ХОККЕЙ
ШВЕДСКИЕ ИГРЫ
Дарюс КАСПАРАЙТИС: "ДО ЛОКАУТА НА СИЛОВОЙ ПРИЕМ ОВЕЧКИНА
НИКТО НЕ ОБРАТИЛ БЫ ВНИМАНИЯ"
Во время прогулки по трибунам "Глобен-Арены" взгляд вашего корреспондента несколько раз останавливался на зрителях, плотным телосложением и толстыми стеклами профессорских очков напоминавших Игоря Захаркина. Присмотришься поближе - нет, то не экс-старший тренер сборной России, а его шведский клон. Самого магистра и "эксперта по пондусам" на субботнем матче команды Билялетдинова с "Тре Крунур" так и не нашлось. Но и кроме него интересных собеседников была масса. Церемонию открытия встречи, например, провел Петер Форсберг. Знаменитый хоккеист, год назад объявивший о завершении карьеры, долго рассказывал о своей нынешней работе в благотворительной сфере, призвал к сотрудничеству состоятельных болельщиков и пожелал успеха своим наследникам по сборной. На матч, правда, не остался, исчезнув с арены в конце первого периода.
Зато легендарное Привидение, экс-звезда НХЛ и тренерского штаба СКА Дарюс Каспарайтис хоккей досмотрел "до точки". И после игры живо обсуждал ее с еще одним бывшим специалистом по работе в Питере, седовласым американцем Бэрри Смитом. Пройти мимо столь колоритной компании было просто нельзя.
- Как дела, Дарюс? Где сейчас обитаете?
- В Стокгольме и Майами, живу помаленьку на два дома. Только сегодня прилетел из Флориды.
- Специально на матч нашей сборной?
- Нет, это просто совпадение. Билеты в Швецию заказывал уже давно. А на днях узнал, что Россия в Стокгольм приехала, да еще и с "Тре Крунур" сыграет. Тут же подумал, что пропустить эту встречу просто не имею права. Купил билет и пришел.
- По нашей стране, по КХЛ соскучились?
- Времени нет скучать. Сейчас всю жизнь посвящаю детям, свободных часов почти не остается. Все-таки три девочки, а последний - сын. А насчет работы решил для себя: пока не пойму, чего же все-таки от своего будущего хочу, не стану принимать никаких кардинальных решений. На лед, конечно, тянет все время. Здесь, в Швеции, тренирую молодых ребят, во Флориде трижды в неделю вставал на коньки и катался, гонял шайбу. Хоккей мне до сих пор интересен - но, как и во времена игровой карьеры, он требует, чтобы ты посвящал делу всего себя. Отдавался полностью. А пока дети маленькие, это тяжело. Вот как подрастут ребятишки - можно будет совмещать отцовскую работу с хоккеем.
- Кого сейчас тренируете?
- Раз в неделю катаюсь с молодежной командой АИК, с защитниками основного и резервного составов.
- Талантливые наследники Каспарайтиса среди них есть?
- Пока таких не наблюдаю. И дело не в том, что плохо меня слушают. Просто сейчас игра совсем другая. Парни больше концентрируются на катании, бросках. Тренеры требуют от них не силовых приемов, а чего-то другого. Это мировой тренд. Даже в НХЛ чуть посильнее кого прижмешь - запросто отхватишь дисквалификацию в три-четыре игры. Свидетельство тому - недавняя история с Овечкиным. До локаута на его удар никто бы и внимания не обратил. Я сам, когда бил игроков, чисто автоматически подпрыгивал. Но расценивать это как намеренный удар в голову нельзя. И прием Овечкина вполне себе нормально смотрелся. И пострадал он только из-за того, что подобные действия в наши дни мгновенно превращаются в повод для серьезных разбирательств.
- Емелина в нынешней "балетной" НХЛ уже прозвали вторым Каспарайтисом.
- Видел пару трюков в его исполнении. До меня Толе, если честно, еще далеко (смеется). Но никогда не перестану уважать ребят, которые играют в силовой хоккей. Голы-то все любят забивать, а вот черная работа в обороне - занятие обычно незаметное. Так пусть на таких парней хоть из-за их силовых приемов внимание обратят.
Мне, кстати, повезло чуть меньше, чем поколению Емелина. Бывало, такую красоту силового плана на льду выдавал - а вот хорошего телевидения, способного запечатлеть эту акцию, еще не было.
- Ваш уход из СКА многие до сих пор считают потерей для клуба.
- Что поделаешь, если у нас тогда был конфликт с главным тренером питерцев Сикорой. Может, я был молодой еще, эмоциями оставался в шкуре игрока. Понятия о разнице между главным тренером и его помощником точно не было. Когда в СКА ассистентом к Сикоре пришел другой чех, Вотруба, они мгновенно ввели монополию на управление командой. А нас с Юрзиновым-младшим отодвинули в сторонку. Володя, кстати, больше меня те неприятности переживал. Я-то до конца убить в себе хоккеиста не успел, половина состава была друзьями. Мог пойти к ним, излить душу. Юрзинову же в этом смысле пришлось хуже.
- Вы тоже пережили "развод" не так легко, как говорите. Покинув СКА, сменили все телефоны и перестали общаться со знакомыми по КХЛ людьми.
- Просто я уехал в Америку и подумал, что надо временно залечь на дно. Все-таки с жизнью игрока расставаться очень тяжело. Я же вырос в раздевалке, а теперь приходится привыкать к обычной жизни. Морально тяжело было хотя бы потому, что эмоции негативные негде выплеснуть, мужской компании рядом больше нет. Или вот захотел во Флориде шайбу погонять - приходится клюшки заказывать, уйму времени на поиск коньков тратить. А раньше я эти клюшки десятками раздавал. Сейчас нет-нет да подумаю: лучше бы запасал их себе на старость (смеется).
- Правда ли, что Сикора с Вотрубой много сделали для того, чтобы их соотечественник-вратарь Штепанек в борьбе за пост номер один "съел" звездного Набокова?
- Специально они или не специально так поступали? Это для меня самый интересный вопрос. Названная вами парочка быстро все подмяла под себя. С одной стороны, я понимал, что спрос за результат пойдет тоже с них. Но чехи могли бы и поуважительнее относиться к своим игрокам. Штепанек - голкипер, конечно, хороший. Но ведь Набокову просто не дали времени на адаптацию к новой лиге, да и несколько раз ставили его в очень неприятную ситуацию. Вратарь - все-таки не тот человек, чтобы подойти к нему и сказать: "Давай выходи на лед через полчаса". Погнать одеваться, когда уже и времени размяться и настроиться нет. Женя был очень удивлен таким подходом. Я все эти вещи видел и быстро понял: рано или поздно Набоков решит, что не надо ему жизни такой.
- В НХЛ вы успели поиграть за "Рейнджерс". Прозвище русский Рейнджерс прочно закрепилось за столь же невезучим в плане борьбы за кубки СКА.
- Так в этом сезоне нью-йоркские синерубашечники хороши. И Питер хорош. Оба на первом месте. Пока (смеется). Во время плей-офф посмотрим на настоящую силу моих бывших команд. Плохо только, что в городе на Неве с удовольствием сосиски на лед кидают. Лучше бы тамошние болельщики их ели.
- Ваш большой друг Алексей Ковалев в этом сезоне дебютировал в КХЛ. Наблюдаете за его карьерой в "Атланте"?
- Сначала внимательно следил, а потом Леша куда-то пропал. То травма колена, то восстановление. Приходится информацию из газет брать. За другого Лешу - Яшина - тоже беспокоюсь. Как он, кстати, в ЦСКА?
- В опальном положении. Тренер ему по 7-8 минут игрового времени выписывает - тогда как даже зеленым юнцам больше.
- Да уж, тяжко. Ничего не скажешь. Видите, насколько не правы те, кто считает КХЛ легкой лигой. В ней очень и очень непросто.
Андрей КУЗНЕЦОВ |
Стокгольм |