ТЕННИС
AUSTRALIAN OPEN
В субботу россиянка Юлия Путинцева, которая на прошлой неделе занимала 9-е место в мировом юниорском рейтинге и 206-е - во взрослом, уступила в одиночном финале турнира среди теннисисток до 18 лет .
ПУТИНЦЕВУ ПЕРЕД ФИНАЛОМ НАПУТСТВОВАЛА ХИНГИС
Евгений ФЕДЯКОВ |
из Мельбурна |
Юлия Путинцева плакала навзрыд, и хотя слезы ее, едва упав на безбожно разогретое под австралийским солнцем покрытие Rod Laver Arena, тут же испарялись, вернуть победу в финале юниорского Australian Open было уже невозможно. Несколькими минутами ранее то и дело выходившая к сетке на своей подаче американская темнокожая левша Тэйлор Таунсенд, которой в апреле исполнится 16, за 1 час 57 минут обыграла 17-летнюю россиянку - 6:1, 3:6, 6:3 и к своему парному титулу чемпионки Australian Open-2012 добавила одиночный. Первой жертвой сего результата стала ракетка Путинцевой, с досады разбитая ею о самый великий во всей Австралии корт. И хотя на церемонии награждения Юлия, еще не оправившись от обидной неудачи, не смогла вымолвить ни слова, наш разговор после финала все же состоялся.
Прежде чем ознакомить вас с его содержанием, подчеркну, что на счету совсем невысокой (163 см), но быстрой и эмоциональной девушки уже значатся четыре прошлогодних победы на турнирах ITF. В мае и июле Путинцева выиграла 25-тысячники в Москве и турецком Самсуне, а в августе и декабре пришел черед 50-тысячников в Казани и Тюмени. Кстати, припоминаете 18-летнюю француженку Каролин Гарсия, которая в матче против Марии Шараповой на Roland Garros-2011 взяла первый сет, чем впечатлила, в частности, Энди Маррэя? Так вот, та самая Гарсия в казанском финале была бита Путинцевой практически без вариантов - 6:4, 6:2.
По итогам беседы с Юлией я вынес для себя две принципиальные вещи. Во-первых, она преданный теннису человек с бешеной мотивацией и немалыми амбициями. Во-вторых, несмотря на слухи, которые ходят вокруг фамилии Путинцевой, я своими ушами услышал из ее уст фразу: "Хотела бы играть за Россию в Кубке федерации". А значит, талантливую молодую теннисистку, которой по сложившейся в последнее время традиции было сделано предложение перейти под флаг Казахстана, Россия может еще и не потерять.
- Сначала - типичный вопрос для юниорки. Как пришли в теннис?
- Начинала заниматься на "Спартаке" под руководством тренера Андрея Юрьевича Матросова. Затем занималась с другими специалистами, а мой папа параллельно набирался опыта. Сейчас отец постоянно ездит со мной на турниры и следит за моей работой со спаррингами и другими тренерами.
- Когда вы решили для себя, что спорт - это серьезно?
- (Улыбается.) Практически с самого начала. Помню, как ходила и говорила, что выиграю все турниры "Большого шлема" и стану первой в мире.
- Мартина Хингис на днях на пресс-конференции сказала, что знакома с вами...
- Мы действительно играли вместе пару раз во Франции в академии Патрика Муратоглу, где Мартина состоит в штате. Мне кажется, что она может быть очень хорошим тренером. Мартина дала мне очень ценные советы, показала папе некоторые упражнения на координацию движений, которые в свое время использовала сама.
- Когда вы попали в эту академию?
- Это произошло после того, как я выиграла во Франции крупный турнир в категории до 14 лет. Сначала меня пригласили на две недели, посмотрели и сказали, что девочка играет хорошо, но турниры для 18-летних - все-таки другое дело. Мне поставили цель войти в число 50 лучших в мире по юниорам. Учитывая, что на тот момент в я юниорском рейтинге вообще не стояла, это была очень серьезная задача. Но в итоге мне удалось ее решить, и академия предложила трехлетний контракт.
- Экс-первая ракетка мира среди юниорок Дарья Гаврилова, которой вы уступили в финале юниорского US Open-2010, в той же академии тренируется?
- Да.
- С какой целью вы продолжаете участвовать в юниорских турнирах, уже имея победы на не самых последних взрослых соревнованиях?
- Просто мне хотелось бы выиграть пару юниорских турниров "Большого шлема", а потом уже полоностью перейти во взрослый теннис. Кроме того, на меня из-за возраста распространяется ограничение по количеству участий во взрослых турнирах. Поэтому я приехала в Австралию для выступлений не только на турнирах ITF, которые будут здесь в ближайшие недели, но и на юниорском Australian Open.
- Чего вам не хватило здесь в финале?
- Перед началом матча очень нервничала. Не могла ни подать, ни принять. Потом немного успокоилась, стала играть активнее. Но в третьей партии по такой жаре стало очень трудно. Ноги горели, как на сковородке, и по большому счету я сегодня не смогла найти свою игру.
- Сколько ракеток вы разбили в своей жизни?
- (Смеется.) Не считала.
- Когда последний раз так сильно плакали?
- (Улыбается.) Плачу я почти после каждого проигранного матча. Если бы показала сегодня хотя бы половину своего потенциала, думаю, выиграла бы. Но слишком сильно меня прижало психологически. Все-таки на таком большом корте я играла впервые.
- Хингис вам что-то советовала перед матчем?
- Да, она меня напутствовала. Говорила, что надо работать ногами, идти на мяч.
- А как Мартина оценивает ваш потенциал?
- Она считает, что мне по силам стать первой в мире. Вообще многие уже сейчас говорят, что мой нынешний лучший теннис - на уровне первой взрослой полусотни.
- Существует вариант, при котором Хингис станет вашим постоянным тренером?
- Не знаю, это не мне решать. Я была бы не против, если бы они вместе с папой стали меня тренировать. Без него я пока не могу. Своего нынешнего результата я достигла благодаря папе, хотя мы иногда ругаемся. (Улыбается.)
- Для такого невысокого игрока, как вы, особенно важна хорошая физическая готовность. Как вы оцениваете ее?
- Фитнес у меня на неплохом уровне. Но, конечно, еще надо много работать - и не только над "физикой". Сегодняшний финал это показал.
- В чем ваше преимущество перед более высокими игроками?
- Я считаю, что если у тебя есть техника и соответствующая подготовка, то не имеет значения, какой у тебя рост - 190 или 150. В конце концов, первыми ракетками мира были и Жюстин Энен, и Хингис. Думаю, что по быстроте я уже сейчас превосхожу многих игроков во взрослом туре. Теперь главное наладить стабильную подачу - тогда можно добиться многого.
- Со словачкой Доминикой Цибулковой, которую вы напоминаете по телосложению, вас не сравнивают?
- (Улыбается.) Сравнивают. Но я стараюсь играть в своем стиле, хотя иногда вспоминаю Надаля и пытаюсь двигаться по корту, а также бить по мячу так же, как он.
- Известно, что вам предлагали выступать за Казахстан. Как вы относитесь к возможной смене гражданства?
- Насколько мне известно, предложение было очень неплохое. Но вообще-то все переговоры на эту тему ведет мой папа.
- Но все-таки речь идет о вашей судьбе...
- В принципе в Кубке федерации я бы хотела играть за Россию. Но существуют вопросы, которые требуется решить. Сейчас юниорские командные турниры не вписываются в мой календарь, хотя с 12 лет я играла в них за Россию и, по-моему, в одиночном разряде всегда побеждала.
- Как у вас со школой дело обстоит?
- До того как пришлось переехать в академию, училась очень хорошо. Одна учительница даже говорила родителям: "Какой теннис? У нас же математик растет". Сейчас, конечно, занимаюсь, но уже не так серьезно. Времени категорически не хватает.
- Выход в финал как-то отпразднуете?
- (Смеется.) Ага, конечно, на тренировке вместе с папой!