Газета Спорт-Экспресс № 146 (5616) от 4 июля 2011 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 июля 2011 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

На этой неделе в южноафриканском Дурбане пройдет 123-я сессия МОК. Ее главная интрига - выборы столицы Олимпийских зимних игр 2018 года. На них, как известно, претендуют корейский Пьонгчанг, французский Анси и германский Мюнхен. Кого из них предпочтут члены МОК, мир узнает в среду, 6 июля. Каковы шансы кандидатов? На эту тему можно рассуждать бесконечно. Но все это будет гаданием на кофейной гуще. Победитель, мягко говоря, неочевиден.

В ДУРБАНЕ ВСЕ СПОКОЙНО

Фаворитом вроде бы должен быть Пьонгчанг. Все-таки это уже третья его попытка. А потому - сейчас или никогда. К тому же значительная часть инфраструктуры в этом корейском городе уже создана. Да и предвыборная кампания, поддержанная одним из главных спонсоров олимпийского движения - корпорацией Samsung, - была проведена хоть и довольно агрессивно, но с учетом выводов из предыдущих неудач. Добавить к этому можно и то, что зимние Игры 2014 года проводятся в Европе - значит, по неписаной традиции, следующие должны состояться на другом континенте.

Но можно на все взглянуть и иначе, ведь внутри МОК за последние годы мало что изменилось. Почему бы не повториться уже знакомому сценарию: Пьонгчанг выигрывает первый раунд голосования и проигрывает во втором, когда голоса европейцев и американцев объединяются в единое целое?

Не будем забывать и о том, что горы, вернее, сопки, в Корее за восемь лет выше не стали, Пьонгчанг все так же далеко от Сеула, а прошедшие там соревнования по лыжным гонкам и биатлону не вызвали ажиотажа у зрителей. Вот вам и поводы для сомнений.

Но пойдем дальше. Не так давно мне довелось побеседовать с вице-президентом МОК, президентом Германского олимпийского и спортивного союза, главой заявки "Мюнхен-2018" Томасом Бахом. Он считает, что члены МОК должны отдать предпочтение такому варианту, который, наконец, избавит их от экстрима, свойственного подготовке к Играм там, где либо нет инфраструктуры, либо нестабильная социально-экономическая ситуация. Сколько нервов было потрачено перед Афинами, Турином, Пекином, а в определенной мере и перед Ванкувером. Сочи и Рио-де-Жанейро вообще получили Игры авансом - под честное слово конкретных людей. Дай бог, чтобы там все сложилось.

А вот выбор Мюнхена в качестве столицы Игр-2018 года, по словам Баха, гарантирует МОК спокойную жизнь. Немецкая экономика - крупнейшая в Старом Свете. Столица Баварии - одна из жемчужин Западной Европы. Авторитет альпийских курортов Германии сомнений не вызывает. Опыт проведения соревнований по зимним видам спорта - неоспоримый. Публика всегда заполняет трибуны. Вот сколько плюсов сразу!

Не стоит сбрасывать со счетов и Анси. Те же Альпы. Опыт проведения соревнований у французов огромный, включая Игры-1994 в Альбервилле. Зимние виды спорта пользуются в стране большой популярностью. К тому же Франция теоретически может рассчитывать на голоса не только европейских членов МОК.

Но есть и проблемы. Примерно половина населения Анси выступает против заявки. Это одна из причин того, что президент Франции Николя Саркози принял решение в Дурбан не ехать. В отличие, скажем, от президента Германии Кристиана Вульфа и южнокорейского лидера Ли Мен Бака, которые вошли в состав делегаций, соответственно, Мюнхена и Пьонгчанга.

Еще одна сложность заключается в том, что Саркози был среди тех государственных деятелей, которые в свое время призывали к бойкоту Олимпийских игр в Пекине из-за проблем с правами человека в Китае. И хотя он потом свое мнение изменил и Игры в Пекине посетил, его репутация среди членов МОК, если верить экспертам, сильно пострадала.

Любопытно, что свои последние презентации перед Дурбаном все три города-кандидата сделали несколько дней назад в столице Того - Ломе, где проходила Генеральная ассамблея Ассоциации НОК Африки. Говорили о перспективах развития зимних видов спорта на континенте и, подспудно, боролись за голоса шести членов МОК, присутствовавших на мероприятии.

Исход выборов зависит и от того, кто именно из членов МОК приедет в Дурбан и примет участие в голосовании. Два-три отсутствующих сторонника могут существенно повлиять на шансы любой заявки. А в отношении ветерана олимпизма бразильца Жоао Авеланжа и камерунца Иссы Хайату, напомню, ведется расследование, связанное со скандалами в ФИФА. Оба обвиняются в получении взяток. Допустит ли их Этическая комиссия МОК в такой ситуации до голосования?

Могу привести еще массу факторов, способных тем или иным образом повлиять на выбор столицы Игр-2018. Ясно одно: исход голосования в МОК трудно предсказать. К тому же по большому счету МОК уже все равно, где пройдут Игры зимой 2018 года. Как, кстати, и летом 2020-го. Ведь эти Олимпиады уже проданы: все основные коммерческие контракты заключены.

7 июня телекомпания NBC выиграла спор у ESPN, принадлежащей компании Disney, и Fox Sport Руперта Мердока за право транслировать на территорию США Олимпийские игры 2014-2020 годов. Продажа этого права пополнит олимпийскую казну аж на 4 миллиарда 380 миллионов долларов. При этом трансляции Игр из Сочи обойдутся NBC в 775 миллионов, из Рио - в 1,226 миллиарда, из Анси, Мюнхена или Пьонгчанга - в 963 миллиона, а из города, название которого мы узнаем только в 2013 году, - в 1,418 миллиарда.

Практически сформирована - до 2020 года включительно - и программа глобального олимпийского спонсорства "ТОР". Только что к ней присоединилась корпорация General Electric, владеющая 49 процентами акций NBC. До этого обязательства на много лет вперед взяли на себя Coca-Cola, Dow, Omega, Procter & Gamble, VISA.

Думаю, скоро к этой "теплой компании" присоединится и Samsung. Даже если исход голосования в Дурбане окажется не в пользу корейского кандидата.

Александр РАТНЕР