ХОККЕЙ
КХЛ
Как стало известно "СЭ", в ближайшие дни должен быть получен ответ на вопрос: "Имеет ли право ХК "Спартак" выступать в КХЛ под своим названием и со своей исторической эмблемой - ромбом с буквой "С" и поперечной полосой?"
РОМБ РАЗДОРА
ВАРИАНТ С ГЛАДИАТОРОМ
Чуть больше недели назад в "Сокольниках" состоялась пресс-конференция, в рамках которой хоккейный и футбольный клубы "Спартак" - их представляли соответственно председатель совета директоров Сергей Менделеев и генеральный директор Валерий Карпин - заключили меморандум о сотрудничестве. Одновременно было подписано лицензионное соглашение, согласно которому ФК "Спартак" передал своим хоккейным собратьям права на использование официального названия и эмблемы - классического ромбика с буквой "С" и поперечной полосой. Таким образом, проблема, ставшая яблоком раздора между хоккейным клубом и МФСО (международное физкультурно-спортивное общество) "Спартак", казалось, была окончательно разрешена.
Дело в том, что одним из требований КХЛ, предъявляемых к командам, участвующим в чемпионате, является наличие у них соответствующих прав на название и эмблему. Поскольку ими владеет общество "Спартак", то хоккейный клуб вынужден был на протяжении последних лет заключать с ним соответствующий договор. На этот раз подписание этого документа стала большой проблемой. Общего языка стороны так и не сумели найти.
Как говорят, при самом критическом развитии событий не был исключен вариант, при котором хоккеисты "Спартака" целый сезон провели бы в форме, где вместо привычного ромбика центральной фигурой стало бы изображение гладиатора. Что в таком случае делали бы с названием - одна большая загадка. ХК "Спартак" нашел выход из сложившейся ситуации, обратившись за помощью к футбольным коллегам.
По состоянию на сегодняшний день окончательное решение еще не было принято. Вице-президент КХЛ Владимир Сараев, занимающий пост директора правого управления лиги, в разговоре с корреспондентом "СЭ" отметил, что ему до сих пор не поступили соответствующие документы со стороны "Спартака". "Мы находимся в постоянном контакте с представителями общества, - добавил он. - Наша задача заключается в том, чтобы у сторон не было никаких претензий друг к другу. Можно сказать, что мы выступаем в роли арбитра. Как только получим все бумаги - примем решение. Скорее всего, оно будет озвучено в ближайший понедельник".
В то же время люди в руководстве хоккейного клуба уверены, что никаких проблем у них возникнуть не должно. Подписанное с ФК "Спартак" соглашение сначала должно быть зарегистрировано в Роспатенте, а уже затем отправлено в КХЛ. Представители общества всех карт пока не раскрывают, одновременно намекая, что говорить о закрытии дела еще рано.
МЕНДЕЛЕЕВ: "ХОТИМ ЗНАТЬ, ЗА ЧТО ПЛАТИМ"
Во взаимоотношениях хоккейного клуба с МФСО проблем до недавнего времени не было. Более того, ХК в отличие от ФК всегда платил обществу определенные деньги. В начале 2000-х, когда ХК "Спартак" руководил Игорь Шабдурасулов, речь шла всего о 30 тысячах рублях в год. Кстати, в 2001-м была предпринята попытка зарегистрировать по примеру футбола собственный товарный знак - ромбик, обрамленный клюшками. Именно такая эмблема была одно время на игровых свитерах хоккеистов. Однако ЦС МФСО не дал своего согласия, а в Роспатенте представителям хоккейного клуба также был дан от ворот поворот. Согласно правилам, новая эмблема не должна напоминать старую не более чем на 70 процентов, тогда как в случае с ХК "Спартак" сходство было куда более очевидным.
Сезон-2006/07, как известно, хоккейный клуб пропустил в связи с финансовыми проблемами. Через год новый генеральный директор "Спартака" Михаил Шуляков встретился с руководством общества и договорился о получении прав на название за 500 тысяч рублей в год, ромб в пользование отдавался безвозмездно. Затем сумма возросла до 650 тысяч. Однако как только у "Спартака" начались трудности, его представители в лице Николая Тищенко и Павла Ни Ли попросили снизить сумму до 500 тысяч. Было это летом 2009 года, когда команду из финансовых проблем покинул ее капитан Рыбин, а одно время даже стоял вопрос о возможности снятие клуба с чемпионата.
Перед прошлым сезоном договор снова был подписан, на этот раз на сумму 750 тысяч. В отличие от хоккейного сезона соглашение действует в рамках календарного года - с января по декабрь. Так вот, за 2011-й МФСО не получило ни копейки. В конце февраля в общество приехал исполнительный директор "Спартака" Виктор Шалаев, попросившийся в связи со сменой юридического лица отправить письмо в министерство юстиции. Представители общества сделали это на следующий день, получив от клуба гарантии, что договор об использовании товарного знака будет подписан.
Длительные переговоры, однако, не привели к положительному результату. Речь шла о сумме 1 миллион 150 тысяч - 400 тысяч за остаток сезона-2010/11 и 750 тысяч - за сезон-2011/12. "Мы перечисляли определенную сумму в течение трех лет, - отметил Сергей Менделеев. - Потом нам предложили платить больше. Мы в принципе были согласны, но просили расширить наши права на использование символики. Однако понимания не нашли. На вопрос, откуда тогда берется повышение стоимости, получили ответ: "Ну, вы же богатые". Мы уважаем права собственности на бренд. Но хотим платить деньги и знать, за что. Знать, куда они идут. Все-таки МФСО "Спартак" и соревнования должно проводить какие-то, детским школам помогать. Но мы об этом ничего не знаем".
В самом обществе утверждают, что готовы предоставить отчетность о расходовании средств. При этом в нынешней ситуации касаться этической стороны вопроса, пожалуй, не стоит. В первую очередь речь идет о соблюдении юридических норм. Если бы хоккейный клуб заключил договор с МФСО, то получил бы право на использование в коммерческой деятельности сразу 24 классов услуг. ФК "Спартак" просто отдает ему право на название и эмблему. В том случае, если в будущем КХЛ будет выпускать какую-то продукцию под своим брендом и спартаковской символикой, то общество не хочет остаться внакладе. В этом кроется главный момент в нынешнем противостоянии.
"БЕРЕМЕННЫЙ" РОМБ
Как же получилось так, что хоккейный клуб не имеет права распоряжаться собственным именем и эмблемой, под которой на протяжении полувека приносили славные победы "Спартаку" знаменитые на весь мир Старшинов, братья Майоровы, Якушев и Блинов? На вышеупомянутой пресс-конференции Валерий Карпин продемонстрировал собравшимся копию свидетельства о регистрации, датированного 1987 годом. На нем черном по белому написано о том, что права на спартаковский ромб и название принадлежат "московскому городскому футбольно-хоккейному клубу "Спартак", расположенному по адресу Сокольнический вал, 1 Б". То есть там, где находится дворец спорта "Сокольники". В этом шаге присутствовал и чисто популистский момент. Мол, смотрите, когда-то футболисты и хоккеисты были единым целым, и сейчас эти времена возрождаются. Другой посыл казался еще более очевидным: 24 года назад общество своей руки на эмблему не накладывало, поэтому какие могут возникать вопросы сейчас.
Однако для того, чтобы понять корни нынешнего конфликта, необходимо сделать небольшой исторический экскурс. В 1987 году с согласия Центрального комитета Компартии Советского Союза вместе с другими спортивными обществами, курировавшимися профсоюзами, был упразднен и "Спартак". Логично, что футбольный и хоккейные клубы, как самые яркие представители спартаковского спорта, перерегистрировали права на название и ромб в свою пользу. Но уже через четыре года общество было восстановлено.
После подготовительной работы, которая велась на протяжении нескольких месяцев, в октябре 1991 года состоялось официальное возрождение "Спартака". В скором времени руководство футбольного клуба в лице его первого президента Юрия Шляпина, а также (если верить утверждениям МСФО) Николая Старостина и Олега Романцева передало право на использование названия и эмблемы в центральный совет общества для того, чтобы оно могло зарабатывать. Речь шла о пяти видах товаров и услуг: печатной продукции, вымпелах, значках, спортивном обучении и спортивной одежде.
В 1994 году в Роспатенте МФСО получило новое свидетельство. В том же году зарегистрировал свои права и футбольный клуб. Они также касались оказания ряда услуг коммерческого характера. Кроме того, клуб мог делиться эмблемой и названием с кем угодно, что было прописано в рамках сублицензионного соглашения с обществом.
Дальнейшее развитие событий в 1990-е связано в первую очередь с футбольным клубом. На этом фоне его хоккейный собрат оставался в тени, регулярно испытывая финансовые трудности. С обществом у него никаких проблем не возникало, поскольку название и ромб давались в безвозмездное пользование. С ФК "Спартак" общество подписало в 1996 году договор о партнерстве и сотрудничестве, согласно которому получало 25 тысяч долларов в год. Действовал этот договор, правда, недолго - до 2001 года. С приходом в футбольный клуб на должность генерального директора Ларисы Нечаевой в 1997 году отношения с обществом пошли на спад, а сумма отчислений сократилась. Затем - после гибели Нечаевой - в "Спартаке" на пост гендиректора пришел Юрий Заварзин. Именно с его именем связаны изменения в футбольной эмблеме, куда был добавлен мяч. Такой ромб, получивший ироничное название "беременный", остается на форме до сих пор.
ЗАВАРЗИН: "ДЕНЕГ МЫ НЕ ПЕРЕЧИСЛЯЛИ"
Первоначально существовало несколько эскизов. Например, на одном из них к ромбу были пририсованы крылья. Однако в итоге остановились на внесении в центр буквы "С" футбольного мяча. Только в 2003 году сверху была добавлена золотая звезда, полагающаяся за выигрыш пяти титулов чемпиона России. Создание собственной эмблемы мотивировалось руководством футбольного "Спартака" как возможность стать обособленным от других коллективов общества, представляющих иные виды спорта, и выпускать эксклюзивную сувенирную продукцию.
"Мы общались между собой, интересовались мнением влиятельных в фанатской среде людей, анализировали различные варианты, - рассказал Юрий Заварзин. - Никаких сложностей в общении с ЦС общества "Спартак" у нас не возникло".
Правда, ходит легенда, что представители МФСО поначалу не были готовы дать свое согласие. Поэтому руководство ФК пригрозило публично огласить одну историю. Дело в том, что в те годы в одном из регионов России выпускалось пиво под названием "Спартак" с изображением Андрея Старостина на этикетке, хотя подпись гласила, что это его брат Николай. Согласитесь, выглядит это несколько кощунственно. Разрешение на продажу продукции, как понимаете, было получено от общества. Впрочем, в те годы, когда речь порой шла о выживании, приходилось зарабатывать разными способами, поэтому вопросы морали оставались в стороне.
В 2000 году руководители общества и футбольного клуба провели встречу, пытаясь договориться о возвращении исторического ромба вместо "беременного". Однако к каким-либо итогам эти переговоры, прошедшие на повышенных тонах, так и не привели. В футбольном клубе по-прежнему считали, что у него должна быть собственная эмблема.
"Денег на моей памяти мы не перечисляли, поскольку договор заключили на безвозмездной основе, - продолжает Заварзин. - Хотя материально все-таки помогали. Если не ошибаюсь, подарили обществу автомобиль. Что касается нынешней ситуации, то считаю, что существуют не только юридические нормы, но и моральные. Все годы МФСО как могло пыталось сохранить имя "Спартак" в нашем спорте. К тому же в обществе работает, условно говоря, полтора человека. Им приходилось очень нелегко. Поэтому обвинять их в желании заполучить деньги - преувеличение. Есть законы, и их надо соблюдать. Тем более речь идет о небольших суммах, составляющих доли процента от многомиллионных бюджетов клубов".
С КАРПИНЫМ ОБЩИЙ ЯЗЫК НЕ НАШЛИ
В последние годы МФСО ведет судебные разбирательства с ФК "Спартак", считая, что действие договора истекло еще в 2007-м. По этой причине право на выпуск некоторых видов продукции клуб попросту не имеет. Для того чтобы вдаваться во все юридические тонкости, потребуется еще много газетной площади. Отметим только, что в сентябре 2010-го арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении иска МФСО к футбольном клубу о нарушении исключительных прав на товарный знак "Спартак".
Ранее представители общества регулярно контактировали и вели переговоры с людьми, занимавшими пост гендиректора в ФК "Спартак", - Юрием Перваком, а затем Сергеем Шавло. В июле 2008-го последний даже прислал письмо, в котором просил разрешение на использование товарных знаков в коммерческих целях на билетах, названии футбольной школы и еще ряде моментов. Однако власть в "Спартаке" поменялась, и с пришедшим на смену Шавло Валерием Карпиным найти общий язык не удалось. Как следствие, дело дошло до суда.
В сложившейся ситуации в хоккейном клубе обратились именно к Карпину, логично полагая, что в их споре с МФСО гендиректор футбольного "Спартака" займет сторону хоккеистов. Окончательный ответ на вопрос, имеет ли хоккейный клуб на основании лицензионного договора, подписанного с ФК "Спартак", выступать в КХЛ под нынешним названием и своим ромбом, мы услышим уже на следующей неделе.
Михаил ЗИСЛИС