ФУТБОЛ
РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
Христо СТОИЧКОВ: "ЦСКА ЛИШИЛ МЕНЯ "ЗОЛОТОГО МЯЧА"
Стоичков развалился в кресле. Рассматривая строительные люльки за окном кабинета генерального директора "Ростова" Юрия Белоуса.
Мы украдкой разглядывали его в полумраке - чуть поседел с игровых времен, толстая золотая цепь, пара перстней… А что это вышито на майке? Фамилия Stoichkov переплеталась с восьмеркой. Его игровым номером.
- Сколько вам нужно времени? - спросил Белоус.
- Часок.
Стоичков вскинул брови, повернул голову. Воскликнул:
- Да я со своей женщиной столько не разговариваю!
Это аргумент, подумали мы - и сменили планы. Сошлись на сорока минутах. Стоичков умиротворился - не важно сколько. Важно победить.
Проговорили мы два часа.
Христо отвечал на русском. Лишь изредка на помощь ему приходил Мирчо Димитров - агент почти всех болгар, игравших в России. От Пеева до Георгиева. В 80-х Димитров к футболу отношения не имел - работал строителем в Грозном.
* * *
- Вы всегда говорили то, что думали. Время вас не изменило? - навели мы мосты с обладателем "Золотого мяча"-1994.
- Нет! Меня невозможно изменить! Да и почему я должен был меняться? - взмахнул руками Стоичков.
- С годами люди становятся сдержанными…
- Мне это не грозит. Посмотрите - даже внешне я такой же, какой был. Только небольшой живот появился. Что уж рассуждать о характере? Ненавижу людей, которые одно и то же сегодня называют белым, а завтра - черным. Я все время двигаюсь прямо. И в жизни, и на поле.
- Вы ведь часто бывали в России?
- Конечно. Приезжал в Москву на финал Лиги чемпионов "Манчестер" - "Челси". У меня здесь близкие товарищи. Например, президент "Лукойла".
- Вы про Леонида Федуна? Он пока не президент…
- Какой Федун? Я про Вагита Алекперова! Мой друг. Знакомы лет десять. Дружу и с Валентином Златевым - представителем "Лукойла" в Болгарии.
- Дружба с миллиардерами оборачивается неожиданными подарками. Один наш богатый человек вручил Роберто Карлосу "Бугатти".
- Надо же. Я тоже получал много подарков. Видите часы?
- Неплохие.
- Да шикарные часы! Очень дорогие, я с ними не расстаюсь! Это подарок вашего "Лукойла" на день рождения.
- Вы бойко говорите по-русски. Учили в школе?
- Нет. А говорю я не слишком хорошо.
- Это вы зря, Христо. К языкам способность у вас выдающаяся. Через месяц после приезда в Барселону давали интервью на испанском.
- Жизнь заставила. Самый важный момент в карьере. Надо было понимать, что говорит Йохан Кройф и футболисты на поле.
- Слыхали про Вагнера Лав из ЦСКА?
- Еще бы!
- Он за восемь лет в России так и не освоил язык.
- Вагнер - бразилец, правильно? Мне это все объясняет.
- В российских газетах вам приписывали массу любопытных фраз.
- И каких же?
- Да вот, пожалуйста: "Если кто-то сбросит на Мадрид атомную бомбу, я пожму этому человеку руку".
- Что за чепуха? Никогда такого не говорил. Кто написал - тот дурак, так ему и передайте. Он не представляет, что у меня за душа. Я потому и ладил-то не со всеми журналистами. Если ты пишешь про Стоичкова правду - будешь получать все. Если наврешь - первый разговор станет последним.
- Тогда вот вам еще одна фраза - после победы над сборной России 1:0 в 1997-м. "Русские освободили нас от фашистов, а мы их - от чемпионата мира".
- Я просто пошутил. 9 сентября русские солдаты освободили Болгарию. А 10-го состоялся матч.
- Судил его Вацлав Крондл…
- В самом деле? У вас отличная память. Я забыл, кто судил.
- Для России эта фамилия стала нарицательной.
- Ребята, я играл двадцать лет. И ни разу не просил судью: "Помоги". Ни разу! Я вообще не помню, чтоб арбитр когда-нибудь откровенно помогал сборной Болгарии. Будь он Крондл или кто-то еще. Мы победили 1:0, заняли первое место, Россия - второе, и говорить можно что угодно. У нас была потрясающая команда - Балаков, Лечков, Иванов, Михайлов, Сираков, Костадинов…
- Мы как-то встретили Лечкова в Турции - он мало изменился. Как сложились судьбы остальных?
- Лечков - мэр Сливена. Костадинов давно работает в ЦСКА, Пенев - в "Литексе", Сираков много лет был в "Левски", потом ушел в сборную. Сейчас отдыхает.
- Вратарь той сборной, который был лысым - а позже вживил волосы...
- Борислав Михайлов? Президент федерации. У Трифона Иванова бизнес… Не знаю какой. Наверное, успешный - если его в футбол не тянет.
- Лечков стал мэром. Вас не пытались затащить в политику?
- Знали бы вы, сколько раз тащили. Но я не желаю. Какой из меня политик - если не умею юлить?
- Действительно. А теперь открываем вам душу: для нас футбол "Барселоны" начала 90-х - самый красивый. Лучше команды на свете не было.
- Вы хорошо сказали. Сборная Болгарии на чемпионате мира-1994 тоже играла здорово. Меня часто спрашивают: какая "Барселона" играет красивее - 1992 года или нынешняя? Я ненавижу этот вопрос. Странно, что вы еще не спросили…
- Так какая?
- Мне нынешняя "Барселона" тоже очень нравится.
- Если б завтра стали ее тренером - что в первую очередь подкорректировали бы?
- Ничего. А зачем что-то менять? "Барселона" уже много лет играет по одной концепции - футболистов подбирают под сложившуюся модель. По одним и тем же принципам - поэтому "Барселона" всегда будет в порядке. И сегодня, и через пять лет. Эту программу в 1988 году придумал Кройф.
- Время вас примирило? Вы же скверно расставались.
- А-а, ерунда. Обычная история между тренером и футболистом. Сейчас мы друзья - созваниваемся каждые два дня. Даже в 90-х такого не было. Йохан очень важный человек в моей жизни.
- Что вам подсказывает интуиция - однажды вернетесь в "Барселону"?
- У "Барселоны" уже есть замечательный тренер. На работу Пепа приятно смотреть. А я не строю никаких планов - всякий новый день для меня как приключение.
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Окончание - стр. 8