ФУТБОЛ
42-летний специалист, еще в "Динамо" снискавший репутацию одного из наиболее перспективных отечественных тренеров, работу в "Крыльях Советов" рассматривает прежде всего как возможность проверить себя.
Андрей КОБЕЛЕВ: "ТРЕНЕР - КАК АКТЕР: ДОЛЖЕН УМЕТЬ ЖДАТЬ СВОЮ РОЛЬ"
Командировка началась забавно. В зале прилета аэропорта Курумоч замечаю молодого человека с табличкой "Ф.К." Что может означать эта аббревиатура? Ясное дело - "футбольный клуб".
- Вы меня встречаете? - интересуюсь.
- Вас, - приветливо откликается он.
Грузим сумку и плащ в багажник вишневого "фольксвагена".
- В гостиницу?
- Да нет , - отвечаю. - Давайте сразу на тренировку.
- На какую тренировку?
- На тренировку "Крыльев".
- Так вы не по поводу приезда Филиппа Киркорова прилетели? - изумляется незнакомец.
Тут я, наконец, понимаю, что означали те самые "Ф.К.". И мы мигом разбегаемся в разные стороны.
"С ХАРАКТЕРОМ МУЖИК!"
На стадион "Металлург" я все-таки попадаю: с ветерком доставляет водитель главного тренера "Крылышек" Денис. Шансов перепутать его с кем-то из мира шоу-бизнеса не оставляет эмблема "КС" на куртке спортивного костюма. Пока жду подъезда команды, под трибунами изучаю стенд с фотографиями тех, кто в разное время вел вперед "Крылья". С 45-го года, начиная с Виктора Новикова, таковых набрался двадцать один. Портрет Андрея Кобелева - последний.
А вот и сам Андрей Николаевич. Бодрый, с улыбкой на лице, в окружении верных помощников - Александра Смирнова, Дениса Угарова, Алексея Ильина и Дмитрия Тяпушкина. Пока футболисты переодеваются, под чай-кофе наскоро обсуждаем успехи сборной, вспоминаем "португальское "Динамо" времен Алексея Федорычева, удивляемся, почему до сих пор не вернулся к работе Олег Романцев.
Работать сейчас "Крылья" вынуждены на втором поле "Металлурга". Свое, на базе, перекопано: подводят подогрев. Заниматься на нем можно будет не раньше июня следующего года. А пока каждый день приходится, застревая в пробках, через весь город тащиться на стадион. Само занятие длится час с небольшим. Работают быстро, в динамике: короткая разминка, прыжковые упражнения, отработка атакующих комбинаций. Всем руководит Кобелев: объясняет задания, хвалит ребят, делает замечания.
- Забейте же, я вас прошу, забейте! - то и дело взывает Андрей Николаевич. И когда мяч оказывается в сетке, сияет улыбкой.
- Пока не освоим скоростную игру с большей агрессией в атаке, будем скрести очки, - вздыхает после тренировки Кобелев. - Но для этого нужно время, которого в нашем положении катастрофически не хватает. Зато уже есть цель - и это главное.
- Николаич из тех, кто знает, чего хочет сам и чего требовать от игроков, - продолжает начатую тренером тему врач Кюри Чачаев. - Похоже, ребята это поняли. А значит, есть надежда, что вылезем.
- Я с Кобелевым успел полсезона еще в "Динамо" поиграть, - чуть позже дополняет слова доктора вернувшийся недавно в Самару из Белграда Огнен Короман. - Он и тогда себе поблажек не давал, и сейчас такой же. С характером мужик!
Такие вот штрихи к портрету рулевого "Крыльев" от тех, с кем ему теперь предстоит поднимать команду.
У БОГАТЫХ СВОИ ПРИЧУДЫ
Вечер с Кобелевым мы решили скоротать в испанском ресторане.
- Хосеп Гвардьола как-то сказал: став тренером, нужно убить в себе футболиста. Согласны с ним? - начал я разговор.
- Убить невозможно, - уверенно ответил Кобелев. - Но менять в себе необходимо многое. Прежде всего научиться воспринимать игру по-новому, перестать смотреть на нее глазами футболиста. А еще гнать мысли о том, что в каком-то эпизоде ты сам мог бы сыграть лучше кого-то. Ну и эмоции требуется держать в узде.
- Последнее, наверное, удается не всегда. Не думаю, что известие об отставке в "Динамо" вы восприняли абсолютно спокойно. Что испытали в тот момент?
- Досаду. Ведь не удалось довести до конца задуманное. Согласен, перед командой должны ставиться большие цели. Но решение совета директоров "Динамо" стать чемпионами в 2010-м не совпадало с реальностью. О чем я и говорил руководству. Да, с приходом ВТБ мы приобрели Епуряну, Самедова, Чеснаускиса, Воронина, вернули Семшова. Но для того, чтобы побороться за золото, требовалось еще потрудиться. Ведь Воронин с Семшовым начали работать только в феврале. И если бы летом мы купили еще двух-трех игроков, то к концу года уже имели бы команду с чемпионским будущим.
- Почему перед сезоном-2010 не удалось заполучить Кураньи?
- Когда возник вопрос, кого приобретать - Воронина или Кураньи, - я настоял, чтобы взяли украинского форварда, который бы составил пару Кержакову. Потом Александр вернулся в "Зенит". Срочно возобновили переговоры по Кураньи, но "Шальке" уже был против. Спасибо Константину Сарсания, который сумел заранее договориться о том, чтобы летом немецкий нападающий все-таки оказался у нас.
- Великий Эленио Эррера говорил, что тренер обычно чувствует, когда его должны уволить. Это действительно так?
- Пожалуй. Хотя все бывает и наоборот. В 2007-м, когда у "Динамо" практически не было возможности приобретать футболистов, я рассказывал председателю попечительского совета клуба Сергею Степашину и председателю центрального совета Владимиру Проничеву о том, какой вижу команду. И они меня поддерживали. Интересно, что в те непростые времена я в своем будущем был достаточно уверен.
- Когда же начали в нем сомневаться?
- В начале прошлого года, когда проблема финансирования в "Динамо" уже не стояла и, казалось бы, можно было спокойно работать. Но тут я услышал, что за моей спиной идет какая-то возня с приглашением тренера-иностранца. Хотя уже в том сезоне мы располагали хорошими возможностями для рывка вперед.
- Может, у боссов ВТБ взыграли амбиции: вон у "Газпрома" тренер из-за кордона, а мы чем хуже?!
- Не исключаю.
- Но, согласитесь, не так часто бывает, чтобы тренера увольняли после выигранного матча (о решении расстаться с Кобелевым "Динамо" объявило 27 апреля 2010 года, три дня спустя после победы над "Сатурном" - 1:0. - Прим. "СЭ") ?
- У богатых свои причуды... Впрочем, чему удивляться, если в свое время уволили такого тренера, как Романцев.
- Что осталось в памяти от работы с ним?
- Его спокойствие и уверенность в себе. В конце 2004-го "Динамо" уже одной ногой было в первой лиге. Спас Романцев. Взяли по очку у "Ротора", ЦСКА со "Спартаком" - и выжили. Потрясло, как он за короткое время без громких речей выстроил игру и встряхнул ребят.
- Не доводилось потом слышать разговоры: мол, эти самые очки Романцеву "добрые люди" купили?
- Это у кого купили?! У Газзаева, которого мы золота лишили? Или у Федуна? А еще я Романцева вспоминаю, когда вижу Тиагу Силву в "Милане" или Данни в "Зените". Олег Иванович в 2005-м из всех купленных тогда легионеров сразу их выделил, сказав, что это игроки с будущим.
ПОРОЙ УДАРИТЬ РУБЛЕМ ПОЛЕЗНО
- Работу какого тренера вы взяли за эталон для себя?
- От каждого, с кем посчастливилось пообщаться, взял понемногу. Газзаев - образец одержимости и фанатизма. Бесков, относившийся ко мне как к сыну, - идеал по части выстраивания игры. Юрий Андреевич Морозов - из тренеров старой закалки, друг и соратник Валерия Лобановского, у которого все было построено на "физике" и скорости. Малофеев - романтик, личность. О Романцеве я уже говорил. Все самое интересное, что у них подмечал, - в моих тетрадках.
- Что скажете о Семине, после ухода которого вы впервые оказались в роли главного тренера?
- Юрий Павлович - настоящий профессионал. К сожалению, в "Динамо" ему пришлось больше заниматься межнациональными проблемами, чем футболом. Получилось так, что россияне жили сами по себе, португальцы гнули свою линию, а из остальных легионеров еще одна компания образовалась. К примеру, португальцы требовали, чтобы в воротах играл их земляк Нуну. Семин же доверял Овчинникову. Словом, все на нервах. Отсюда и соответствующая игра с результатами. В конце концов, Юрий Павлович не выдержал, плюнул и ушел.
- И как же вы потом все это разгребали?
- Сразу же заявил руководству: от тех, кто в "Динамо" за сладкой жизнью пожаловал, надо срочно избавляться. И меня поняли. К примеру, был у нас нигерийский защитник Энакархире. Способностей огромных. Но лентяй, каких поискать. Пришлось расстаться. Так потихоньку и освобождались от балласта.
- Помнится, тогда многих удивило, что вы расстались с Овчинниковым, который был в "Динамо" капитаном.
- Поверьте, то решение не было простым. Но, после того как во время матча он схватился с судьей Захаровым, поступить иначе я просто не мог. Лидер команды не имеет права позволять себе подобные выходки. Все это и объяснил ему в нашем последнем разговоре. Похоже, Сергей меня понял.
- Вы сами сообщаете футболистам об отчислении или поручаете эту неприятную миссию помощникам?
- Только сам. Причем каждому свое решение подробно объясняю. Тот, кто плохо тренируется, никогда не будет хорошо играть. Для меня это закон. Правда, исключения редко, но случаются. Вот Игорь Добровольский мог позволить себе работать вполноги, а назавтра выйти на поле и быть лучшим. Но он такой один. Других не встречал.
- Семин как-то заявил, что готов терпеть строптивую звезду. А вы?
- Звезду - да. Случалось, Дерлею хронические боли в колене не позволяли заниматься в общей группе. И тогда он просил разрешить ему готовиться к матчам самостоятельно. Бразилец - футболист с характером, вспыльчивый, всегда старался на своем настоять. Но я знал, что это настоящий профессионал, которому можно доверять. И он никогда не подводил. Какие выдавал игры! В 2006-м мы во многом благодаря ему вылезли.
- Дерлей не позволил бы себе поступка, который заставил Семина отправить с израильского сбора Коштинью?
- Никогда. Португалец тогда специально не сдал в стирку форму и демонстративно не вышел на тренировку - хотел показать, какой он крутой. Но у Юрия Павловича такие номера не проходят. Уверен, ни Данни, ни Дерлей до этого бы не опустились. Хотя, повторяю, характер у них не сахар.
- Вы из тех, кто считает, что штрафами можно поддерживать дисциплину в команде?
- Если честно, я не сторонник финансовых репрессий. Но порой ударить рублем бывает полезно. "Крылья" в этом отношении не исключение. К счастью, за четыре месяца работы в Самаре поводов для этого было четыре-пять, не больше.
Я НЕ ГРАФ МОНТЕ-КРИСТО
- Если осознали, что в чем-то неправы, можете в этом признаться игрокам?
- А почему нет? После тяжелейшей победы над "Динамо" извинился перед ребятами за то, что по ходу игры не всегда удавалось сдерживать себя.
- Для вас это был особый матч?
- Только в том плане, что успех в нем давал возможность команде поверить в себя. Для нас это был глоток свежего воздуха. Все остальное - кухонные сплетни. Я до сих пор считаю себя динамовцем. Не скрываю этого и горжусь. Ведь именно в "Динамо" я стал тем, кем стал. И глупо представлять меня эдаким графом Монте-Кристо, который поставил цель до конца жизни мстить своим обидчикам.
- А кое-кто воспринял это именно так, обвинив вас в том, что это вы настояли сыграть с "Динамо", несмотря на жуткую погоду.
- Извините, но не я ее заказывал.
- Перемены в "Динамо" с приходом Сергея Силкина сильно удивили?
- Не очень. Странно только, что при Божовиче не играл Воронин. Сейчас они с Кураньи рвут любую оборону. И начаться это могло бы гораздо раньше. Да и Смолов с Кокориным растут на глазах. Нынче динамовская атака - зрелище с большой буквы. Самая большая заслуга Силкина в том, что он сумел объединить хороших футболистов и помог им заиграть так, как они умеют.
- Не удивляет, что из состава выпал Колодин?
- Возможно, причина в том, что Денис долго лечился. А почему он не играет, знает только главный тренер. Мисимович тоже отличный мастер, но выходит на замену. Значит, у Силкина и на этот счет существуют свои соображения. Не враг же он себе в конце концов.
- А что скажете о братьях Комбаровых, которые при вас начинали в "Динамо"?
- Оба по характеру бойцы, быстрые, работоспособные, трудолюбивые. А значит, должны расти. Кроме того, одинаково полезны и в обороне, и в полузащите. Для "Спартака" они находка: молодые, с российским паспортом - одни плюсы. Верю, что Кирилл с Дмитрием еще и сборной пригодятся.
СО "СПАРТАКОМ" НЕ СЛОЖИЛОСЬ. ХОТЯ РАЗГОВОР БЫЛ
- Что делали, пока находились в творческом простое?
- Смотрел футбол, сотрудничал с НТВ. В Испании изучал работу "Эспаньола", "Эркулеса", "Малаги", "Жироны". Пару дней знакомые помогли на "Барсу" полюбоваться. Везде работают качественно, профессионально. Хотя по исполнению "квадраты" в "Жироне" и в "Барселоне", как говорят в Одессе, две большие разницы.
- Не посещала во время вояжа предательская мысль: а ведь о тренере Кобелеве могут и забыть?
- Я не из паникеров. Тренер - как актер: обязан уметь ждать свою роль. И всегда быть готовым к любым поворотам судьбы. Разве в свое время кто-то мог представить "Спартак" без Романцева?
- Вы ведь в этом году могли в нем оказаться?
- Мог, но не сложилось. Хотя разговор со мною был.
- А как попали в Самару?
- Позвонил председатель совета директоров "Крыльев Советов" Алексей Чигенев и предложил принять команду. Потом обсудили ее проблемы и перспективы. А через неделю я дал согласие.
- На какой срок рассчитано сотрудничество?
- На три года. Задача - оставить "Крылья" в премьер-лиге, обновить состав и уже в следующем чемпионате побороться за достойные места.
- Как выстроены ваши отношения с президентом "Крыльев Советов"?
- Виктор Развеев - человек футбольный. Мы живем общими интересами. Постоянно обсуждаем самые разные командные дела и все вопросы решаем в полном мире и согласии.
- Помнится, Федорычев игроков покупал только сам, а Романцева лишь ставил в известность. Как бы вы отнеслись к тому, что футболисты приобретаются без вашего ведома?
- Слава богу, такого пока не было. Ни в "Динамо", ни здесь. Короман, Макриев, Генев были куплены до меня. А вот приход Веремко, Корниленко, Яковлева, Петрова, Воробьева, Григоряна уже согласовывался со мной.
- Как сумели договориться с таким дефицитным форвардом, как Корниленко?
- Выкупить трансфер Сергея нам удалось после месяца достаточно непростых переговоров с "Зенитом". А самого его сумели убедить в том, что "Крылья", как модно сейчас говорить, проект с будущим.
- Почему ушел Савин?
- У него зимой заканчивался контракт, и он попросил отпустить его в Томск. Возражать я не стал.
- Уход голкипера М'Боли - потеря?
- Нет. Веремко - вратарь с отличными данными.
- С чего начинали в "Крыльях"?
- Со сборов в Австрии. На знакомство с командой было отпущено всего двенадцать дней. А контрольная встреча запланирована была лишь одна. Вернувшись оттуда и сыграв с ЦСКА, восемь человек мы выставили на трансфер.
- До приезда в Самару с кем-то из футболистов "Крыльев" были знакомы?
- Знал Таранова, Молоша, Соснина, Кузнецова, Савина. Но только как игроков.
"СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК" - СЕГОДНЯ РОСКОШЬ
- По какому принципу собираетесь выстраивать новые "Крылья"?
- Рецепт прост: избавляться от балласта и с учетом возможностей брать перспективную молодежь.
- Не подумывали о том, чтобы выкупить арендованного у "Спартака" Яковлева?
- Увы, но сегодня его цена для нас неподъемна.
- Какая позиция сейчас требует укрепления?
- Левого защитника. После перелома ноги Молошу сделали операцию, и его сменил Пономаренко.
- На пресс-конференции в Казани вы согласились с тем, что "Крыльям" не хватает распасовщика. Ищете?
- Футболист, способный прибавить атаке остроты, действительно нужен. Пробуем Макриева, Коромана, Соснина. Но с обязательным требованием еще и отрабатывать в обороне.
- Вы же сами когда-то выступали в роли "свободного художника".
- Было такое. Но когда? По нынешним временам это непозволительная роскошь.
- Что такое футбол "по Кобелеву"?
- Быстрый переход из обороны в атаку, острота на флангах, комбинационность и скорость. Сейчас все это есть у команд Спаллетти и Силкина. В середине 2008-го такая игра удавалась и "Динамо". Надеюсь, появится она и у "Крыльев".
- Есть разница в работе тренера дома и в другом городе?
- Конечно. В "Динамо" я был дома - и это очень помогало. Но и в Самаре меня приняли доброжелательно, с доверием. Может быть, повезло, ведь я не иностранец.
- Божович рассказывал, что в первый раз приехал в Пермь в одном костюме: мол, если не срастется, не придется много багажа собирать.
- Не знаю, как Божович, но я ходить в одном костюме не могу. И вообще приехал в Самару с семьей. Да еще мы любимого карликового шпица Бадика с собой захватили.
- Для вас "Крылья Советов" - трамплин, который поможет вновь обрести имя, или возможность создать клуб с большими амбициями?
- Знаете, если думать о трамплине, можно зависнуть в пустоте. Прежде всего я еще раз хочу проверить себя. А потому приехал в Самару не на год и не на два. Желания уезжать отсюда у меня нет.
Александр ЛЬВОВ
Самара - Москва