ФУТБОЛ
В преддверии конференции Российского футбольного союза один из ее участников - депутат Государственной думы РФ, председатель думского комитета по транспорту, председатель комитета массового футбола и программ развития футбола РФС - пообещал поставить ребром вопрос о поправках в законодательство для борьбы с футбольными хулиганами.
Сергей ШИШКАРЕВ: "ФУТБОЛЬНЫЕ" ПОПРАВКИ
В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ПОДГОТОВИМ И ВНЕСЕМ!"
- Чемпионат, по сути, только начался, а скандалы, связанные с фанатами, следуют один за другим. Тут и банан Роберто Карлосу, и беготня по верхотуре "Лужников", и недавний погром в Самаре. Разговоры о принятии поправок идут, но воз и ныне там. Вам как депутату виднее, как развивается ситуация?
- Неправильно развивается. Но прежде чем начать разговор о футболе, позвольте небольшое отступление.
Многим из нас приходилось сталкиваться с хулиганством на борту самолетов. Недавно я летал на финал Кубка Англии - посмотреть, что за мероприятие, как все организовано. А сзади меня в бизнес-классе сидели два молодых человека, 23-25 лет, сильно поддатые, постоянно матерились. Члены экипажа старались их унять - без толку. Я тоже попытался - не подействовало. Знаю, что подобные жалобы дошли до председателя Государственной думы. Так вот нам с Павлом Крашенинниковым хватило недели, чтобы подготовить соответствующие поправки в Уголовный и Административный кодексы и квалифицировать деяния на воздушных судах, в поездах, на водном транспорте как хулиганство с отягчающими обстоятельствами.
А теперь о футболе. Мы много говорим, но мало делаем, идем по порочному кругу. Кто должен этим заниматься? На мой взгляд, субъектом законодательной инициативы могло бы быть правительство. Минспорт даже подготовил определенные поправки еще полгода назад, сейчас они находятся на рассмотрении в МВД. Но сколько еще будет затягиваться процесс - непонятно.
Раз так, мы вместе с коллегами по Думе берем на себя обязательство в течение месяца подготовить и внести эти поправки.
С 2006 года в рамках внедумской деятельности я помогал в работе молодежным движениям. Мы пришли к выводу, что безобразничают на матчах далекие от футбола люди, для них это всего лишь повод собраться, выпить, накуриться - и пойти выплеснуть свою агрессию. Будь у нас популярны массовые походы на регби или бейсбол, они шли бы туда, а не на футбол. Снимать ответственность с футбольных клубов нельзя, ведь они должны вести работу с болельщиками, чувствовать их настроения. Но и делать их козлами отпущения тоже нельзя. У клубов нет механизма! Раз уж правоохранительные органы порой бессильны, то клубы - тем более! С агрессией так называемых болельщиков не справишься душеспасительными беседами. Значит, нужно идти по пути ужесточения наказаний.
То же самое с досмотрами на стадионах. Ни один добропорядочный гражданин никогда не будет оскорблен тем, что его лишний раз подвергли этой процедуре. Вот был я на "Уэмбли" - там тоже досмотр. На футбол ходил с сыновьями - взяли с собой бутылку воды. Так ее отобрали, но не выбросили, а разлили по стаканам. Пейте! Мы отказались, нам сказали: "О'кей, идите". И ведь ничего страшного не случилось.
В исполкоме РФС сразу несколько законодателей, но сейчас мы как сапожники без сапог. Так что ждать не будем. Займемся поправками сами.
- Какие меры надо применять к хулиганам? Только запреты или может доходить до тюрьмы?
- И до тюрьмы тоже. Хулиганство, тяжкие телесные повреждения - какая разница, что их повлекло, страсть или пьяный угар. Нарушители должны нести материальную и уголовную ответственность. Массовая драка может стоить кому-то жизни. Тебя толкнули, ты толкнул - и вот уже побоище!
- Правильно ли "Зенит" поступил, что не раскрыл личность "бананщика"?
- Я готов принять позицию "Зенита", если подобное впредь не повторится. Нам не нужна сенсация: кто это был? Если "Зенит" проведет профилактическую работу во избежание таких случаев, так бог с ним, с "бананщиком".
- Чего ждете от конференции РФС помимо обсуждения закона в отношении футбольных хулиганов?
- В первую очередь консолидации. К сожалению, вокруг здравых, выстраданных, свежих идей Сергея Фурсенко ее нет. Как нет порой и внутри РФС. Люди делят себя на старую и новую команды - кто работал при Колоскове, кто при Мутко, кто при Фурсенко. Не хочу делать Фурсенко дополнительную рекламу, но я бы никогда не стал сотрудничать с ним, если бы не видел в нем здравомыслящего прагматичного человека. Раз принято решение делегировать полномочия Фурсенко, так давайте же работать с ним, а не мешать ему!
Нужна консолидация здоровых футбольных сил вокруг фигуры президента РФС. Очень надеюсь, что на конференции РФС мы увидим и министра спорта. Приглашаю Виталия Леонтьевича для совместного предметного и конкретного разговора. Есть вопросы, претензии - так для этого и собирается на конференции вся футбольная общественность!
- Что еще наболело?
- Конференции нужен формат, чтобы любой желающий мог высказать свою точку зрения, поделиться идеями.
Ребром нужно поставить вопрос об общенациональной, принятой на федеральном уровне программе развития как футбола, так и футбольной инфраструктуры. До чемпионата мира-2018 осталось шесть с половиной лет. Боеспособная сборная должна быть готова к 2017 году. Но у нас отсутствуют квалифицированные кадры, особенно тренерские.
Да, сейчас у Дика Адвоката есть кредит доверия. Но следующий тренер, даже если он будет иностранцем, должен заниматься не только национальной сборной, но и помогать выстраивать всю футбольную вертикаль. В то же время считаю, что приходит пора для появления российского тренера.
- Кандидатов видите?
- Пока - никого, кроме Валерия Газзаева, который всем критериям соответствует. Семину - 60, Бышовцу - далеко за 60. А молодые... Дать кому-то шанс можно, но мы здорово рискуем. А времени рисковать у нас нет. У нас нет конкуренции среди тренеров. Даже "Спартак" и "Динамо" не могут никого найти! Необходимо создание академии для тренеров - национального образовательного центра. Надо в массовом порядке произвести "комсомольский набор" квалифицированных футбольных специалистов на разные уровни - от детского футбола до премьер-лиги.
- Если потеряем очки в ближайшем матче против Армении, можно ли будет ставить вопрос о разрыве сотрудничества с Адвокатом?
- Можно. Но именно если будет осечка, хотя я надеюсь, что мы победим. Непопадание станет провалом еще и в геополитическом смысле, потому что нельзя пропускать чемпионат Европы, проходящий рядом с границей России. Это будет если не национальный позор, то трагедия точно.
- В случае расставания с Адвокатом надо звать нового иностранца или назначать своего?
- На короткий отрезок - своего. Потому что на первый план выйдет не квалификация тренера, а умение крепким русским словцом втолковать игрокам, что надо подумать не только о своих кошельках, но и обо всей стране, о своих болельщиках. После поражений сборной у нас половина мужиков в стране идти на работу не хочет, а другая не может - так "отмечает" поражение.
- В РФС вы занимаетесь массовым и детским футболом. Что особенно беспокоит?
- Самый проблемный возраст - от 17 лет до 21 года. Мы будем голосовать за введение нормы в регламент - чтобы ребят до 16 лет никто не трогал, чтобы они занимались у себя в регионе, могли находиться рядом с семьями. Двумя руками за эту норму! Более того, предложу, чтобы возраст изменить на 17 лет. Почему-то мы забываем, что футболист должен школу закончить! Получается, наплевательски относимся к его судьбе, дискредитируем, хотим, чтобы он оставался дураком? "Давай, Вань, занимайся футболом, а аттестат мы тебе купим за три копейки", - именно так ведь скажут ему в клубе. Оппоненты этой идеи говорят: а если появится очень талантливый мальчишка - и увязнет в своей глубинке? Хотя в какой глубинке?.. Вот появится у нас свой Месси - решим уж как-нибудь этот вопрос в индивидуальном порядке, на исполкоме РФС, например!
Немцы в 2000 году запустили программу по воспитанию молодежи и получили результат. Если не сделаем того же, то мы обречены! Все, что связано с подготовкой к чемпионату мира, в совокупности тянет на федеральный закон. ЧМ-2018 становится частью общенациональной идеи. Это и современный имидж России, и популяризация футбола, и оздоровление нации. И на конференции - подчеркиваю, с участием министра спорта - мы могли бы концепцию этого закона обсудить, потом проработать и осенью его принять.
- Как главе комитета по транспорту вам должны быть прекрасно известны транспортные проблемы в преддверии ЧМ-2018 и пути их решения.
- Готовится программа развития транспорта при подготовке к ЧМ-2018. В РЖД уже сделали первые наметки по развитию высокоскоростного движения между городами, где пройдут матчи, и представили их на этой неделе.
- Сумма затрат, по предварительным расчетам, составит один триллион.
- Да, затраты большие. Но, заявляясь на чемпионат, мы же понимали, какие инвестиции потребуются. Главное, чтобы наши доходы в рамках бюджета соответствовали тем программам, которые мы собираемся реализовать. Однако в отличие от Сочи, речь идет о крупных агломерациях, мегаполисах, им просто необходима связь с Москвой и друг с другом. Но поскольку большинство транспортных проектов рассчитано на длительную эксплуатацию, это позволит привлечь частных инвесторов в рамках государственно-частного партнерства, и решать многие вопросы станет проще. Главное, чтобы проекты не превратились в кормушки, а на строительные подряды не подсели непонятные фирмы.
- Как дела у вашей Школы бразильского футбола в Геленджике? Подрастают игроки для сборной-2018?
- Подрастают. Два мальчика играют за сборную 1994 года рождения, два - за 1995-го. Если из каждого возраста по два человека будут соответствовать уровню юношеской сборной и успешно пройдут период взросления, подрастут, окрепнут, именно эти парни могут сыграть на ЧМ-2018. Важно, чтобы их не украли, никуда не дернули.
- А крадут?
- Недавно у нас Академией имени Коноплева были безобразным образом украдены два футболиста. Фамилии называть не хочу. Они выступают за сборную 1993 года. Забрали без всяких компенсаций. Как я ни пытался апеллировать к репутации людей и джентльменским договоренностям - все бесполезно.
Но что теперь об этом говорить? В нашей школе мы создали великолепную инфраструктуру. Новая база, которая откроется в августе, соответствует команде уровня премьер-лиги. У нас четыре полноразмерных поля - два натуральных, два искусственных. Бразильские тренеры работают вахтовым методом - сменяют друг друга каждые три месяца. Для ребят создали все условия. Теперь хочется получить отдачу.
В России нужно правильно выстроить отношения клубов и футбольных школ. Хорошо, что растут суммы компенсаций, появляются механизмы солидарных выплат.
Хотя что такое компенсация 20 тысяч рублей за год подготовки, если только проживание с питанием обходится школе в 30 тысяч в месяц! Следующий шаг - это составление перечня постоянных затрат школы на подготовку футболиста и выплата компенсаций не за год подготовки, а в зависимости от реально понесенных расходов. Это будет куда более справедливо по отношению к школам.
- В чем суть механизма таких вот солидарных выплат?
- Школа будет получать пять процентов от контракта своего выпускника, пока ему не исполнится 23 года. Но я бы повысил планку до 25 лет - к этому возрасту талантливые игроки уже получают "звездные" контракты. Эти деньги пойдут тренерам, школам, а значит, будут появляться новые звездочки.
- В начале разговора мы обсуждали проблему фанатов, в концовке стоит поговорить о другой болезни - договорняках. Бороться с ними тоже должен помочь футбольный закон?
- Все договоренности в футбольном сообществе должны быть не только на бумаге. Есть понятие репутации и джентльменского слова, о котором я уже говорил. А закулисных игр, подлости, подстав в идеале вообще быть не должно. Если мы сможем вести себя честно, то появится перспектива.
А пока налицо форменный беспредел. Начались соревнования в зоне "Юг" второго дивизиона - и я получаю информацию о безобразном судействе. Арбитр судит в одну сторону, грубость с другой стороны не пресекается. Тренер одной из команды орет матом на резервного судью, дает ему указания. Ключевых футболистов пытаются "убить". Стадион маленький, все всё видят и слышат. А на трибунах - воспитанники школы, будущие профессионалы. И как им, видящим эти двойные стандарты, потом объяснить, что по таким законам жить нельзя?
То же самое - договорные игры. Это уголовное преступление. Считай - взятка. А за взятку надо наказывать. Нужно несколько уголовных дел довести до суда, до приговора, до посадок. У нас достойные люди в РФС, в комитете по этике, пора им набраться мужества. Без показательной порки, извините за термин, не обойтись.
- Вам не кажется, что пока комитет по этике воздерживается от резких движений?
- Позиция комитета и правда какая-то выжидательная. Но пора переходить к более решительным действиям. Потому что борьба за честное судейство и чистоту футбола - это тоже часть подготовки к ЧМ-2018, который для нас сейчас - самый главный ориентир.
Дмитрий СИМОНОВ