ФУТБОЛ
23-летний вратарь, подписавший 4-летний контракт с "Рубином", - первый представитель Ирана в российском футболе.
Али-Реза ХАГИГИ: "РОССИЯ - МОЙ ШАНС"
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
из Кадрие |
- В России об иранском клубном футболе известно мало. Ведь даже на сайте вашего бывшего клуба, "Персеполиса", одного из сильнейших в стране, без знания фарси ничего не прочтешь.
- (Улыбается.) Что же - хороший повод попробовать изучить фарси. А высшая лига у нас насчитывает восемнадцать клубов, представляющих многие регионы страны. В футбол у нас играют везде. Дивизионов и клубов много, как и желающих инвестировать в самый популярный в Иране вид спорта.
- А я-то думал, что популярнее борьбы у вас в стране нет ничего.
- Борцы принесли Ирану большую славу, они много раз привозили домой медали с самых больших турниров, но футбол все равно вне конкуренции. Вы в курсе, сколько зрителей вмещает наш главный стадион?
- Да. Вместимость тегеранского "Азади", где играет ваш бывший клуб, - сто тысяч.
- И на футболе он пустует редко, хотя играют на нем только два клуба и сборная. Еще у двух тегеранских клубов свои стадионы. В Исфахане тоже два стадиона, и чемпион страны тамошний "Сепахан" принимает соперников на арене, вмещающей 75 тысяч зрителей. 40-тысячники имеются в Абадане, Ахвазе, Тебризе. У нас хороший чемпионат, в нем есть на кого и на что посмотреть.
- Например?
- "Персеполис" тренирует известный турецкий специалист Мустафа Денизли, "Сепахан" - хорват Златко Кранчар, в каждом клубе выступают легионеры.
- Откуда они приезжают?
- Есть бразильцы, боснийцы, много африканцев, были даже голландцы и чехи. А главный тренер сборной - португалец Карлуш Кейрош.
- Деньги, значит, в иранском футболе имеются?
- Да. И футболисты у нас - люди популярные. В Россию меня привели точно не деньги.
- Тегеранское дерби - одно из самых жарких в мире. На игры "Персеполиса" и "Эстегляля" по-прежнему приглашают иностранных арбитров, а вратари заколдовывают штанги своих ворот?
- Да, это большое событие для всей страны. Ваши рефери тоже несколько раз были его участниками.
- Вы всю карьеру провели в Тегеране?
- Нет, я два года служил в армии. Уезжал в Тебриз, играл там за местный армейский клуб.
- В Иране вы выиграли все, что можно. Теперь мотивация - добиться успеха в России?
- От побед нельзя устать. Россия - мой шанс совершенствоваться вместе с игроками сборных из разных стран. Многие мои партнеры у себя очень популярны, они многого добились. Тренироваться и играть с ними - возможность стать сильнее. В Иране много хороших игроков, но далеко не все готовы уехать из страны.
- Почему?
- У нас сильный футбол, сильная сборная, хороший чемпионат.
- А вы решились, хотя в новом клубе конкуренция за место в основном составе предстоит предельно жесткая.
- Это интересно. Новая реальность, новый опыт.
- Вы понимаете, что будете не просто футболистом, но своего рода спортивным послом Ирана в России?
- Я хорошо знаю, что такое популярность. Быть игроком футбольной сборной Ирана означает быть популярным в стране с населением семьдесят пять миллионов.
- Готовясь к приезду в новый клуб, изучали, что такое Казань, "Рубин", российская лига?
- В Россию я уже приезжал - на турнир юношеских сборных (речь о мемориале Валентина Геранаткина. - Прим. "СЭ").
- Да, и в игре за третье место с белорусами решающий гол с пенальти в ворота вашей команды забил Сергей Кисляк. Теперь он ваш одноклубник.
- Да, да, помню. О России у нас знают многое и считают ее своим другом. И о "Рубине" в Иране известно - и о его титулах, и о споре с "Барселоной". Футбол интересен всем. А хороший футбол - тем более.