ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
На открытие нового 30-тысячника в Чеченскую республику слетелись легенды мирового футбола во главе с Диего Марадоной. А вчера поздно вечером на "Ахмат Арене" в рамках торжественной программы состоялся матч сборной мира против российской команды политиков под названием "Кавказ".
ГРОЗНЫЕ ЗВЕЗДЫ
Дмитрий СИМОНОВ |
из Грозного |
Ночь со вторника на среду.
Над столицей Чечни - чистое небо. В небе - полумесяц. Звезд нет, но они непременно будут завтра.
В ночь перед открытием стадиона мы с моим сопровождающим Магомедом мчимся по улицам Грозного. Повсюду свет, зеленеют деревья, быстро и незаметно, прямо как дети, растут небоскребы.
Лет восемь назад такая поездка, говорят, могла бы закончиться неприятностями. Но сейчас бояться нечего.
Ночь тиха - и только небу над стадионом не дают заснуть прожекторы. Идет последняя репетиция праздничных мероприятий. Одним футболом премьерный показ новенького стадиона имени Ахмат-Хаджи Кадырова дело не ограничится - будет и концерт звезд с участием Тото Кутуньо, и лазерное шоу, подготовленное спецами из Турции.
Но главное все-таки - завтра будет звездопад.
* * *
Вторник. Вечер.
Первая из них упала заранее.
"Жан. Клод. Ван. Дамм. Боло. Йен. И другие актеры" - слова, произнесенные с детства знакомым гнусаво-видеомагнитофонным голосом, всплывают в памяти, когда еще в московском аэропорту в автобус-шаттл входит пожилой азиат в пижамных штанах, клетчатой рубахе техасского тракториста и бейсболке задом наперед.
Вместе с простыми смертными в Грозный летит Боло Йен (Янг, Йенг, Юнь - как его только не обзывали прищепконосые переводчики). Звезда боевиков, выдающийся голливудский кинозлодей, который, как рассказал один товарищ, был даже включен в Книгу рекордов Гиннесса как самый гибкий человек планеты.
Боло постарел, но сказать, что он уже не тот, язык не повернется, да и боязно. Боло еще способен на приключения! Два года назад в Грозный приезжал Кери-Хироюки Тагава, в 2010-м - Марк Дакаскос. А Боло - он ведь ни тому, ни другому не уступит.
* * *
Среда. Утро.
Город пестрит афишами, возвещающими о грядущем визите легенд мирового футбола.
Хедлайнер, то бишь звезда номер один, - Марадона прилететь должен точно. Не случайно именно он принял караул у Гуллита на плакате возле аэропорта - Welcome to Grozny!
Назвать пофамильно остальных, кто прилетит, организаторы до последнего не решаются. Такое - в порядке вещей. Когда в прошлый раз в гости пожаловала ретросборная Бразилии, точный состав участников узнали, только когда вносили фамилии латиноамериканцев в протокол. Звезды - народ непредсказуемый.
* * *
Плакаты тем временем предлагают широкий ассортимент. На одном - Папен, Барези, Аморос. Верится. На втором - Костакурта, Вьери, Бартез. Почему бы и нет? А на третьем - что-то за гранью фантастики. Аршавин и Криштиану Роналду! Они тоже - Welcome to Grozny! Неужели приедут?
В городе шушукаются, что будет и Месси. Идут разговоры о певице Мадонне. Перепутали с Марадоной - или?...
Среда. Пополудни.
От пресс-службы правительства республики поступает информация, что российский футбол представят Дасаев, Аленичев, Писарев. А из иностранцев на игру с правительством республики по официальной версии прилетят аргентинцы Марадона и Айяла, итальянцы Барези, Вьери, Франческоли и Костакурта, французы Аморос, Папен, Бартез и Богоссян, англичане Макманаман и Фаулер, португалец Фигу. Месси с Аршавиным в списках не значатся.
* * *
Начиная с полудня самолеты приземляются один за другим. Выходят из них преимущественно холеные люди в одинаковых пиджаках и при галстуках. У многочисленных фотографов опускаются руки. Вопрос о том, кто более знаменит - действующие политики (за исключением самых больших руководителей) или футболисты - звучит не просто риторически, а откровенно глупо.
- Как его звать? - спрашивают у работника правительственной пресс-службы про очередного государственного мужа, который вообще-то занимает важный пост, а значит, не последний человек в стране.
- Так-то.
- А это, должность у него какая? И это, когда футболисты прилетят, вы нас поближе подпустите, ладно?
Фамилию крупного политика намеренно утаю. Обидится ж.
* * *
Пепельную блондинку, певицу С.С.Catch, в компании с задорными темнокожими танцорами тоже узнали не сразу.
- Да я ей во внуки гожусь, - наговаривал на нее фотограф, которому гожусь во внуки я. Но СиСи, молодчина, все равно выглядит моложе меня. Дает блиц-интервью у трапа самолета.
- Что спросили? Что спросили? - суетился телекорреспондент из Питера. - Что-то про горячую точку? Про то, что страшно?
- Нет, - удивился переводчик, поскольку вопрос был о том, какую песню исполнит СиСи.
- Тогда я спрошу! - расхрабрился гость из города на Неве. - СиСи, вам не страшно было сюда лететь?
Глаза певицы едва не вылезли из орбит - темные очки уберегли. "Нет, конечно!" - удивленно ответила она.
- Что за ерунду спрашиваешь? - накинулся на вопрошавшего кто-то из местных. - Да она тут уже в третий раз! Чего "страшно"?
И ведь прав тысячу раз. В Грозном всякое встречается: богатство и бедность, дорогущие дома, где квартиры стоят как в Москве, и облезлые халупы, блестящие мерседесы и старые тачки-развалюхи, стройки и пустыри. Но страха... страха здесь точно нет. Ушел он, страх. А звезды - они, наоборот, приходят.
* * *
Попутчики популярной артистки - очередное пиджачно-галстучное трио. К главному из них почти насильно подтащили набор из камеры, оператора, микрофона и корреспондентки. После того как интервьюируемый зачитал речь, девушка попросила его представиться.
Тот, обидевшись слегка, надиктовал свои ФИО - именно в таком порядке, прям как в резюме, после чего выдал скороговорку слов из 15, каждое третье из которых "экономический". Не запнулся ни разу. Красавец!
А теперь скажите: вы можете себе представить, чтобы с просьбой "Представьтесь, пожалуйста!" обратились к человеку, который в ответ произнесет: "Диего Армандо Марадона"? Нет. Все потому, что он the idol of millions (как гласит плакат перед аэропортом), а не заместитель заместителя начальника ну-очень-важного-департамента.
* * *
- Марадону видел? - ребята с местного телеканала, с которыми еду на стадион, увидели на улице знакомых.
- Марадона? Так он мне только что звонил! Говорит, зашел в душ перед матчем, а там СиСи Кетч! - это самая популярная шутка последних дней. Я ее слышал уже раз десять, но все равно звучит забавно.
Народ, в общем, балдел даже от процесса ожидания. Журналисты выискали какого-то мальчонку - тот, не стесняясь микрофона с камерой, прочитал взрослым дядям лекцию, почему Месси лучше Марадоны и в чем минусы и плюсы Роналдинью. Если Гуллита вдруг уволят ненароком, есть готовая замена.
И, кстати, магия большущего, размером с Амстердам, обаяния голландца потихоньку покидает здешние места. Остается грубая правда, то есть игра "Терека". А она... Но не будем о грустном.
* * *
Меры безопасности повышенные, и путь к "Ахмат Арене" перекрывают где-то за полтора километра до стадиона. Шагая по дороге с веселой толпой, посреди развевающихся флагов юных кадыровцев, много о чем успеваешь подумать.
Например, почему тут, при повышенных мерах безопасности, действительно по дороге к арене стоят "люди с оружием", которыми где-то не здесь пугают детей, но их в разы, понимаете, в разы, меньше, чем не менее вооруженных полицейских на совершенно обыденных матчах российского чемпионата в Лужниках, в Черкизове, в Химках?
Почему местный "человек с оружием" после обыска говорит: "Извините за беспокойство" и не хамит?
Почему даже за два часа до футбола продолжают сажать в клумбы цветы?
Или почему "Ахмат Арену" построили всего за два с небольшим года (начали в 2008-м, резко ускорились в последние месяцев восемь), а в Москве видеокамеры десятилетиями снимают "первый заложенный камень" и обещают, что "скоро, скоро, скоро"?
Так, стоп, мысли. Вон он - стадион.
* * *
Каждый, кто поднимался на трибуну, находил на своем месте футболку. Облачиться в нее было не можно, а нужно - и весь стадион покрыли два человеческого происхождения флага, России и Чечни.
Добирались некоторые зрители до трибун, правда, не без труда. Даже большие ворота из-за проверок на входе не смогли оперативно пропустить толпу. Народ местный горяч и нетерпелив - кто-то полез на решетки. Их пыл остужали душем из шлангов пожарных машин.
Где-то на футбол рвутся. А где-то - не заманишь пряником, не загонишь кнутом.
* * *
Полтора часа до начала.
На поле под гром оваций вышли тренеры и футболисты "Терека". Пошла съемка с мобильников. Снимали сами игроки - не зрители. На всю жизнь будет память.
* * *
Дальше началось действо: Кадыров и Хлопонин, Марадона и Фигу, Вьери и Бартез, Тото и СиСи. "Закончи так: "Но это была уже совсем другая история!" - посоветовал мне коллега, поскольку описание собственно игры и пресс-конференции со звездами могло попасть только в следующий газетный номер.
Но такой концовки у меня не будет.
Потому что история все та же - будет, есть и была. Ей уже много лет. Сотни, а может, и тысячи. И краткий ее пересказ - на рекламном щите на подходе к прекрасному грозненскому стадиону.
Спорт, ты - мир.