Газета Спорт-Экспресс № 297 (5767) от 28 декабря 2011 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 28 декабря 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

КАК ДЕЛА?

Владимир ТУМАЕВ: "МНЕ ПРЕДЛАГАЛИ СТАТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ "ЗЕНИТА"

Бывший играющий президент "Газовика-Газпрома", попавший в Книгу рекордов Гиннесса как самый возрастной профессиональный футболист (Тумаев завершил карьеру в 58 лет), по-прежнему не представляет себя без футбола. Накануне своего 65-летия он принял участие в товарищеском матче против сборной Удмуртии: забил гол, дважды попал мячом в штангу.

- Абсолютно не устал, - делится впечатлениями сразу после финального свистка Тумаев. - Правда, старался обезопасить себя от случайных травм. Запланировал спеть несколько песен во время праздничного вечера. Помню раньше, как ответственное совещание или собрание - у нас обязательно накануне матч. На работу то с синяком под глазом приду, то с бровью разбитой…

- Вы родились во всемирный день футбола (10 декабря). Видно, обречены были связать свою жизнь с мячом?

- Еще Колоскову, когда он был президентом РФС, говорил: нужно придумать праздник - день футбола. Есть же день рыбака, строителя, геолога, а футбол - игра миллионов, без праздника. Но идея дальше разговоров не прошла.

- Вы сейчас в структуре клуба?

- Когда "Газпром" после прошлого сезона прекратил финансирование, ушел из клуба. Финансирование команды взяла на себя республика, говорили: "У нас школа сильная, справимся". После первого круга команда на последнем месте. Приходят: "Алексеич, помоги". Отказать не смог, это же мое детище. Сейчас я заместитель директора клуба Александра Сунцова по подготовке команды. Мы с ним поднимали футбол в Ижевске, играли вместе на первенство республики.

В межсезонье от нас ушло 18 игроков. Главный тренер Сергей Бойко, который работал вначале, не виноват. У него был всего месяц, чтобы собрать новую команду на весьма скромных условиях. Одного нападающего сам уговорил перейти в клуб. Но пока тот летел в самолете, другая команда ему предложила подъемные - и он отправился с ней на сборы.

Раньше в нашем регионе действительно была лучшая футбольная школа. Сейчас нас уже обогнала и Пермь, и Казань, которых в свое время обыгрывали. После первого круга наша команда на последнем месте была. Спасибо опытному Александру Ивченко, который принял коллектив в тяжелый момент. Он вернул ряд игроков, навел порядок.

- Правда, что до сих пор не можете себе простить, что в сезоне-96 не смогли выйти в премьер-лигу?

- Когда узнал, что все шансы потеряны, заплакал. У меня была мечта вывести команду в премьер-лигу, выйти на один-два матча, ударить по мячу и сказать: "Ребята, теперь сами разбирайтесь, а мы будем смотреть со стороны". Когда все решалось, меня вызвали на север, в командировку. В Иркутск и Читу, откуда должны были привезти три очка, команда полетела без меня.

С экс-руководителем "Газпрома" Ремом Вяхиревым у нас тогда спор был. Если мы выходили в высшую лигу, он собирался делать из "Газовика-Газпрома" такую же команду, как нынешний "Зенит". Говорил: "Выходите в высшую лигу - покупаем 2-3 игроков европейского уровня, ставим задачу - еврокубки". Тогда мне это казалось слишком уж высокой планкой. Но команда была хорошая. "Шинник", который вышел тогда вместо нас, был физически слабее и то умудрился в следующем сезоне занять в высшем дивизионе 4-е место.

Вяхирев вообще интересный человек. Подхожу потом к нему, так и так. А он в ответ: "Мы же договоривались. Думал, ты нормальный "футболер", а ты такой же, как все. Поэтому давай, ковыряйся в первой лиге дальше". Тогда тяжело было на себе тащить команду. До сих пор удивляюсь, как мог, будучи генеральным директором, еще в ней и играть, летать на сборы. Успевал еще песни петь - альбом свой записал.

- Если бы не волевое решение тогдашнего главы ПФЛ Николая Толстых, наверное, до сих пор играли бы?

- Тогда готов был играть, как никогда. Но Толстых - кремень: "Нет. У нас профессиональная лига". Говорю: - "Нигде такого же нет - играющий президент клуба. В радость же всем будет". Но вместо того чтобы радоваться, меня вычеркнули из заявки.

- Не задумываетесь о возобновлении футбольной карьеры?

- Если буду готов, такую возможность не исключаю. Смотрю на сегодняшнюю молодежь - на 15-20 минут им точно не уступлю… А вообще собираюсь играть лет до семидесяти.

- С руководителем РФС Сергеем Фурсенко знакомы?

- Когда он работал в "Зените", я был в Санкт-Петербурге. В свое время бывший гендиректор "Лентрансгаза" Сергей Сердюков приглашал меня в клуб на должность президента. Отказался: "У меня своя команда не хуже". В памяти свежа была победа нашего "Газовика" над питерцами в Кубке России. 15 000 народу в Ижевске тогда на стадион пришло!

- Все свои девять голов в первенствах России помните?

- Больше запомнились те, что не забил. Раз бил пенальти - так мяч от штанги попал в судью и сбил его с ног. Вообще я заядлый пенальтист, предлагаю вратарям спор - и четыре из пяти железно забиваю. Запомнился гол в падении после прострела Юминова. Один раз забил кивком головы, после углового.

- Почему выбрали для себя 13-й номер?

- Остальные все разобрали. Для меня он счастливый. Пробовал потом другие - лучше не получалось. А 13-го еще у супруги день рождения.

- На поле выходили по собственной инициативе?

- Всегда спрашивал ребят: "Если мешаю, не буду выходить". Порой сами игроки уговаривали, когда травма была: "Алексеич, забинтуй ногу, выйди, разомнись, чтобы соперник видел, судьи - для устрашения". Думаю, процентов тридцать успеха приносил команде своим присутствием.

Были ситуации, когда надо было завести игроков. Помнится, проигрываем "Нефтехимику" дома после первого тайма - 0:2. Зашел в раздевалку, поговорил по-свойски, с матерком. Вышли на второй - выиграли - 3:2.

- Была ли у вас в молодости возможность стать профессиональным футболистом?

- Пошел по другому направлению. Я ведь родился в 1946 году, во время создания первого магистрального газопровода, Саратов - Москва. В детстве летом играл в футбол, зимой - в хоккей с мячом, тогда еще ставили лавки вместо бордюров. Удивлялся, как на таком морозе мужики-заводчане могут пиво пить.

Участвовал в гонках, имел первый разряд. Однажды попал в аварию - перевернулся на мотоцикле. Думал, со спортом придется завязать. Переборол себя - через два месяца ушел из больницы на своих ногах.

Анатолий МАРТЫНОВ

Ижевск - Москва