ФУТБОЛ
EURO-2012. Отборочный турнир. Группа В
Опасения тех, кто не рассчитывал на должную поддержку сборной России во вчерашнем матче, не оправдались: народ в Лужники пришел и за свою команду поболел от души.
ГИМН ПЕЛИ ДАЖЕ В ОЧЕРЕДЯХ
Александр МАРТАНОВ
из Лужников
Еще перед матчем со Словакией мы с коллегой предположили: если в Жилине наши сыграют удачно, на Андорру соберется полный стадион. Уж что-что, а праздновать наш народ умеет. А потому не упустит возможности как следует поздравить сборную, да и себя, с выходом на Еurо.
Во второй раз подряд мы официально оформляем путевку на чемпионат Европы, заручившись резолюцией Андорры. Но какими же разными были эти два матча! Тот день, когда Россия - при содействии хорватов - выходила на Euro-2008, 21 ноября 2007 года, не забуду никогда.
Мы с группой коллег находились во Франкфурте, куда приехали освещать четвертьфинальную игру женской Лиги чемпионов с участием "Россиянки". Начало поединков мужских сборных застало нас в ресторане гостиницы. На победу хорватов над англичанами никто, мягко говоря, не рассчитывал. И тут один из нас решил-таки через телефон заглянуть в интернет. Глаза его округлились: балканцы вели 1:0! А вскоре забили и второй! Решили мы было срочно найти какой-нибудь бар, чтобы посмотреть этот матч, но серия звонков во все заведения округи принесла печальную весть: трансляции не было нигде. В номере нашли только канал, где информация выдавалась с помощью бегущей строки. И вдруг там 2:0 превратились в 2:1, а потом и в 2:2. "Все, сказка кончилась", - выдохнул кто-то. Мы тупо смотрели на черные буквы с цифрами, бежавшие по желтой полосе. И вдруг полоса исчезла. Стало ясно: что-то изменилось.
Признаться, не владею английским в совершенстве, но моих знаний вполне хватало для того, чтобы понять: хорваты ведут 3:2. Но я не верил, не мог поверить написанному! Мы молча просидели все оставшееся время, пока не появилась надпись: Англия на Еurо не попала. После чего ночной Франкфурт услышал, как, мягко говоря, нетрезвые русские мужики шли по улице и во все глотки орали российский гимн…
И вот вчера состоялся второй проход через Андорру на Европу. Между прочим, из 27 отборочных кампаний к чемпионатам мира и Европы лишь в четвертый раз наши (имеется в виду не только Россия, но и СССР) оформили путевку на большой футбольный форум в Москве. И только в третий - в Лужниках. Это если не брать в расчет те розыгрыши, когда формула Кубка Европы предусматривала решающую часть в формате "Финала четырех". Официальными участниками форумов мы чаще становились либо в гостях, либо в южных городах нашей бывшей страны - Симферополе или Тбилиси. В Москве такое впервые произошло 30 октября 1985 года, когда в решающем матче отбора на ЧМ-86 сборная СССР в присутствии 45 тысяч зрителей победила Норвегию - 1:0.
Десять лет спустя на Еuro-96 мы поехали после победы над Грецией - 2:1. Тогда засвидетельствовать этот факт пришла 41 тысяча болельщиков. Оба раза арена заполнялась меньше чем наполовину. А вот в третий - больше, но отборочный матч ЧМ-2002 со Швейцарией проходил на "Динамо". И собрал всего 22 тысячи зрителей. Что-то наши футбольные руководители намутили с ценами на билеты. А игра-то, завершившаяся 4:0, получилась классной - с хет-триком Бесчастных и его знаменитым голом "с петлей на шее" в виде висевшего на нем соперника.
Но самый, пожалуй, памятный решающий матч связан… с невыходом на Еuro-2000. Мы туда не попали из-за гола Шевченко, который многие назвали автоголом Филимонова, за две минуты до конца матча с Украиной. Даже вспоминать не хочется! Зато тогда был аншлаг - 84 тысячи! Правда, и значение, и раскрутка того матча были совсем иными.
Теперь обошлось без особых агиток, но результат оказался не менее впечатляющим. До игры все кому не лень гадали, сколько придет народу. Некоторые сотрудники РФС даже недоумевали: зачем, мол, распространять бесплатные билеты, сгонять народ на стадион. Может, еще и приплачивать будем?
Но беспокойство тех, кто придумал благотворительные акции, понять можно. Тут все сложилось одно к одному: и соперник не рейтинговый, и победа нам совсем не обязательна, хватило бы и ничьей, и начинается игра в поздний час посреди недели. А тут еще погодка... Ветер поднялся такой, что невольно вспомнилась поговорка о собаководе, который своего питомца в такое ненастье из дома не выпустит. Хотя питерцы, которым к непогоде не привыкать, несколько лет назад на игре с той же Андоррой родной "Петровский" заполнили под завязку - 21 500.
Но и Москва нынче не подкачала! Еще шести не было, то есть до стартового свистка оставалось четыре часа, а возле трибуны "А" уже топтались мальчишки в ожидании автобуса нашей сборной. Из других болельщиков были только представители силовых структур. Они ведь тоже - за сборную. Бедных солдатиков, расставленных по всей окружности БСА, было искренне жалко - помним про студеный ветер. Что поделаешь, служба такая.
Служивые званием постарше развлекались тем, что делали ставки в многочисленных букмекерских конторах на колесах. Полковник, вместе с которым мы покупали хот-доги в ларьке, недоумевал по поводу предложенного коэффициента на Россию: "Представляете, за одну тысячу рублей на наших можно получить сверху только десятку. Это что же, мне на Андорру ставить и за нее болеть?"
Видимо, полицейский начальник не сильно разбирался в ставках. Хотя тема вчера была весьма актуальной: народ, позарившись на коэффициент 37 к 1 на победу гостей, нет-нет да и делал выбор не в пользу патриотизма.
- А что, поставишь на Андорру сотку - и вдруг случится невероятное? Тогда заработаю. А если все закончится, как положено, моральное удовлетворение получу, - делился с приятелем один из фанатов.
Признаюсь, автору этих строк такой принцип не по душе. Все, кто так поступает, считают, что они в любом случае будут в выигрыше. А мне кажется, наоборот: в проигрыше.
В ожидании начала матча развлекалась публика не только ставками. Группа болельщиков под шумок стащила пластиковые стулья, стоявшие у шатра-кафе. Поставили их ребята в круг, чтобы согреться детской игрой: знаете, когда надо быстрее остальных присесть на свободное место. Лишний выбывает. Но сыграть не успели: хозяин кафе тут же выбежал из заведения и стулья отобрал.
На огромном полотнище с надписью "Россия, вперед!" любой желающий мог оставить автограф с пожеланием нашим футболистам. Откуда только не было посланий! Тут тебе и Брянск, и Воронеж, и Пенза, и Зарайск, и Челябинск, и Сочи, и Тында, и даже неведомое Волхонщино! Извините, если кого не разглядел. Не могу не упомянуть Петропавловск-Камчатский и Владивосток, чьи посланцы приписали: "Расстояние - не помеха!" Воистину!
Между тем народ прибывал. Часа за два до игры даже появились небольшие очереди на входе. А дальше набиравший силу людской ручеек постепенно превратился в бурлящий поток, готовый смыть все на своем пути. Когда команды вышли на поле, было ощущение, что за пределами чаши людей было даже больше, чем внутри. Очереди превратились в очередищи - казалось, эти зрители и к концу второго тайма на свои места не попадут. А когда зазвучал гимн России, звуки которого хорошо были слышны и за стенами БСА, случилось такое, от чего побежали мурашки по спине. Люди в очередях хором пели гимн!
Не знаю, увижу ли я когда-нибудь еще раз такую картину, но не забуду ее никогда. Как и ту ночь, когда мы с коллегами на улицах Франкфурта делали то же самое, что теперь люди, ожидавшие возможности пройти на стадион.