Газета Спорт-Экспресс № 120 (5590) от 3 июня 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 июня 2011 | Баскетбол - НБА

БАСКЕТБОЛ

НБА

В ближайшие дни должен состояться решающий раунд переговоров между профсоюзом игроков НБА и ее администрацией по поводу нового трудового соглашения. Если стороны не придут к компромиссу, что весьма вероятно, то 1 июля в сильнейшей баскетбольной лиге мира начнется локаут.

НОВАЯ БИТВА ДЛИННЫХ И КОРОТКИХ МИЛЛИОНЕРОВ

ЧТО ТАКОЕ ЛОКАУТ?

Если вы баскетбольный болельщик со стажем и помните 1998 год, то вам не нужно объяснять, что такое локаут в НБА. Вы и так знаете, что во многом благодаря именно этой штуке сборная России вышла в финал чемпионата мира. Для тех, кто не в курсе, поясню. Последний локаут в НБА начался летом 1998-го и продлился до января 1999-го, из-за чего регулярный чемпионат был урезан с 82 матчей до 50 и игроки лиги не участвовали в мировом первенстве в Греции. Американцы послали туда сборную, составленную из студентов, представителей низших профессиональных лиг и легионеров европейских клубов. В Афинах эта разношерстная компания дошла до полуфинала, где и проиграла россиянам.

"Локаут" в переводе с английского (куда более компактного языка, чем наш с вами) означает "не иметь возможность войти". Как будто вы, выйдя из дома, захлопнули дверь, а потом вспомнили, что ключи все еще лежат на тумбочке. Или вернулись домой в два часа ночи и обнаружили, что жена поменяла замки.

В данном случае жена - владелец предприятия, а вы - его наемная рабочая сила. Когда сотрудникам не нравятся условия и они не выходят на работу - это забастовка. Когда владельцы считают, что сотрудники слишком уж жируют, и закрывают ворота предприятия, пока не будут изменены условия договора с профсоюзом - это локаут.

В вашей профессиональной жизни локаута не будет - не дождетесь. Начальство просто урежет вам зарплату и предложит обратиться с жалобами на деревню дедушке. На то есть хорошая причина: вы - не всемирно известный и труднозаменимый специалист, на чью работу ежедневно любуются миллионы человек. Профессиональные спортсмены с их мощными профсоюзами - дело другое.

КАК ЭТО БЫЛО 13 ЛЕТ НАЗАД

В 1998-м, когда НБА закрылась на полгода, на то имелись веские причины. Рост зарплат вышел из-под контроля, клубы тратили 57 процентов своих доходов на гонорары игроков, и более половины команд терпели убытки. Лига требовала отмены некоторых правил, позволявших клубам обходить потолок зарплат. А баскетболисты, разумеется, возражали. На разрешение этой фундаментальной проблемы понадобилось много месяцев. Болельщики и пресса этого категорически не поняли.

Время для локаута выдалось тогда очень неудачным. До 98-го года НБА была единственной из главных спортивных лиг Северной Америки, не потерявшей ни одного матча из-за профсоюзных диспутов. Предыдущий локаут был благополучно разрешен в межсезонье, а забастовок в баскетболе отродясь не случалось. Зато еще свежи были в памяти и локаут в НХЛ в 1994 году, и забастовка бейсболистов, из-за которой не был доигран сезон-1996, и стачка игроков в американский футбол конца 80-х. Всем жутко надоела эта грызня за лишний кусок пирога, и вникать в детали баскетбольной разборки никто не желал.

В прессе локаут НБА метко заклеймили "битвой между длинными и короткими миллионерами", и обе стороны были обильно политы болельщицким презрением. Даже после снятия замков с арен и возобновления чемпионата его посещаемость и телерейтинги заметно упали. И продолжали падать следующие три года. Напуганные этим игроки и владельцы клубов в 2005-м быстро и без проблем подписали новый шестилетний договор. Тот самый, срок которого истечет через четыре недели - 30 июня.

ЗА ЧТО ВОЮЕМ?

Локаут-1998 завершился небольшой тактической победой владельцев. Максимум индивидуальной зарплаты игроков был ограничен - от 9 до 14 миллионов в год, в зависимости от стажа выступлений в лиге, а для играющих в НБА первые три сезона лимит был еще намного жестче. Однако своей главной цели НБА не добилась. Речь идет об отмене или модификациии "правила Ларри Берда".

Если вкратце, это правило разрешает клубам выходить за пределы лимита зарплат, подписывая новый контракт с баскетболистом, отыгравшим за эту команду минимум три сезона. Таким образом, лучшие клубы могли долго сохранять звездный костяк своих составов, продлевая жизнь чемпионских "династий". Однако контракты легендарных игроков, подпадавшие под "правило Берда", высасывали из бюджетов уйму денег и превращали потолок командных зарплат чуть ли не в формальность. В 1998-м клубным владельцам не удалось закупорить эту пробоину в законодательстве. Теперь они идут на второй заход. Впрочем, не только за этим. Июньско - июльские "бои" между лигой и профсоюзом будут идти сразу на нескольких направлениях.

Вопрос номер один - жесткий потолок зарплат, как в НХЛ. В НБА и помимо "правила Берда" есть множество условий и исключений, позволяющих клубам превышать действующий лимит. Лига хочет убрать их все под корень. А профсоюз грозится стоять насмерть за каждую дырку в потолке. Наиболее вероятный результат здесь - компромисс: отмена нескольких, но не всех исключений.

Вопрос номер два - "правило Берда". Самая широкая дырка, и НБА прекрасно знает, что закрыть ее вряд ли удастся. Лиге и самой выгодно, чтобы клубы сохраняли своих суперзвезд. Однако ее комиссар Дэвид Стерн и владельцы команд будут бороться за реформу правила.

Далее - дележ доходов. Система, обязывающая богатые клубы делиться доходами с бедными, существует в других видах спорта. В НХЛ самые прибыльные команды отчисляют некоторое количество денег в общую казну, которая потом делится между "бюджетниками" (если те не базируются в самых выигрышных городах с точки зрения телевизионного рынка и обеспечивают сколько-нибудь приличную посещаемость). В НФЛ вообще царит победивший коммунизм: все команды, как завещал товарищ Шариков, делят всю "добычу" поровну. В НБА же в "общак" поступает только 54 миллиона долларов. С точки зрения нерентабельных команд это - жалкая подачка.

Потом - гарантированные контракты. Как и в НХЛ, команда, заключив договор с игроком, не имеет права расторгнуть его в одностороннем порядке. Даже если становится совершенно очевидно, что игрок не заслуживает тех денег, которые получает (идеальный пример - Эдди Карри, получивший 31 миллион долларов за последние три сезона, отыграв при этом только десять матчей). Владельцы хотят перенять систему, принятую в НФЛ, где контракты короче, могут быть расторгнуты и, как правило, включают в себя множество бонусов за индивидуальные и командные достижения. Игроки, скорее всего, скажут что-то вроде: "Через наши трупы".

Туда же - урезание существующих контрактов. Зарплаты всех игроков НХЛ были урезаны на четверть после окончания локаута в 2005 году. Стерн нынче озвучивает еще более радикальную цифру - 40 процентов. Вряд ли НБА уломает баскетболистов на такие жертвы. Но какой-то шаг назад им сделать, наверное, придется.

Наконец - сокращение лиги на две команды. Эту идею Стерн уже бросил в массы, и логика в ней в принципе есть. Самый простой способ избавиться от вечных неудачников вроде "Сакраменто" или "Клипперс" - сделать так, чтобы их больше не было. Однако это был скорее пробный снаряд, рассчитанный на запугивание профсоюза. Два отторгнутых клуба означают минус двадцать четыре рабочих места с точки зрения игроков - и минус два владельца с точки зрения лиги.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Тактическая победа, достигнутая НБА в 1998-м, обернулась стратегическим поражением. Зарплаты игроков снова вышли из-под контроля, и с 2005 года лига, по словам Стерна, потеряла около миллиарда долларов. Впрочем, глава профсоюза Билли Хантер в ответ замечает, что НБА грех жаловаться. В предыдущем сезоне она получила рекордную прибыль, что, в свою очередь, взвинтило зарплаты. Какие, мол, могут быть проблемы, если одна только сага с переходом Леброна Джеймса из "Кливленда" в "Майами" стала главным спортивным событием прошлого лета?

К тому же, резонно уверяет Хантер, если хозяева команд так швыряются деньгами направо и налево, то кто в этом виноват, кроме них самих? Они что - неразумные дети, нуждающиеся в защите от самих себя?

Вроде бы все правильно. Однако ответ на вопросы Хантера звучит очень просто: да. Неразумные - и защита действительно нужна. Тот же самый Леброн и его "Майами" тому порукой. И вообще - см. НХЛ. Там в свое время коллега Хантера тоже пытался орудовать подобными аргументами и был размазан по стенке клубными владельцами и коллегой Стерна Гэри Бэттменом.

Сокращение зарплат, жесткий потолок и гарантированные контракты - вопросы архиважнейшие, но чисто денежные. Их решение наверняка сведется к банальному торгу. Кто-то уступит, кто-то надбавит - и ударят по рукам где-то посередине. Однако за попытками НБА устаканить платежные ведомости и ввести дележ доходов лежит не только забота о дебете-кредите, но и другая, не менее крупная проблема. Стерн и К о озабочены тем, что лига превращается в некое подобие европейских футбольных чемпионатов. Если в НХЛ и НФЛ любой аутсайдер имеет возможность стать за пару лет чемпионом, а любой лидер - скатиться в полное убожество, то в НБА все довольно статично. "Бостон" и "Лейкерс" - всегда в авангарде, "Торонто" и "Клипперс" - вечная мерзлота, "Атланта", "Миннесота" и "Индиана" - стабильно в середняках.

Да, клубы-флагманы выгодны для лиги. "Лейкерс" с "Бостоном" обеспечивают тучные телерейтинги, а нынешний "Майами" - вообще полную истерику во всех СМИ. Зато, к примеру, "Индиана" сейчас идет на последнем месте по посещаемости. А ведь это команда из штата, где баскетбол - религия. Разборчивым тамошним фанатам надоело унылое зрелище, которое из года в год представляет собой их "Пэйсерс". Упадок интереса оборачивается падением рейтингов на местном ТВ и высыханием ручейка спонсорских денег. А ведь таких клубов, находящихся в состоянии "перманентной реанимации" и никогда не претендующих на чемпионскую корону, в сегодняшней НБА можно насчитать добрый десяток.

Речь идет о долгосрочном здоровье лиги, которое сейчас, несмотря на Леброно-манию и раскрученные финалы "Селтикс" и "Лейкерс", - далеко не ахти. В здоровых лигах каждые пару лет команды из города в город не перескакивают. А в НБА только в следующем сезоне грядут два переезда - "Нью-Джерси" и "Сакраменто". И как изменить это положение дел, не вводя жесткий потолок зарплат и раздел доходов?

Вот над этим Стерну и Хантеру придется почесать друг у друга в затылках. Если Стерн возьмет пример со своего бывшего ученика Бэттена и будет до последнего стоять на своем, локаут не только начнется 1 июля, но и может продлиться куда дольше, чем 13 лет назад.

Слава МАЛАМУД

Вашингтон