Газета Спорт-Экспресс № 272 (5742) от 29 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 ноября 2011 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА

В воскресенье гонкой на бразильском автодроме Интерлагос завершился 62-й сезон "Формулы-1".

ПЕТРОВ ПОПАЛ КАК КУР В ОЩИП

Ольга ЛИНДЕ

Какую память оставил о себе этот марафон, длившийся ровно восемь месяцев - с 27 марта по 27 ноября? Весьма двоякую.

С одной стороны, "Формула-1" после довольно протяженного периода наконец-то вспомнила, что такое обгоны, и смогла вдоволь насладиться борьбой непосредственно на трассе, а не на пит-стопах. С этой точки зрения прошедший сезон был очень ярким, оставившим в памяти не одну красивейшую дуэль с участием - и это самое ценное! - пилотов-лидеров. Потому что ничто так не украшает гонки, как очная борьба за места на подиуме. А таких схваток между Марком Уэббером, Фернандо Алонсо, Дженсоном Баттоном, Льюисом Хэмилтоном и Фелипе Массой мы видели немало.

Вы можете возразить, что, мол, обгоны возвращены в "Формулу-1" искусственно - при содействии магических девайсов типа DRS и KERS и при активном участии резины "Пирелли", и этот факт вызывает сдержанное недовольство самих гонщиков. Наверное, какая-то сермяжная правда в этом имеется - все-таки есть некая несправедливость в том, что тебя обгоняют не за счет личного мастерства и смелости, а за счет удачного применения техники. И тем не менее считаю, что вышеназванные технические ухищрения пошли "Формуле-1" на пользу и отнюдь не снивелировали мастерство пилотов. Умение и склонность к защитно-атакующим действиям того же Баттона или Алонсо никуда не делись, а на примере, скажем, Массы и Хэмилтона можно увидеть, что далеко не все в борьбе на трассе решают электроника и техника.

Ну а, с другой стороны, - минувший сезон получился удручающим. И благодарить за это надо великого гуру Эдриана Ньюи, создавшего очередную самовозку, которая на этот раз вывезла в чемпионы Себастьяна Феттеля. 11 побед при 15 поулах, и только два финиша вне призовой тройки (в том числе один сход) - эти цифры говорят сами за себя. Конкуренции у немца в этом сезоне не было - что наводит на невеселые размышления.

Феттель сильно возмужал по сравнению с предыдущим годом, он практически перестал совершать, как говорят в теннисе, невынужденные ошибки - хотя о каких ошибках можно вести речь, если практически весь сезон он отъездил без реального прессинга со стороны соперников?! И вот это-то и пугает. Очень не хочется получить реинкарнацию Михаэля Шумахера - и, как следствие, цепь чемпионатов, победитель которых известен фактически до старта. А предпосылки к такому развитию событий есть. "Ред Булл", судя по всему, научился работать так, как с Шумахером работала "Феррари" - то есть безбоязненно складывать все яйца в одну корзину и бережно нести ее (читай - Феттеля) со старта до финиша, оставляя второму пилоту команды роль статиста. Феттеля, судя по всему, такое положение вещей более чем устраивает, а уж как оно устраивает руководство команды, и говорить не приходится! Покажите мне такого босса, который, будучи в здравом уме, откажется от возможности малой кровью выигрывать чемпионаты и получать за это немалые дивиденды!

Хотелось бы ошибаться, но здравый смысл подсказывает, что если у Ньюи не собьется прицел, мы получим-таки второго Шумахера.

К слову, о Шумахере. Кого-то, вероятно, может волновать вопрос: а стоит ли семикратному продолжать гоняться и в следующем году? Вопрос, по чести говоря, чисто риторический, и изначально его нужно бы сформулировать иначе: а стоило ли ему вообще возвращаться? Ответ - не стоило. Если, конечно, его возвращение в гонки не имело своей подоплекой возможности просто кататься в собственное удовольствие, получая за это еще и немалые деньги. Но, думаю, что сам семикратный, садясь за руль после трехлетнего перерыва, был свято уверен, что вот он сейчас покажет всем этим выскочкам, кто в доме хозяин, и привезет восьмой титул, потом девятый - далее по нарастающей. Вряд ли он ждал, что новое поколение пилотов (вспомним хотя бы Хайме Альгерсуари) отнесется к нему без малейшего пиетета и в лице собственного напарника по команде Нико Росберга заставит играть "шаги за сценой". К тому же минули те времена, когда под Шумахера (как сейчас под Феттеля) строили машину и команду, сознательно подкладывали второго пилота и вообще создавали режим наибольшего благоприятствования. Михаэль, при всех его заслугах и мастерстве, не молодеет, и ни один уважающий себя менеджер не станет связывать с ним планов на будущее. Но не думаю, однако, что Шумахер повесит шлем на гвоздь. Скорее всего, он попытается в сезоне-2012 взять реванш, ибо не в его характере завязывать, проиграв собственному партнеру по команде. Однако здесь стоит учитывать и амбиции Росберга - парень он спокойный и неконфликтный, но вряд ли позволит Шумахеру так легко себя прогнуть.

Ну и как оставить без внимания звезду российского автоспорта Виталия Петрова, завершившего второй полный сезон за рулем "Лотус-Рено". Было ли ему в этом году проще, чем в предыдущем? Не сказала бы. Ситуация с ним вполне описывается старинной русской присказкой - попал, как кур в ощип. Если в 2010-м он был новичком и благодаря этому статусу имел некоторые послабления (хотя вторую половину сезона отъездил под чудовищным прессингом), то в 2011-м таковым он уже не являлся. Более того - из-за раллийной февральской аварии Роберта Кубицы нежданно-негаданно оказался чуть ли не в роли лидера команды. Справился ли он с ней? Однозначный ответ дать нельзя - по той простой причине, что "Лотус-Рено" сезон, мягко говоря, провалила.

Сейчас уже открыто говорят, что идея, заложенная в конструкцию R31, была ошибочной, но отдуваться-то за промахи дизайнеров вынуждены были Петров и его напарники. Не за монитором компьютера, а на трассе - в условиях жесточайшего стресса. И из-за того, что машина была неудачной, адекватно оценить сезон в исполнении Виталия практически невозможно. Невозможно сделать это еще и потому, что в ходе чемпионата команда откровенно лажала с точки зрения стратегии и тактики, снова и снова подставляя своих пилотов. Поэтому лично мне понятен взрыв эмоций Петрова, последовавший после гонки в Абу-Даби. У каждого есть лимит терпения. Гонок или квалификаций, сорванных по причине собственных ошибок пилотов, в "Лотус-Рено" было не больше, чем у других, включая лидеров. А вот гонок, проигранных из-за недоработок команды, - в достатке. И будет высшей несправедливостью обвинить гонщиков в том, что задача-максимум - опередить в Кубке конструкторов "Мерседес" и стать четвертой командой пелотона - была с блеском провалена. Но "Формула-1" - весьма любопытное предприятие, в котором даже имеющийся легитимный со всех точек юридического зрения контракт отнюдь не гарантирует его обладателю призового будущего. Очень бы хотелось увидеть Петрова на стартовом поле сезона-2012 за рулем действительно конкурентоспособного автомобиля, чтобы по-настоящему оценить имеющийся у него потенциал.