ХОККЕЙ
НА ГРАНИ РАСКОЛА
Окончание. Начало - стр. 1
ЯЗЫК ДО ШВЕЦИИ ДОВЕДЕТ
То, насколько серьезными могут быть последствия письма Михайлова - Петрова - Тихонова и Ко, доказывает и опубликованный в сегодняшнем номере "СЭ" ответ Захаркина. Складывается ощущение, что "ассистент номер один" российского хоккея готов публично отказаться от той резкой, иногда переходящей грань риторики, которой оперировал по ходу сезона. Что ж, в действиях Захаркина есть логика. Ведь заявления о своем интеллектуальном превосходстве делались им с расчетом на то, что из Братиславы национальная команда вернется со щитом. Как минимум бронзового цвета. По сути, этими высказываниями Захаркин поставил себя, а заодно и Быкова на край карьерной пропасти. И удержаться на этом краю итоги ЧМ-2011 не позволяют.
Как говорили во все времена на Руси, за язык тебя не тянули.
Чаще, чем второй тренер сборной, с разоблачающей критикой в адрес остальной хоккейной России в последние годы не выступал никто. От него мы узнавали об "архаичных" методах работы Валерия Белоусова, чья "Магнитка", оказывается, проиграла финал последней европейской Лиги чемпионов не из-за вала травм и усталости после изнурительной кахаэловской регулярки, а из-за того, что тренерский штаб просто "пренебрег возможностью проанализировать стиль игры соперника". Нам раскрывали глаза на Владимира Крикунова - который, в отличие от самого яркого ассистента страны, имеет в своем активе олимпийскую победу над Канадой, но все равно остается "ограниченным, примитивным специалистом". При том что критикой со стороны Бориса Михайлова и Сергея Михалева двигало, как выяснялось, не профессиональное беспокойство тренеров, добивавшихся самых высоких успехов с взрослой и молодежной сборными, а элементарная зависть из-за собственной ненужности на тех постах, которые были заняты в прошедшие годы Быковым и Захаркиным.
Ну а под конец старший тренер сборной и вовсе "добил" все отечественное хоккейное сообщество целиком. Заявив, что взвешенные и умные выводы оно делать вообще не способно - в отличие от коллег из Чехии, Финляндии и Швеции.
На самом деле удивляться стоит не тому, что заслуженные представители российского хоккея составили воззвание с призывом запретить Захаркину работать в нашей стране. А тому, что письмо, опубликованное во вчерашнем номере "СЭ", не появилось гораздо раньше.
РЕШИТСЯ ЛИ БЫКОВ НА РАССТАВАНИЕ?
Вариантов выхода из сложившейся ситуации видится всего три. Первый - принять публичное покаяние от Захаркина, пропесочить Быкова за хоккейные ошибки и обоих оставить на своих постах. Вот только этот сценарий, боюсь, окончательно закрепит намечающийся в хоккейном сообществе раскол. За тысячу дней до домашней Олимпиады начинать холодную войну - худшая из возможных перспектив. Ужасно не хочется возвращаться к реалиям 90-х, когда из-за неугодных тренерских фигур едва ли половина специалистов и экспертов ждала провала сборной, как манны небесной.
Второй сценарий - добровольный или принудительный уход нынешнего тандема в отставку. Со стороны Быкова - Захаркина этот ход смотрелся бы даже эффектно. Мол, попробуйте побороться за медали без нас, поглядим, как получится. Более того, такие настроения у дуэта, судя по всему, присутствуют. Когда несколько дней назад мой коллега Дмитрий Кузнецов позвонил главному тренеру сборной, то ощутил в словах Быкова сильнейшие переживания после провала в Братиславе. Однако публично комментировать свои ошибки Вячеслав Аркадьевич отказался. Заметил с грустью: пусть, мол, сейчас говорят другие. Другие и говорят.
Есть ощущение: в том случае, если тандему начнут "выкручивать руки" с чрезмерным усердием, оба специалиста добровольно подадут в отставку.
Но и риск, заложенный в этот план, с точки зрения тренерского дуэта очень велик. Третьяку, конечно, придется ударно поработать в поисках нового штаба - однако я почему-то не сомневаюсь, что в конце концов он найдет профессионально состоятельного сменщика. И если у тех, кто придет на место Быкова - Захаркина, все начнет получаться в лучшем виде, победителям двух чемпионатов мира грозит забвение в тихих швейцариях да швециях.
И, наконец, третий сценарий. Который выглядит пока самым безболезненным вариантом разрешения нынешней ситуации. Быков остается, Захаркин уходит на вольные хлеба. Это, пожалуй, устроило бы всех. Ведь наставник национальной команды, в отличие от своего ассистента, объектом раздражения для хоккейной России не является.
Вспомните: если за что Вячеслава Аркадьевича и критикуют, так только за промахи в тренерской и кадровой политике. Состав не слишком хорошо сформировал, звено "под Овечкина" не выстроил. При этом о каких-либо человеческих проблемах или враждебном к нему отношении речь по большей части не идет. Это о Захаркине в хоккейных кулуарах то и дело судачат - например, о конфликте с доброй половиной состава чемпионского "Салавата"-2011, о стычке с Сергеем Федоровым в олимпийском Ванкувере, о том, сколь критично к фигуре старшего тренера сборной настроен Брызгалов. Важный штрих: Быкова, несмотря на то, что он работает бок о бок со своим верным помощником, инициатором или активным участником этих конфликтов никогда не называли.
Вот только согласится ли на расставание со своим спутником сам Вячеслав Аркадьевич? Помимо чисто человеческого момента (боязнь разрушить многолетнюю дружбу) в мотивах главного тренера национальной команды могут присутствовать и профессиональные опасения. Во-первых, разошедшись с Захаркиным, он останется в сборной в одиночестве и встанет перед необходимостью набирать новую команду единомышленников. Во-вторых, при первой же осечке неизбежно пойдут разговоры о профессиональной состоятельности самого Быкова, в чьем штабе до нынешнего момента львиная доля аналитической работы была именно в ведении старшего тренера. Конечно, перебить эти опасения ФХР и Минспорта смогут обещанием "железного" контракта до Олимпиады включительно. Но захочет ли Быков рисковать, имея даже столь прочные гарантии?
Так или иначе, уже в ближайшее время всем участникам этой истории придется идти ва-банк. Третьяку, Быкову, Захаркину, министру Мутко. До старта Олимпиады меньше тысячи дней. Времени на долгие раздумья почти не осталось.
Андрей КУЗНЕЦОВ