ФУТБОЛ
ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1959 год. Часть шестая
Центральным событием года стала ответная встреча 1/8 финала Кубка Европы с Венгрией.
ПОБЕДЫ В КОСМОСЕ И В БУДАПЕШТЕ
За три недели до матча в Будапеште наша национальная команда провела первую после оглушительного проигрыша англичанам в Лондоне в ноябре 58-го и последовавших вслед за тем оргвыводов игру - товарищескую с чехословаками. В качестве репетиции перед поездкой в Венгрию ее не рассматривали. Запланированная заранее, летом 58-го, во время пребывания советской сборной в Праге, была она самостоятельна и самодостаточна. Отношение к международным товарищеским встречам мало чем отличалось от официальных, турнирных.
БЕНЕФИС МЕСХИ
После снятия Качалина почти год команда оставалась без тренера. Незадолго до игры с Чехословакией к сборной прикомандировали Георгия Глазкова. Помогал ему наставник "Торпедо" Виктор Маслов. Изменения в составе Глазков произвел небольшие, левое крыло сформировал из дебютантов - Валентина Бубукина и Михаила Месхи. Тбилисец и сыграл главную роль в спектакле, трансформировав его в шоу.
Новички доверие тренера оправдали. Начал, забив на 4-й минуте, Бубукин. Через полчаса продолжил Месхи. На скрытый космической скорости и силы удар с немыслимо острого угла не успели среагировать ни защитники, ни вратарь, ни кинокамера. Очевидцы рассказывали, что мяч вонзился в ближний верхний угол. Еще через полчаса игрового времени при счете 2:1 левый край, наловчившийся в тбилисском "Динамо" попадать в "лузу" от головы центрфорварда Заура Калоева, благодаря чему тот получил приз газеты "Труд", повторил коронный прием, только теперь посредством Валентина Иванова - 3:1. Изменить счет не позволили безукоризненно, как всегда, сыгравший Яшин и не всегда точные в заключительной фазе неплохо разыгранных комбинаций советские форварды.
Месхи свел с ума многотысячную публику, специалистов и обозревателей. Вели они себя непедагогично, открыто восторгались вдохновенной, на грани, а эпизодами за гранью фантастики (когда артистически исполняя "лезгинку", нанизывал на "шампур" одного за другим чехословацких защитников) игрой дебютанта.
Б.Аркадьев: "Особую угрозу воротам противника создал яркой индивидуальной игрой Месхи, который без особого труда проходил при помощи красивой обводки чехословацкую защиту" ("КП" от 8 сентября).
Н.Симонян: "Каждый раз, когда мяч попадал к нашему левому крайнему, чувствовалось, что будет создана угроза воротам противника. И действительно Месхи, искусно применяя финты, неизменно выходил победителем..." ("Труд" от 8 сентября).
А.Флеровский, корреспондент "Московского комсомольца": "Пожалуй, нечасто на наших стадионах приходится слышать, как тысячи объективных, но и весьма придирчивых зрителей скандируют имя полюбившегося футболиста. На сей раз такой чести удостоился левый крайний советской сборной Михаил Месхи... Месхи покорил зрителей отточенной техникой дриблинга, остроумием действий, смелостью" ("МК" от 8 сентября).
СССР - ЧЕХОСЛОВАКИЯ - 3:1 (2:0)
Голы : Бубукин, 4 (1:0). Месхи, 35 (2:0). Мольнар, 51 (2:1). В.Иванов, 64 (3:1).
СССР : Яшин, Кесарев, Масленкин, Б.Кузнецов, Войнов, Нетто (к), А.Иванов, Федосов (Царев, 69), В.Иванов, Бубукин, Месхи.
Чехословакия : Стахо, Шафранек, Поплухар, Новак (к), Плускал, Буберник, Павлович, Шерер, Масопуст (Мольнар, 46), Качани, Долински.
Судьи : Эрнади. Таус, Палди (все - Венгрия).
6 сентября. Москва. Стадион им. В.И. Ленина. 104 000 зрителей.
Репетиция (если все же считать таковой игру, предшествующую центральному матчу сезона) удалась.
Сборная пошла "по рукам". От Качалина ее передали на одну игру Глазкову, через несколько дней, незадолго перед последним сбором на еврокубковую встречу, - Якушину. Весной 60-го команду вновь вернут Гавриилу Дмитриевичу. Михаил Якушин перед игрой с венгерской сборной состав в целом сохранил, произвел всего две замены: в отличие от предшественника, обновил правое крыло.
ПСИХИЧЕСКАЯ АТАКА
За минувший после московского рандеву год венгры заметно прибавили. Вернулись в команду ветераны - вратарь Грошич, полузащитник Божик, нападающий Шандор, возмужали молодые - Гереч, Тихи, Альберт… Прошу прощения за извлеченный на секунду нафталинный штамп: сплав опыта с молодостью принес несомненную пользу, отлился в цепь впечатляющих побед. В 59-м дважды убедительно переиграна сильная югославская сборная (4:0 и 4:2), повержены вице-чемпионы мира шведы (3:2), обе Германии - Восточная (1:0) и Западная, чемпион мира-54 (4:3), разгромлены швейцарцы (8:0). Ничья в Италии (1:1) светлой, жизнерадостной палитры не испортила. Не зря популярнейший еженедельник France Football в традиционном новогоднем референдуме признал венгерскую сборную сильнейшей в Европе по итогам года.
Потому перед ответным визитом в Будапешт, несмотря на запас в два мяча, опасения за исход двухраундового поединка оставались. Вопреки обыкновению игроков отвлекли от домашних дел и заключили в лагеря всего на неделю. 24 сентября вылетели в Будапешт. На борту Ту-104 - 20 человек: 16 футболистов, руководитель делегации Андрей Старостин, старший тренер Якушин, тренер Глазков, массажист Морозов. На враче сэкономили.
Венгры готовились дольше. Налегали, так по крайней мере казалось, не столько на "физику" и технику, сколько на психику. В газетных интервью, выступлениях на радио и с телеэкранов футболисты обещали победить Советы с разницей в три гола. Провели две устрашающие акции, обыграв команды второй группы с двузначным счетом 14:0 и 11:0.
На пути следования из аэропорта в гостиницу у наших ребят рябило в глазах от обилия плакатов с красноречивым содержанием - 3:0 и 4:1. Предматчевая бравада - следствие передозировки "стимулирующими" средствами венгерских СМИ и выбросом ура-патриотических чувств.
ПЕРЕД ИГРОЙ
Встретили советскую делегацию радушно, разместили в гостинице на острове Маргит. "Условия (обслуживание, места для тренировок) удовлетворительные", - отметил в отчете, представленном в высшие инстанции, Старостин.
Несмотря на плотный график, советская команда по просьбе руководства городка Вечеш, в 30 километрах от Будапешта, посетила матч низовых коллективов на первенство республики. Люди были счастливы. Принимали ребят радушно, с распростертыми объятиями, окружили заботой и вниманием. Так был заложен кирпичик в покосившийся после событий 56-го фундамент венгерско-советской дружбы.
По мере приближения к матчу напряжение нарастало. Корреспондент "Труда" Юрий Ваньят, побывав на занятии хозяев, заметил нервозность вратаря. Дьюла Грошич признался советскому журналисту, что больше всего опасается Метревели, Иванова и особенно Войнова: "Да, да, Войнова. Сокрушительные удары этого полузащитника с дальних подступов к воротам не раз заставляли трепетать меня и всю команду в прежних встречах". Интуиция опытного стража не подвела.
Тем временем Войнов на отведенном советской команде для тренировок поле не столько в обстреле яшинских ворот упражнялся, сколько... отражал (и делал это неплохо) пущенные с разных дистанций и разной силой, без снисхождения к не искушенному в этом деле товарищу мячи. В случае травмы Яшина Войнов готовился занять его место.
Головная боль тренера Лайоша Бароти - Михаил Месхи, чью блистательную игру он наблюдал лично, просматривая в Москве матч с чехословаками.
Якушин, понимая, что результат московской встречи вынудит венгров атаковать, обещал не отсиживаться в обороне и отвечать ударом на удар. Человек предполагает… Команда играет так, как позволяет соперник. Соперник планы тренера спутал, с самого начала оттеснив наших на их половину поля. Помощь самоотверженно игравшим защитникам и вратарю постоянно оказывали хавы и инсайды.
ПОД ВЕНГЕРСКИМ ПРЕССОМ
В течение первых восьми минут мадьяры подали шесть угловых. В такой кутерьме нетрудно и голову потерять. Наши парни, испытывая острое кислородное голодание, играли самоотверженно и безошибочно. Только раз Нетто, отдавая мяч вратарю, не рассчитал силу удара, и Тихи в одиночестве двинулся к воротам. Стадион замер. Нам оставалось уповать на чудо и Яшина, что одно и то же. Компьютерный мозг вратаря просчитал ситуацию во времени и пространстве до доли секунды и миллиметра. Своевременный рывок и бросок в ноги поверг трибуны в уныние. Только "ноль" на электронном табло венгерского производства сохранял спокойствие, будучи уверенным: советский вратарь его не потревожит, позволит досмотреть игру до конца.
Яшин в столкновении с форвардом повредил палец. Испытывая боль, остался в воротах и мужественно отыграл до конца, не уступил важный пост Войнову, не стал отвлекать товарища, словно знал об уготованной тому судьбой миссии.
Атаковать без передышки все игровое время невозможно. Хозяев хватило на полтайма. Как только хватка чуть ослабла, красные майки представителей великой державы замелькали на противоположной половине поля. Редкие, своевременные контратаки гостей - острее, огнеопаснее. Еще бы прицел наладить.
Чаще остальных беспокоил Грошича его "любимец" Юрий Войнов, человек с двумя сердцами и четырьмя легкими. И в защите отрабатывал на совесть, и вперед рвался, как только случай представлялся. Это он, улучив момент, размял совсем было продрогшего (день выдался мокрый, мерзопакостный) вратаря. Еще раз приложился от всей души через минуту после упущенного Тихи момента. Грошич, совершив акробатический этюд, сорвал аплодисменты 90-тысячных трибун. (Количество зрителей - реальное. В "компоте" указано протокольное.)
БОГ ТРОИЦУ ЛЮБИТ
Третий выпад Войнова последовал во втором тайме сразу после захлебнувшегося повторного штурма мадьяров, не столь мощного и продолжительного. Контратаку провели образцово-показательную. Созидало ее более половины команды - шесть человек. Мяч через все поле, от ворот до ворот, промчался без остановок по замысловатому маршруту. Яшин, прервав очередную атаку, отдал добычу Нетто, капитан - одноклубнику, Исаеву. Тот в касание Иванову, Козьмич - Бубукину. Заметив подкравшегося хава, Бубукин выдал ему наискосок под рабочую правую. Пас - мечта. Выстрелил Войнов с лета из-за пределов штрафной, и мяч пулей вонзился в нижний угол.
С третьей попытки Войнов пробил вратаря. Не зря говорят в народе - бог троицу любит. Виноват Грошич (я не о том - мяч неберущийся. Если кто и способен был взять, только Яшин: он все мог), сам накликал беду, "накаркал". Страхи имеют обыкновение материализовываться. Гол окончательно раскрепостил наших и успокоил хозяев. Забить в оставшиеся полчаса четыре мяча было немыслимо. они и одного не сумели.
После игры глава Всевенгерской федерации футбола Шандор Барч (человек авторитетный, уважаемый настолько, что УЕФА назначил его комиссаром только что описанного матча с участием сограждан) и тренер Лайош Бароти сохраняли достоинство, победу сборной СССР признали заслуженной, отметили превосходную игру Войнова, Яшина и Бубукина. Яшина - за мастерство и мужество. Бубукина - за колоссальную работоспособность. Войнова - за все вместе взятое.
Михаил Якушин хвалил великолепную пятерку (защиту и полузащиту в полном составе) и вратаря. А в нападении - Иванова и особенно Месхи. Тбилисец играл не столь эффектно, как тремя неделями ранее в Москве, но так же эффективно, с пользой для команды. Защитников терзал, держал их в неослабном напряжении, отвлекал на себя двоих, а то и троих, развязывая руки партнерам.
После игры - банкет. Выпили - одни за здравие, другие за упокой. Закусили, приличествующие случаю речи произнесли. Все, как у людей. На следующий день железная птица доставила победителей в целости и сохранности на родину.
Довольны болельщики, журналисты, пишущие и говорящие, футболисты, тренеры. В отчете в физкульторганы выразил удовлетворение игрой, результатом и поведением ребят руководитель делегации Андрей Старостин: "Поставленную задачу команда решила, футболисты проявили высокие морально-волевые качества. Победу советской команды высоко оценили печать и зрители. Игра прошла вполне корректно. Зрители проводили наших ребят аплодисментами…
За все время поездки весь состав делегации показал достойное советских спортсменов поведение" (ГАРФ. Фонд 9570. Опись 1, дело 489).
Начальники были счастливы и тем, и другим, и третьим.
ВЕНГРИЯ - СССР - 0:1 (0:0)
Гол : Войнов, 58.
Венгрия : Грошич, Матраи, Шипош, Шароши, Божик (к), Котас, Шандор, Гереч, Альберт, Тихи, Феньвеши.
СССР : Яшин, Кесарев, Масленкин, Б.Кузнецов, Войнов, Нетто (к), Метревели, Исаев, В.Иванов, Бубукин, Месхи.
Судьи : Коваль. Стороняк, Холыст (все - Польша).
27 сентября. Будапешт. "Непштадион". 78 481 зритель.
ПОЧЕМУ МОЛЧАЛА ПРЕССА?
Несколько слов уделю освещению чрезвычайно важного для дальнейшей судьбы сборной СССР в Кубке Европы матча советскими СМИ. Для этого придется сделать небольшое отступление.
14 сентября запущенная с территории СССР космическая ракета достигла Луны. Впервые в мире произошел физический контакт земного тела с обворожительной ночной дивой. Летела ракета не с пустыми руками: прилунившись, презентовала вымпел с изображением герба страны победившего социализма с надписью: "Союз Советских Социалистических Республик. Сентябрь 1959 года".
Срок свидания земного посланца с Луной не случаен. Ученые подгадали к намеченному визиту Никиты Хрущева в Соединенные Штаты. Отправился он туда триумфатором. Размахивал, случалось, в многочисленных и многословных речах козырной картой: коли сумели попасть в небесное тело, легко попадем в любую точку земной поверхности другим зарядом - слышалось между слов, читалось между строк.
В Москву Никита Сергеевич вернулся аккурат в понедельник, 28 сентября, на следующий день после игры советской сборной в Будапеште. В тот же день по случаю его возвращения во Дворце спорта Лужников организовали многотысячный митинг трудящихся. Многочасовой. Коротко глава партии и правительства изъясняться с согражданами не умел. Во вторник (в понедельник газеты, кроме "Правды", которая несла правду людям ежедневно, не выходили) вся его многословная речь едва уместилась на четырех обширных полосах (если выжать ее на современных стиральных агрегатах, хватило бы колонки). На все остальное места практически не осталось. Из-за чего отчет об официальном матче в Будапеште (да что отчет, даже счет!) в "МК" и "КП" отсутствовал. Только 30 сентября "Московский комсомолец" ограничился в рассказе об игре трехдневной давности 13 строками, а его "старшая сестричка" - сухим результатом. "Труд" и "Вечерка" оказались более разговорчивыми. Не намного.
Ситуация, ненормальная для избалованных, ежедневно объедающихся чрезмерной информацией россиян, советскими гражданами воспринималась с пониманием. Собственно говоря, выбора и не было.
Проведя дома один день, сборная пересела в другой самолет и упорхнула в противоположном направлении - в Китайскую Народную Республику. Визит политический - советскую команду пригласили на небольшой турнир по случаю 10-летия образования КНР. Якушин перед отлетом успел в течение суток провести ротацию состава. В матче с хозяевами из 13 человек только 6 выходили на поле "Непштадиона".
Портить настроение именинникам, думаю, свыше не рекомендовалось. После меткого выстрела Анатолия Ильина на 2-й минуте наши в одностороннем порядке ввели мораторий на использование "огнестрельного оружия" - 1:0.
Встречу с третьим участником турнира, венгерскими олимпийцами, завершили миром - 1:1. Отметился Игорь Численко. Китайцы, обыграв венгров (1:0), вывели советскую команду на первое место.
Главную задачу национальная сборная в отличие от олимпийской выполнила. В 60-м ожидали ее испытания куда серьезнее.
Окончание - завтра