ФУТБОЛ
Вчера с первым чемпионом мира в истории российских первенств, трехкратным победителем Лиги чемпионов в составе мадридского "Реала", а ныне - капитаном "Анжи" более полутора часов беседовал корреспондент "СЭ".
РОБЕРТО КАРЛОС: "В 12 ЛЕТ НА ТКАЦКОЙ ФАБРИКЕ МОИ ЛАДОНИ БЫЛИ ИСКОЛОТЫ ДО РАН"
Игорь РАБИНЕР |
из Химок |
- Во вторник на пресс-конференции, посвященной подписанию соглашения между "Анжи" и благотворительным фондом "Подари жизнь!", вы объявили, что будете переводить туда не только определенный процент премиальных, но и часть зарплаты. Эта мысль пришла вам в голову прямо по ходу встречи с журналистами?
- Нет. Так же я поступал последние лет десять во всех командах, за которые выступал, - в "Реале", "Фенербахче"... Этому правилу решил не изменять и в "Анжи".
- Можете рассказать о благотворительной программе, которую вы уже 12 лет ведете на родине?
- В Сан-Паулу есть государственная больница, где целое крыло занимают недавно родившиеся дети, у которых серьезные проблемы со здоровьем. Стараюсь покупать им самое современное оборудование, которое приобретаю в США.
- Перенесемся в ваше детство. Читал, что вы родились на фазенде в штате Сан-Паулу, где ваша очень бедная семья выращивала кофе.
- Так и было. Но, как бы бедно мы ни жили, с огромным счастьем вспоминаю детство. То, как ко мне относились родители, бабушка с дедушкой, сестры, не променяю ни на что. У меня три сестры, а я оказался единственным наследником отца по мужской линии. У нас был маленький черно-белый телевизор. Мы смотрели чемпионаты мира и Бразилии, я болел за "Сантос" - и мечтал, как и любой бразильский ребенок, попасть в сборную.
- В Бразилии миллионы талантливых футболистов. И тем, кто живет в глухой провинции, вдвойне сложно пробиться. Как это удалось вам?
- На самом деле большинство бразильцев, добившихся чего-то в футболе, выросли в бедных семьях. Можно вспомнить лишь единицы тех, кто вставал на ноги в обеспеченном окружении. А что помогло?.. Советы отца. Огромное желание попасть в сборную Бразилии и играть в европейском клубе. И Бог.
- Отец имел отношение к футболу?
- Играл, как все, на любительском уровне. В жизни же просто собирал кофе.
- Родители живы?
- Да, и живут в том же месте, где я рос, - в Кордейрополисе.
- Правда ли, что в 12 лет ушли из школы и устроились работать на текстильную фабрику?
- Да. Одновременно занимался футболом. Работал на фабрике с 10 утра до двух дня, с трех до пяти тренировался, а потом возвращался на работу. Трудился в таком режиме года два с половиной.
- Что может заставить 12-летнего ребенка устроиться на нелегкое производство?
- Нужда. Надо было помогать семье, поскольку денег, которые зарабатывал отец, не хватало. Часто бывало, что половину и без того скромного обеда вынуждены были оставлять на ужин...
- Что вспоминаете о работе на фабрике?
- Помню, что часто ранил свои руки об иглы, при помощи которых шили разную продукцию. Все ладони были исколоты и очень болели! Зато познакомился там со многими людьми, с которыми общаюсь до сих пор. Вся моя жизнь - добрая история, в том числе и эта ее часть.
- Переход на другой жизненный уровень общение с этими людьми не прекратил?
- Ни в коем случае. С кем тогда подружился - с теми и общаемся.
- Во многих странах футбол является социальным лифтом, единственным способом перейти на иную ступень благосостояния. А что было главным стимулом для вас?
- (После паузы.) У меня была мечта - купить дом отцу. И когда я был подростком, то решил, что единственный способ, которым могу этого добиться, - играть в футбол. Мечта возникла лет в 15, в 88-м году, а купил папе дом уже в 92-м. На тот момент это был совсем небольшой коттеджик. Но это был его собственный дом! И он был от этого очень счастлив.
- В России нынче в 17 лет футболисты, еще ничего не добившись, подписывают контракт, после которого лишаются стимула расти и пускаются во все тяжкие. Что вы как человек, в 12 познавший тяжесть физического труда, скажете им?
- Когда я был игроком - и там, где начинал карьеру, - было не так. А скажу вот что: копите деньги, ребята. Не пускайте их на алкоголь и развлечения. Помогайте своей семье. В Бразилии был великий футболист - Гарринча. Играя, он получил все, что было возможно, - всемирную славу, деньги. А умер в нищете. Поскольку в определенный момент подумал, что у него огромное количество денег, которые никогда не кончатся. Но потом футбол в его жизни завершился, и все оставшиеся годы он только тратил то, что заработал когда-то. И однажды этих денег у него не осталось. Об этой истории надо знать и помнить всем. В том числе и тем, кто считает, что навсегда ухватил птицу удачи за хвост.
Полностью интервью Роберто Карлоса - в ближайших номерах