный матч "СПАРТАК" - "ПОРТУ" - 2:5
ПОЧТИ ПОЛОВИНУ ДОХОДОВ "ПОРТУ" ПОЛУЧАЕТ ОТ ПРОДАЖИ ИГРОКОВ
В Португалии кризис. Казна пустеет, а армия безработных растет. На фоне этого островком благополучия выглядит ФК "Порту". О том, как там зарабатывают, рассказал коммерческий директор клуба Жил Сантуш.
- Около 40 процентов доходов мы получаем от продажи игроков, - заявил он на лекции на спецкурсе "Менеджмент в игровых видах спорта". - Однако тут велик элемент риска, поскольку год на год не приходится. Еще одной важной статьей доходов являются билеты. В год мы зарабатываем 5 миллионов евро на продаже абонементов и еще столько же - на продаже разовых билетов. Около 6,5 миллиона набегает за продажу футболок, причем 80 процентов из них - с именами Халка и Фалькао. В среднем мы продаем за сезон 20 тысяч маек в пяти официальных магазинах "Порту", супермаркетах и аэропортах. Недавно, когда мы стали чемпионами страны, за четыре дня было продано 4 тысячи футболок!
Нам бы очень хотелось наладить продажу атрибутики в других странах. В этом смысле особенно интересны Китай и Россия. Но и про свой рынок мы не забываем. У нас всегда находится время для таких акций, как розыгрыш на стадионе футболок авторов голов по окончании матча.
Зарабатываем и на стадионе. На нем проводятся концерты, гонки, баскетбольные матчи, корпоративные совещания, любительские турниры, свадьбы… К примеру, на детских праздниках мы собираем до 600 детей. Это, кстати, важно еще и потому, что дети растут рядом с брендом "Порту" и со временем становятся поклонниками клуба. Концерт Rolling Stones принес нам полмиллиона евро. В то же время содержание "Драгау" обходится в 2 миллиона в год.
Что касается наших болельщиков, то мы ориентируемся на средний класс. Нашему среднестатистическому фанату 39 лет. При этом 70 процентов аудитории - мужчины, а 30 - женщины.
- Что за сертификат недавно получил ваш стадион?
- Мы единственный клуб в мире, у которого есть лицензия ФИФА "Чистый стадион" - за экономию электроэнергии, порядок и отсутствие мусора. На "Драгау" мы позаботились, чтобы он исчезал сразу, как появляется.
Григорий ТЕЛИНГАТЕР