Газета Спорт-Экспресс № 164 (5634) от 25 июля 2011 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 июля 2011 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

TOUR DE FRANCE

Вчера на Елисейских полях в Париже финишировал "Тур де Франс"-2011. Чемпионский титул достался 34-летнему австралийцу Каделу Эвансу.

БОЛЬШАЯ СКРОМНАЯ ПОБЕДА

Чемпион "Тур де Франс" в представлении миллионов болельщиков - фигура знаковая. Героическая. Но 34-летний Кадел Эванс не очень-то подходит под эти определения. Это спокойный и очень скромный человек, которого не всегда разглядишь в пестрой гонщицкой толпе с первого раза. Он не похож на титана - и вообще на кумира миллионов. Ни издали, ни тем более вблизи.

Давно осознав, что велоспорт станет его жизнью, Эванс уяснил для себя принципиально важную вещь: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. И Эванс никогда не сорил. Его имя не полоскалось ни в одном скандале. Он ни в кого не метал громы и молнии, никого не поливал грязью с газетных страниц. Даже когда брался что-либо или кого-либо критиковать, то все равно делал это ровно на тон ниже, чем требовалось для того, чтобы на эту критику кто-то всерьез обратил внимание.

Если хорошо поискать, нетрудно будет найти пару затаивших на австралийца обиду задиристых юнцов, с которыми Эванс неласково обошелся в одной из гонок. Но Каделу почти наверняка на это наплевать. В пелотоне у него мало друзей, но недругов на самом деле еще меньше. Его там уважают. Эвансу этого достаточно.

Неоднократно в велосипедной тусовке я слышал о том, что Эванс системообразующий гонщик. В велоспорте, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, таковых всегда меньшинство. Эванс авторитетен, к нему тянутся. Он умеет создать в команде атмосферу.

Во время одной из классических однодневных гонок сезона-2010, куда австралиец приехал с командой BMC, в которую незадолго до того перешел, мне довелось завтракать за соседним с Каделом столом. Так вот те полчаса за завтраком сказали мне об Эвансе то, чего не могли сказать многие часы стороннего наблюдения. Я с удивлением отметил, что Эванс знает по именам весь многочисленный персонал команды - спортивных директоров, механиков, массажистов, водителя, повара. И буквально для каждого из них он тем утром нашел слова поддержки.

Молодым гонщикам, ожидавшим начала "классики" с легким страхом, улыбнулся. Со "стариками" выпил кофе, вспомнил минувшие дни и битвы, где вместе рубились они. Новичкам-массажистам дал несколько советов, как лучше выбрать позицию на питательном пункте.

Тихоня в жизни, Эванс долгие годы был таковым и на шоссе. Его, бывшего маунтинбайкера, а ныне "генеральщика" без слабых мест, тихонько так, еле слышно критиковали за незрелищный стиль езды. Действительно, увидеть австралийца в лихой кавалерийской атаке на белом коне было практически невозможно. Он предпочитал не выиграть, но не проиграть, брал свое стабильностью езды, а не внешними эффектами. За его спиной раз за разом пренебрежительно неслось: "Wheel sucker". "Присосавшийся к колесу".

Перелом произошел в 2009-м, когда Эванс стал первым в истории австралийцем, надевшим радужную майку действующего чемпиона мира. В обладателя майки словно вселился бес: это заметили слишком многие, чтобы об этом можно было умолчать. Эванс действительно стал ездить иначе. Рисковал. В 2010-м он выиграл "классику" "Флеш Валлонь" и завоевал спринтерский зачет на "Джиро", вырвав красную майку из рук одного из самых агрессивных "нападающих" мирового велоспорта - казахстанца Александра Винокурова.

Эванс продолжил удивлять и в 2011-м. Победил на "Тиррено-Адриатико" и "Туре Романдии", а на главной репетиции "Тур де Франс", французской многодневке Dauphine Libere, оказался вторым лишь потому, что ее победитель - британец Брэдли Уиггинс - поймал лучшую форму своей жизни.

"Нового Эванса" мир увидел и на нынешнем "Туре" - самой невезучей для австралийца гонке. Эванс дважды, в 2007 и 2008 годах, был ее вице-чемпионом. И оба раза это были очень горькие вторые места. В 2007-м Эванс стал жертвой всеобщей недооценки Альберто Контадора. Когда с гонки с грандиозным скандалом сняли датчанина Микаэля Расмуссена, фактически обеспечившего себе желтую майку, новым лидером стал малоизвестный в то время Контадор. Ему в спину дышали признанные раздельщики Эванс и Ливай Лайфаймер из США. На Эванса фактически надели желтую майку, но Контадор тогда впервые по-настоящему показал свои чемпионские зубы.

Испанский сauchemar Эванса повторился год спустя уже без Контадора, чью "Астану" не пустили на гонку. Кадела называли железным кандидатом на победу. Но на Альп д'Юэз незадолго до Елисейских полей австралийца заставил умирать в горе другой испанец - Карлос Састре. В барабане Эванса был еще запрятан патрон: ему достаточно было отыграть у Састре полторы минуты, но желтая майка на плечах порой способна превращать среднего раздельщика в раздельщика классного. Именно это чудесное преображение случилось с Састре в июле 2008-го. Чужим на празднике снова оказался Эванс.

Два следующих "Тура" Кадел проиграл вчистую. "Большая петля"-2009, которая войдет в историю как битва Контадора с Армстронгом, не задалась у команды Silence-Lotto с самого начала. Проваленный "Тур" стал тогда одной из главных причин, по которой Эванс, не склонный к частой смене клубных цветов (в бельгийской команде Кадел гонялся целых пять сезонов - удивительное по нынешним временам постоянство), решился на переход в BMC. В 2010-м Эвансу снова не повезло: в результате падения он серьезно повредил локоть, и "Тур", который ничего не прощает слабым и немощным, пошел для австралийца наперекосяк почти с самого начала.

"Большая петля"-2011 предложила австралийцу не меньше испытаний, чем в прошлом. "Старый Эванс" вполне мог найти повод проиграть и эту гонку. "Новый Эванс" сначала выиграл сложнейший четвертый этап с финишем на Мюр-де-Бретань, где опередил в спринте в гору самого Контадора. Затем сумел в отличие от многих избежать завалов и "сэкономиться" в Пиренеях. И стать в Альпах тем самым агрессором, благодаря которому атака Анди Шлека на Галибье потрясла пелотон, но все же не перевернула все с ног на голову.

На этапе со знаменитой вершиной Альп д'Юэз, где Эванс три года назад проиграл "Тур", австралийцу снова было нелегко, но он сдюжил. Именно его атака "раздела" Томаса Воклера, чье поражение в тот момент было предрешено. Именно благодаря его маунтинбайкерским талантам "группа Эванса" сумела настичь на спуске перед штурмом Альп д'Юэз уехавших вперед Контадора и Шлека. Именно его бульдожья хватка не позволила Шлеку-младшему ничего поделать с ним в самой горе.

В субботу в Гренобле у Эванса все сошлось воедино: форма, настрой, мастерство, характер. В его победе не чувствовалось ни капли героизма: на бумаге австралиец был значительно сильнее братьев Шлек - и просто доказал свое превосходство.

Мы не дождались от Эванса воинственных криков на финише в Париже и триумфальных оскалов. Он не захотел финишировать на пафосном желтом велосипеде, выданном ему организаторами, - остановился посреди гонки, пересел на свой проверенный байк, в седле которого провел три недели жизни. На нем и финишировал - в этом тоже весь Эванс.

Вчера на Елисейских полях скромный гонщик скромно одержал большую победу. С чем мы его и поздравляем.

Сергей БУТОВ

Мужская многодневная велогонка "Тур де Франс".

20-й этап. Гонка с раздельным стартом на 41 км. 1. Мартин (Германия, HTC-Highroad) - 55.33. 2. Эванс (Австралия, BMC) - отставание 0.07. 3. Контадор (Испания, Saxo Bank) - 1.06. 4. Де Гендт (Бельгия, Vacansoleil) - 1.29. 5. Порт (Австралия, Saxo Bank) - 1.30. 6. Перо (Франция, AG2R) - 1.33… 17. А. Шлек (Люксембург, Leopard) - 2.38… 20. Ф. Шлек (Люксембург, Leopard) - 2.41… 30. КАРПЕЦ - 3.36… 56. ИГНАТЬЕВ - 4.46… 76. ТРОФИМОВ - 5.30… 81. ГУСЕВ - 5.46… 107. СИЛИН (все - "КАТЮША") - 6.23.

21-й этап. 160 км. 1. Кавендиш (Великобритания, HTC-Highroad) - 2:27.02. 2. Боассон Хаген (Норвегия, Sky). 3. Грайпель (Германия, Omega Pharma-Lotto). 4. Фаррар ( США , Garmin-Cervelo). 5. Канчеллара (Швейцария, Leopard). 6. Осс (Италия, Liquigas)… 17. ИГНАТЬЕВ… 56. Эванс… 64. ГУСЕВ… 99. ТРОФИМОВ… 128. КАРПЕЦ… 145. СИЛИН.

Итоговый зачет. 1. Эванс - 83:45.20. 2. А. Шлек - 1.34. 3. Ф. Шлек - 2.30. 4. Воклер (Франция, Europcar) - 3.20. 5. Контадор - 3.57. 6. С. Санчес (Euskaltel) - 4.55. 7. Кунего (Италия, Lampre) - 6.05. 8. Бассо (Италия, Liquigas) - 7.23. 9. Даниэлсон (США, Garmin-Cervelo) - 8.15. 10. Перо - 10.11… 23. ГУСЕВ - 42.26… 28. КАРПЕЦ - 52.25… 30. ТРОФИМОВ - 56.46… 73. СИЛИН - 2:10.05… 147. ИГНАТЬЕВ - 3:29.07.

Спринтерский зачет . 1. Кавендиш - 334 очка. 2. Рохас Гил (Испания, Movistar) - 272.

Горный король. 1. С. Санчес - 108 очков. 2. А. Шлек - 98. 3. Ванендерт (Бельгия, Omega Pharma-Lotto) - 74. 4. Эванс - 58.

Молодой гонщик. 1. Роллан (Франция, Europcar) - 83:56.03. 2. Тарамяэ (Эстония, Cofidis) - 0.46… 17. СИЛИН - 1:59.22.

Командный зачет. 1. Garmin-Cervelo - 258:18.49… 7. " КАТЮША " - 1:09.39… 19. "Астана" - 2:48.21.