Газета Спорт-Экспресс № 268 (5738) от 24 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 ноября 2011 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Татьяна ТАРАСОВА: "ВРЕМЕНА ТРЕНЕРОВ-ОДИНОЧЕК УХОДЯТ В ПРОШЛОЕ"

Интервью с выдающимся тренером возникло по обыкновению спонтанно. "Приезжайте на тренировку в ЦСКА, там и поговорим, - сказала Тарасова по телефону. - Я могла бы пригласить вас на дачу, где сейчас живу, но это - два часа езды с учетом московских пробок. Зачем же время терять?"

- Вы уже несколько лет консультируете спортсменов и тренеров российской сборной, наблюдаете за фигурным катанием немного со стороны. Что вам нравится, а что нет?

- Нравится, что появился результат, которого раньше не было. Нравится, что еще работает старое тренерское поколение, но при этом уже появилось и набрало силу новое. Возродилась преемственность, которая в силу всех изменений у нас в стране одно время была разорвана. Такая преемственность очень важна. Посмотрите, как работают те же американцы: тренеров-стариков достаточно много, их никто не гонит. Меня тоже радует, что в ЦСКА мне дали возможность работать, хотя я в силу семейных обстоятельств не могла заниматься тренерской работой постоянно. Сборной, как мне кажется, я тоже приношу определенную пользу. А кроме того, приятно видеть, что во многих странах работают мои ученики. Тот же Игорь Шпильбанд катался у меня в театре, а с Паскуале Камерленго, который сейчас выходит на первые роли как тренер и постановщик, я проработала в свое время шесть лет.

- Испытываете ностальгию по тем временам, когда сами стояли у бортика и единолично готовили спортсменов к победам?

- Сами подумайте, как я могу ее испытывать? Два года назад я похоронила родную сестру, в прошлом году - маму, в этом - мужа. На протяжении всех лет, что болели близкие, могла в любой момент не прийти на тренировку по не зависящим от меня причинам. А так нельзя работать со спортсменами. Невозможно! Все мои ученики всегда знали: если я не пришла на тренировку, значит, я умерла. Никакой другой причины быть не может.

- А не обидно сейчас быть "на подхвате"?

- Что здесь может быть обидного, если я могу чему-то научить? Тот же Виктор Николаевич Кудрявцев тоже очень много помогает чужим фигуристам. Работает над прыжками со спортивными парами, причем довольно результативно. Запрыгала же Вера Базарова.

Не надо полагать, что есть тренеры, которые знают абсолютно все. Что-то мы знаем лучше, что-то хуже. А учить надо каждый день, каждую минуту. И иметь очень хорошие глаза. Поэтому в Питере, например, на всех тренировках Тамары Москвиной у бортика стоит ее муж, Игорь Борисович Москвин. Никому не мешает, но помощь от его ежедневных наблюдений и подсказок - неоценимая.

Мне нравится, что многие тренеры прислушиваются к моим словам. Особенно когда речь идет о мелочах. Когда люди сознательно идут к тому, чтобы быть первыми, важно абсолютно все.

- Вы допускаете для себя возможность возвращения в спорт в полном объеме самостоятельной тренерской работы?

- Не хочу пугать перспективой своего возвращения молодых тренеров. Говорю об этом совершенно честно, потому что отношусь к работе молодых с очень большим уважением. Но если кто-то из спортсменов попросит меня о сотрудничестве, не исключаю, что буду рассматривать предложения.

- Внутренне вы готовы к этому?

- Пока не знаю. Но, повторяю, не исключаю такой вероятности. Я ведь все равно почти постоянно на катке, хотя и не работаю по расписанию.

Окончание - стр. 8