Газета Спорт-Экспресс № 170 (5640) от 1 августа 2011 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 августа 2011 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 11-й этап. ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ

Вчера на "Хунгароринге" состоялся 11-й и последний перед традиционным трехнедельным перерывом этап чемпионата мира, завершившийся блистательной победой Дженсона Баттона на "Макларене". Лидер общего зачета Себастьян Феттель на "Ред Булле" потерпел третье подряд поражение в сезоне-2011, финишировав вторым. Замкнул тройку Фернандо Алонсо на "Феррари". Российский пилот "Лотус-Рено" Виталий Петров закончил этап на 12-м месте.

ВЕНГЕРСКАЯ РАПСОДИЯ БАТТОНА

Для чемпиона мира-2009 англичанина Дженсона Баттона воскресная гонка получилась просто-таки символической. Именно во время венгерского уик-энда 31-летний Дженсон отмечал серьезную и очень круглую дату - 200-ю гонку в "Формулу-1". Кроме того, на этой трассе пять лет назад, в 2006-м, за рулем БАРа он одержал свою первую победу, стартовав с 14-го места. Пять лет назад на "Хунгароринге" шел дождь. Вчера он тоже шел - всего лишь во второй раз за те 26 лет, которые эта трасса принимает у себя "Формулу-1". Просто уникальное стечение обстоятельств!

И, кстати, эта победа, 11-я в карьере Дженса, стала еще одним бриллиантом в его коллекции. Действительно, Баттон, наверное, единственный пилот в современном пелотоне, у которого что ни победа, то маленький рукотворный шедевр. Потому что почти каждый раз - исключая, возможно, лишь его победы образца 2009-го (да и то не все) - англичанин выигрывает, как говорится, не благодаря, а вопреки и не только и не столько за счет скорости и превосходства автомобиля, а за счет мудрости, смекалки, умения рисковать, не теряя головы, и, конечно же, виртуозного вождения. Все это он в полном блеске продемонстрировал вчера.

Несмотря на то что пыльный, тесный и короткий "Хунгароринг" считается трассой, технически не приспособленной для обгонов, гонки здесь редко когда бывают скучными. Нынешний уик-энд запомнится не только из-за пропитанного бойцовским духом воскресенья, но и благодаря субботе, подарившей интересную квалификацию.

Да, завершилась она вполне буднично - очередным поулом в копилке "Ред Булла" вообще и Феттеля в частности, но сопутствующие события, думаю, заставили понервничать не только действующего чемпиона мира!

В пятницу в тренировках болид молодого немца, как говорится, не ехал. По чистой скорости казалось, что опасность представляет не только партнер по команде Марк Уэббер, но и оба "Макларена" и "Феррари" Алонсо. Но в ночь с пятницы на субботу механики Феттеля совершили чудо, до винтика перебрав автомобиль. И уже на утренней тренировке Феттель полетел. Однако в квалификации ни в первой, ни во второй ее части лучшим не был, да и поул выгрыз у чемпиона мира-2008 Льюиса Хэмилтона в самый последний момент!

Картина вообще была уникальная - на завершавших квалификацию полутора минутах на трассе было девять (кроме Пастора Мальдонадо) виртуальных соискателей поула, каждый из которых завершал свой последний быстрый круг уже под флагом. И именно в эти секунды Феттель смог собрать с круга все, на что был способен его болид, а Хэмилтон, вплоть до третьего сектора шедший быстрее, ошибся на входе в поворот, ушел с трассы и в итоге упустил шанс выиграть первый поул в сезоне-2011. И, кстати, едва унес ноги от Баттона, который в Венгрии наконец-то поймал квалификационную скорость и уступил партнеру всего 0,046. Главным же пострадавшим оказался так прекрасно выглядевший в пятницу Уэббер. На машине австралийца сначала отказал KERS, потом перестало открываться заднее антикрыло - и он оказался только шестым. Все эти неприятности случились, надо сказать, как-то уже очень вовремя - как раз после двух подряд квалификационных побед, когда его молодой напарник, по собственному признанию, вдруг начал терять уверенность. И в тот момент, когда оживший Феттель радовался вернувшейся уверенности, озадаченный Уэббер говорил прессе, что круг из 1.20 в исполнении его напарника - это нечто странное и загадочное.

Увы, для "Лотус-Рено" венгерский уик-энд ничем не отличался от того же немецкого. Ну разве что кроме живописного пожара Ника Хайдфельда.

В квалификации Петров и его напарник снова - и безуспешно - бились за право попасть в десятку. Но если машине не хватает скорости, никакой энтузиазм, никакое мастерство пилотов, да и любые другие ухищрения не помогут. Хотя, вероятно, у Петрова был шанс зацепиться за третий сегмент, но в решающие мгновения второго круг ему испортил Серхио Перес - и результат Виталия остался 12-м.

Всю гонку россиянин фактически так и провел в районе этой позиции, иногда опускаясь чуть ниже, иногда всплывая чуть выше (был даже 8-м), но в итоге так 12-м и остался. Но хотя бы добрался до финиша - в отличие от Хайдфельда.

Не врет старая народная мудрость насчет того, что беды всегда косяком ходят. Немец явно угодил в какую-то черную полосу. На 25-м круге после планового пит-стопа R31 Ника заполыхала прямо на выезде с пит-лейн. Да так рьяно, что немец пулей вылетал из тесного, как мышеловка, кокпита! В результате короткого, но впечатляющего пожара левый боковой понтон выгорел дотла.

- Мы решили остановиться раньше, потому что я был явно быстрее конкурентов и не хотел терять следом за ними время, - сказал Ник. - Пит-стоп слегка затянулся, и, может быть, именно поэтому в машине что-то перегрелось. Честно скажу - слегка испугался, когда прямо рядом со мной, слева, что-то взорвалось. В жизни не видел ничего похожего.

Но даже и без этого пожара в гонке было на что посмотреть. В очередной раз в этом сезоне во главе пелотона борьба - реальная, колесо к колесу, с атаками и контратаками, - кипела и булькала. Причем даже в те мгновения гонки, когда волшебная система DRS еще не была активирована, а пелотон шел по мокрому асфальту под пускай несильным, но все-таки дождем.

На прямой еще до входа в первый поворот случились сразу две напряженнейших дуэли. Баттон и Хэмилтон сошлись колесом к колесу - и Дженсон был близок к тому, чтобы опередить партнера, но благоразумие возобладало над азартом. Схватка британцев вышла боком пилотам "Феррари" - Алонсо опередил Массу и опередил бы и "Макларены" (по крайней мере один-то уж точно!), но в повороте просто уперся в них обоих. Пока Масса и Алонсо лавировали, ища свободную дорогу, их опередили сразу оба "Мерседеса"!

Вообще надо сказать, что настрой венгерской гонки определялся главным образом тем, что на данной стадии чемпионата преследователи Феттеля, и главным образом Алонсо с Хэмилтоном, пришли к выводу, что терять им нечего, и боевое безумие настоящих гонщиков наконец-то взяло верх над расчетливостью. Когда терять нечего, любой риск может только принести выигрыш - и все (кроме Феттеля) рисковали. Да как! Честно говоря не помню, чтобы с таким бешеным напором Алонсо ездил даже будучи 19-летним новичком. Именно его решимостью атаковать во что бы то ни стало объяснялось то количество ошибок, которое двукратный чемпион мира совершил во вчерашней гонке. Но ни одна из них не стала фатальной, испанец финишировал - в пятый раз в шести последних гонках - на подиуме, а значит, этот риск принес результат.

Еще до исхода первого круга Алонсо был пятым, а в начале второго, пройдя Росберга, стал четвертым. В эти же мгновения Хэмилтон во втором повороте атаковал Феттеля в борьбе за лидерство. Эти атаки повторялись и на 3-м, и на 4-м круге, а на 5-м Феттель дрогнул-таки, зашел широко, теряя траекторию, и Хэмилтон возглавил гонку.

А Феттель немедленно оказался под огнем Баттона! Но решающая атака британца была отложена - по той простой причине, что он стал вторым (после Уэббера) из ведущей шестерки лидеров чемпионата, кто сменил промежуточную дождевую резину на сверхмягкий слик. И кругом позже, когда примеру англичанина и австралийца последовали все остальные, Баттон прошел Феттеля и стал вторым!

Наступило временное затишье. Только чуть глубже в пелотоне отношения выясняли Уэббер и Алонсо, то и дело из-за атак, контратак и взаимных ошибок менявшиеся местами.

Очередной всплеск активности лидеров случился уже после того, как гонка перевалила экватор и все успели по второму, а то и третьему разу побывать в боксах. К 40-му кругу установилась следующая ситуация: Хэмилтон, Баттон, Алонсо, Феттель, Уэббер. На 45-м Феттель совершил один из своих редких обгонов, пройдя Алонсо. Где-то в районе 10-го поворота вдруг начался дождь, Хэмилтона развернуло - Баттон вышел в лидеры. На 50-м Льюис снова догнал Дженсона, пришел черед Баттона делать ошибки и пропускать в лидеры партнера. Но на 52-м Дженс снова навязал Льюису прямую схватку. В первом повороте в атаке преуспел Баттон, во втором Хэмилтон отыгрался, но на 53-м зачем-то поехал в боксы за... промежуточной дождевой резиной, хотя дождь усиливаться явно не собирался!

Это и стало той роковой промашкой, лишившей Хэмилтона шанса выиграть вторую гонку подряд. Потому как, поняв, что эта резина не работает, ему пришлось еще раз заезжать в боксы, что в сумме со штрафным проездом по пит-лейн (за опасный маневр после разворота) составило шесть (!) пит-стопов. В то время как тот же Баттон на четвертом своем пит-стопе надел просто более жесткий слик и получил преимущество над соперниками - до финиша ему уже не нужно было посещать пит-лейн!

На 54-м круге Алонсо, так же, как Баттон, ехавший на более жестком слике, легко догнал Хэмилтона и прошел его. Это был тот самый момент, когда стало ясно - призового места Хэмилтону не видать. А Алонсо - не догнать, увы, Феттеля. Которому не по зубам оказался вдохновенный Баттон.

Собственно именно здесь определилась тройка призеров этой в высшей степени увлекательной гонки.

Ольга ЛИНДЕ