ФУТБОЛ
ЧТО СКАЖУТ БЕРДЫЕВУ В КРЕМЛЕ?
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Сегодня Курбана Бердыева ждут в казанском Кремле, где обычно проводятся декабрьские заседания попечительского совета "Рубина" - органа, принимающего самые важные решения в жизни клуба. Ключевая фигура в совете - президент республики Рустам Минниханов, который к Бердыеву относится предельно уважительно и столь же строго. Сам в прошлом профессиональный спортсмен, автогонщик, глава региона не раз жестко критиковал клуб и его тренера.
Достанется, наверное, Бердыеву и на этот раз. Говорить с президентом, мэром Казани, руководителями кабинета министров и крупных компаний главному тренеру придется явно не о тактике. Говорить будут о деньгах. И об уже вложенных в клуб, и о новых инвестициях. Их размер - вопрос для разговора, в котором никак не обойти тему Карлоса Эдуарду. Если травма бразильца - несчастный случай, то его метания от "хочу в Бразилию" и "устал от Европы" до "позиция "Рубина" понятна и логична" и "мне нравится Казань" надоели всем. Даже тем, кто в футбольный талант Каду продолжает безусловно верить. Вместе с хозяевами "Гремиу" бразилец делает все, чтобы поставить своего шефа в неловкое положение: серьезные деньги, мол, потратили на футболиста - как же так, кто недоглядел, почему он себе это позволяет?!
С "почему" все как раз понятно: "Гремиу" идет ва-банк, и Каду вместе с ним, надеясь, что терпение у "Рубина" в итоге лопнет и желаемая аренда станет реальностью. Остальные вопросы - удобный повод заблокировать "Рубину" по-настоящему дорогостоящие покупки, раз пользы от них нет, а лишь одна головная боль. Людям, которые принимают в Казани решения, сегодня придется определяться с линией на футбольном рынке. Выбор серьезный.
Правда, за последние годы Бердыев сделал своих футболистов востребованными Европой. При желании "Рубин" мог бы легко "отбить" 20 миллионов евро, заплаченные за Эдуарду, продав самого бразильца за полцены, а Гекдениза, Арлаускиса и Нобоа - за достойные деньги. Спрос ведь есть, и серьезный. Только у Нобоа за год было четыре варианта трудоустройства в Европе: "Ренн", "Штутгарт", "Сент-Этьен", "Севилья". К Ансальди присматривались в Лиссабоне, Риме и Турине. Сесар Навас мог уехать в Севилью, Гекдениз - в Стамбул или Трабзон. Всего же за последние три года предложения из ведущих европейских лиг получали десять футболистов "Рубина".
Были, однако, и те, кто в Казани грустил. Карлос Эдуарду - не первый такой страдалец. Не заиграл, заработав в итоге прозвище "хрустальный", купленный у "ПСЖ" бразилец Алоизиу. Откровенно маялся у нас в стране чех Петроуш. Ныл и не желал возвращаться в Казань после вызовов в сборную костариканец Кастро. Бельгиец Руссель публично критиковал клуб, город и даже тренера, а португалец Фабиу Фелисиу просто растерялся.
Их было много - не оправдавших надежд и вложений. Но тех, кто заиграл, оставив яркий след, все-таки больше. Вспомнить хотя бы уругвайца Скотти или южноафриканца Сибайю. Вот только зарабатывать на своих иностранцах у "Рубина" прежде толком не получалось. Это искусство он постепенно осваивает. Никуда не денется, освоит. В конце концов, всего десять лет назад Казань только знакомилась с таким явлением, как футбольный легионер, купив сначала темнокожего француза Ражо, потом серба Любобрадовича, а позже сирийца Махлюфа. Тогда они казались ей Зиданами...
Да, ситуация с Карлосом Эдуарду трудная. Но ведь никого уже не трогают миллионы, потраченные на Романа Еременко или Гекдениза Карадениза. Осталось разобраться: нужны ли "Рубину" дорогостоящие покупки на постоянной основе или совершать их лучше в порядке исключения, а ставку делать на поиск новых Ансальди, Нобоа, Навасов и Натхо?
Вопрос непраздный и волнующий не только Казань. От этого ведь зависит не только спор "Рубина" с "Олимпиакосом" в Лиге Европы, но и расклад сил в российской "золотой гонке", в которой Бердыев и его подопечные явно не желают быть статистами.