ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
НЕРАВНОДУШНЫЙ ЧЕМПИОНАТ
Окончание. Начало - стр. 1
И вот почему. Меняя турнирные формулы, кочуя по временам года, мы не хотим, не можем, не решаем несколько краеугольных, важнейших футбольных вопросов. Таких, например, как отмена бюджетного финансирования профессиональных клубов.
"Томь" - наглядное пособие, лабораторный макет. Была еда - и был футбол. Не великий, прямо скажем, скорее тлеющий. Потом кормежка кончилась, приостановилась, замедлилась. И полезли из "Томи" разные пружинки, издающие при распрямлении звук "дай!". Тогда-то и выяснилось: это образование в принципе не способно, не научилось за время употребления бесплатного супа питаться самостоятельно и обезжиренно.
Лесной зверь привыкает к зоопарку, заключенный - к тюрьме, а бюджетный клуб - к вечной халяве. Он выживет, только если снова откроется богадельня. Потому что тратить чужие деньги и жить по средствам на свои - совершенно разные профессии. Первая подразумевает умное лицо, хороший костюм и убедительность в просьбах. Вторая - нервы, нервы, нервы и здравую оценку собственных возможностей. Пуст кошелек? Не покупай, брат, фуагра, а обойдись кефиром с полбатона.
Все сказанное, разумеется, относится не только к "Томи". Свое "нет" рано или поздно придется услышать всем, кто существует сегодня из милости. Даже, страшно сказать, пасынкам и падчерицам госкорпораций. Существующая система рядит эту форму финансирования футбола в социальные одежды, позволяет непозволительное и нелогичное, выводит чиновников в меценаты и благодетели. И делит тем самым участников соревнований по лоббистско-политическому признаку, дарит некоторым из них совершенно нефутбольную фору, оплачивая все это отнюдь не из собственного кармана.
Недавно спорил с одним футбольным человеком.
- "Зенит", - говорю, - госбюджетный клуб?
- Нет.
- А "Рубин"?
- Госбюджетный.
- Там "Газпром", тут "Таиф" и "Татэнерго". Какая разница?
- Ну, тогда, пожалуй, и "Зенит" госбюджетный.
Не будем сейчас затягивать рабское: "Этих денег пенсионеры все равно не увидят" и читать мантру про социальную функцию. Первое - вопрос общественного контроля, и только. А второе… Если уж наши госкорпорации так рвутся осчастливить болельщиков, пусть пойдут по аргентинскому пути! То есть соберутся вскладчину и осыплют золотом телевидение, имея целью распределить пожертвования между клубами в виде платы за телеправа. Пусть строят стадионы и манежи, растят спортивных детей, как это делает сейчас тот же "Газпром", но позволят профессиональному футболу развиваться рыночно и делить помощь турнирно, а не в соответствии с личными симпатиями слуг народа, перепутавших себя с его хозяевами.
* * *
И еще немного о ядовитых особенностях интересного турнира: о совсем свежем инциденте в Грозном.
Самое недальновидное, что сейчас можно сделать, - свести произошедшее к формулировке "Гогниев против болельщиков и традиций Кавказа". Реакция того же уровня полезности - молчаливое ожидание решения КДК. Суть, честно говоря, вообще не в Гогниеве и не в предполагаемом его избиении на матче дублеров, а в реакции на это и другие события со стороны клубов и РФПЛ.
Российский футбол - он ведь устроен достаточно просто. Приехал ЦСКА в Самару, посмотрел на поле, ужаснулся, уехал - и проблема свелась к тому, кто вернет армейцам деньги. А должна была свестись в первую очередь к самому полю. И тогда, быть может, "Динамо" несколькими месяцами позже сыграло бы на нем в нормальный футбол, не потеряв очки, цена которых на финише составит миллионы евро.
Роберто Карлосу показали банан в Питере, затем тот же фрукт швырнули в него в Самаре. В первом случае "Зенит" заверил, что принятые клубом меры лучше гласных и законных, во втором метателя вообще не нашли. Клубы и лига молча приняли это к сведению. А что тут попишешь, в самом деле? Но когда за третий банан с кого-то станут снимать очки, лишенцам захочется выть на луну. Только поздно будет.
Стукнули Лазовича электрошокером или не стукнули - об этом мы тоже не узнали. Дым шел, возмущений было море, все стихло само собой. "Зенит" решил не упираться, полиция своих, как известно, не выдает, остальные клубы, объединенные в лигу, вроде бы вообще ни при чем. Но значит ли это, что теперь правоохранители приходят на стадионы без шокеров и чувствуют персональную ответственность за каждый свой разряд? Что изменилось после того дикого эпизода - вот самый главный вопрос!
На этот раз в переплет попал Гогниев. Дальше продолжать? Да, КДК накажет, КДК разберется… Только играть в Грозном впредь отнюдь не КДК, а клубам РФПЛ, в том числе, кстати, и самому "Краснодару". Их-то произошедшее как-то волнует? Если да, почему не состоялось до сих пор экстренного заседания совета лиги, почему не звучат суровые требования опросить всех свидетелей, предъявить записи камер, разобраться досконально и предметно, задействовать прокуратуру и огласить фамилии виновных?
Послушайте, я понимаю, в чем сложность. Нефутбольное настолько глубоко проникло в футбол, что никакой РФПЛ его оттуда не вытравить. Только ведь речь идет не о революции в стране, а о том, чтобы не били больше Гогниевых, Ивановых, Петровых и Сидоровых, если это действительно имеет место. И не нужно требовать невозможное - достаточно лишь выработать совместную консолидированную позицию и жестко поставить ее перед лигой, которая, если вспомнить, не командует клубами, а обслуживает их интересы.
Либо не вырабатывать и не ставить. Продолжать жить без прав и гарантий. Креститься, когда задело не тебя. Верить в чудодейственную силу КДК. Коллективно и безопасно возмущаться исключительно по поводу негодяя Веллитона. Молчать, прятать видеозаписи, ломать двери в раздевалках, все отрицать. Подпугивать судей втихомолку, лечить бока Гогниеву и Лазовичу…
Интересный, клубы, у вас чемпионат. Но ведь вашими стараниями он может быть еще интереснее, разве нет?
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ