Газета Спорт-Экспресс № 131 (5601) от 16 июня 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 июня 2011 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Илья ЛЕВИТОВ: "ШАХМАТЫ ЗАШЛИ В ТУПИК, ИЗ КОТОРОГО НАДО ВЫБИРАТЬСЯ"

Недавно в Объединенных Арабских Эмиратах прошел президентский совет Международной шахматной федерации (ФИДЕ), где было объявлено об основании Фонда по модернизации ФИДЕ и создании рабочей комиссии по исследованию вопросов развития шахмат в мире. По окончании этого мероприятия своими мыслями о насущных проблемах российских и международных шахмат с корреспондентом "СЭ" поделился председатель правления Российской шахматной федерации, вице-президент ФИДЕ.

- В чем суть предполагаемой реорганизации, и какова роль комиссии, куда входите и вы?

- Суть реорганизации в том, чтобы изменить сложившийся порядок вещей. Шахматы зашли в некий тупик, "нулевую точку", из которой надо выбираться. Наблюдается застой - тут спорить нечего. Сложилась ситуация, в которой основным принципом стал факт проведения турнира: прошло соревнование - и хорошо, что прошло. Как оно прошло, сколько зрителей за ним наблюдало и какой в мире произвело резонанс - в сущности, никого не волнует. А это никуда не годится.

У нас есть статистика посещений официального сайта претендентских матчей в Казани. Это почти четверть миллиона человек. Казалось бы, неплохо? На самом деле мало. Ведь это был важнейший этап чемпионата мира. Для сравнения: телевизионные трансляции с чемпионата мира по футболу смотрят более двух миллиардов зрителей.

Мы висим в пространстве, в котором шахматы интересны только самим шахматистам. Вот для того, чтобы улучшить ситуацию, чтобы собирать новые идеи, обсуждать их, анализировать, и была создана рабочая комиссия по модернизации шахмат.

- У вас лично какие есть идеи?

- Не обязательно изобретать велосипед. Можно использовать уже апробированные идеи. Например, в декабре в Китае ФИДЕ совместно с компанией "Спорт-Аккорд" проводит интереснейший турнир. В нем четыре номинации: рапид, блиц, игра вслепую и игра двое на двое. В каждой - отдельный призовой фонд.

После Казани ко мне подошли Грищук и Свидлер и говорят: "Нельзя ли перенести Суперфинал чемпионата России, потому что, если он состоится в декабре, как планируется, при всем уважении к этому соревнованию, мы бы хотели поехать в Китай". Я посмотрел на ребят, оба - прекрасные профессионалы, наши ведущие гроссмейстеры, всегда играют в чемпионатах России и за сборную. Глаза у них горят, они хотят пробовать себя в интересных видах шахмат. Только представьте: пара Грищук - Свидлер против пары Аронян - Крамник! Это же страшно интересно!

Почему не организовывать такие мероприятия и нам?! Мы же хотим проводить то, что будет интересно и игрокам, и зрителям: рапид, блиц, игру вслепую, пара на пару! И турниры по "шахматам Фишера" надо проводить. Только использовать не все 960 позиций, возможных при компьютерной жеребьевке, а исключить те, которые приводят к слишком уж нелепым и негармоничным начальным положениям.

Владимир Крамник говорит: "Это - другая игра". Я с ним согласен. Но посмотрите, кто в этой "другой игре" становился чемпионом мира: Свидлер, Аронян, Накамура. Знакомые лица! Те, кто хорошо играют в обычные шахматы, неплохо себя чувствуют и в "шахматах Фишера"!

Убежден, не надо бояться экспериментировать. И обязательно проводить больше соревнований с укороченным контролем времени. Хотя, подчеркну, один лишь быстрый контроль никаких проблем не решит. Мы обязаны научиться по-новому показывать шахматы, обязаны научиться объяснять зрителю позицию, показывать красоту игры. Для этого нужно воспитать целый класс комментаторов и постоянно модернизировать онлайн и видеотрансляции, что мы, кстати, и делаем от турнира к турниру. Только комплекс мер - сокращение контроля, яркие комментарии, работа операторов и режиссеров трансляции - заставит эти 250 000 человек влюбиться в шахматы, а не просто 5 минут посмотреть, как думает великолепный шахматист, и уйти на покерный сайт.

- Критики утверждают, что при сокращении времени на обдумывание страдает качество партий. Вы с этим не согласны?

- Ну, не знаю. Ананд вот сказал, что партия с Шировым из их рапид-матча - одна из лучших в его жизни. Я недавно пересматривал записи старых футбольных матчей, сыгранных много лет тому назад. Так там темп игры был в два, а то и в четыре раза медленнее, чем сейчас. Вместе с уровнем игры убыстряется темп. Да и жизнь убыстряется. И это естественный процесс, который мы в шахматах искусственно тормозим.

Если ты в принципе хорошо играешь в шахматы, то и партии по 25 минут будешь играть хорошо. Если мы посмотрим, кто побеждал на рапид-турнирах в Монако, то встретим все те же фамилии: Ананд, Аронян, Крамник, Карлсен. А кто выигрывал чемпионаты мира по блицу? Все тот же Карлсен и все тот же Аронян.

Мне говорят: будут зевки. Конечно, будут. Месси иногда тоже теряет мяч и порой даже не забивает с пяти метров. И великие вратари иногда выпускают мяч из рук, и он влетает в ворота. Ошибки - часть игры. Не ошибаются компьютеры, но кому интересен 150-ходовый компьютерный маразм в партиях, сыгранных "Гудини" и "Рыбкой"?!

- Вспоминаю наши беседы с незабвенным Давидом Ионовичем Бронштейном. Он говорил: "Вымучивать цепи тяжеловесных раздумий - это не игра. Только в быстром темпе становится ясно, чего стоит тот или иной игрок. Соображать надо быстрее!"

- Я согласен с тем, что при современном ритме жизни соображать надо быстрее. Каким бы гениальным ни был режиссер, невозможно снять триллер, который зритель будет смотреть с интересом семь часов подряд.

И дело вовсе не в том, что много ничьих. Не важно, в конце концов, ничья или "чья". Но пока дождешься этого результата, ты успеешь уснуть, проснуться, проголодаться, поесть, влюбиться и разлюбить. Целая жизнь пройдет, пока они сыграют эту свою семичасовую классическую партию!

- Но вы же не хотите совсем отменить классику?

- Ни отменять, ни заменять классику никто не собирается. В моем представлении классические шахматы - это опера. Я ее не люблю, но есть знатоки, которым она очень даже нравится. Мужчины приходят в костюмах, женщины в вечерних платьях. Но давайте не будем забывать о рок-концертах, куда ходят в рваных джинсах, но которые собирают полные стадионы! Нам нужен шахматный рок, нужны переполненные дворцы спорта и заполненные до отказа стадионы! А Мемориалы Таля, красивые классические турниры с десятью участниками никуда не денутся.

Однако помимо этих элитарных, рафинированных супертурниров мы хотим создать - и уже создаем у нас в России - форму соревнований, привлекательных как для зрителей, так и для организаторов и комфортную для профессионалов. Это - серия этапов Гран-при по быстрым шахматам. Переходящие из одного российского города в другой шахматные фестивали, дарящие зрителям яркое, быстрое, интересное зрелище. Два дня профессионалы играют в быстрые шахматы, один день общаются со зрителями: сеансы, совместные блиц-турниры, лекции.

- Сколько уже провели таких этапов в России?

- Всего в этом году запланировано восемь этапов. Прошли четыре - в Ростове, Серпухове, Улан-Удэ и Каспийске. О тысячах зрителей пока не говорю, но по 500 - 700 человек приходят. В будущем году у меня уже есть подверждение из 15 городов, желающих принять эти соревнования, но надеюсь, что удастся провести 20 этапов. В итоге же хотим довести их число до 50. Две недели в году отдыхаем, а остальные - играем. Каждые выходные в каком-то городе России будет проходить шахматный фестиваль!

- Это здорово! Ну, а о классической опере не забываете? Состав ноябрьского 6-го Мемориала Таля уже известен?

- Уже подтвердили участие Ананд, Карлсен, Аронян, Накамура, Гельфанд, Ван Хао. Россию будут представлять Крамник, Карякин, Непомнящий. Хотим пригласить Иванчука. Буду с Василием говорить, когда он закончит играть в Базне.

Весьма вероятно, что у VI Мемориала Таля будет уникальная для десяти участников 22-я категория. Турнир пройдет на лучшей площадке в Москве - в Доме Пашкова. Величественное здание эпохи классицизма, воссозданные интерьеры времен 1861 года, гигантские потолки - все это завораживает. Побывав на этом турнире, любители шахмат убедятся, что, при всей моей безаговорочной любви к шахматному року - рапиду, классику мы ценим очень и очень высоко. Во всех смыслах.

Юрий ВАСИЛЬЕВ