Газета Спорт-Экспресс № 37 (5805) от 20 февраля 2012 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 февраля 2012 | Футбол

ФУТБОЛ

Вышла в свет новая книга обозревателя "СЭ" Игоря Рабинера "Как Россия получила чемпионат мира по футболу-2018. Спортивно-политическое расследование", воссоздающая остросюжетную борьбу за право проводить мировое первенство. По ходу ее подготовки автор взял интервью у главных фигур российской заявочной кампании - Виталия Мутко, Алексея Сорокина, Вячеслава Колоскова, ее посла Андрея Аршавина, ряда английских журналистов и многих других лиц, связанных с борьбой за ЧМ-2018.

КАК АНГЛИЙСКАЯ ПРЕССА ПЫТАЛАСЬ РОССИЮ НА ВЗЯТКЕ ПОЙМАТЬ

Когда мы с Вячеславом Колосковым сразу после декабрьской победы России обсуждали причины как нашего успеха, так и неудачи оппонентов, экс-президент РФС на тему расследования английской Sunday Times (после которого из исполкома ФИФА были изгнаны нигериец Амос Адаму и Рейнальд Темарии из Океании. - Прим. И.Р.) высказался предельно жестко:

- Это была стопроцентная провокация, вызвавшая гневную реакцию членов исполкома. Они расценили эти публикации как плевок в свой адрес. Во-первых, это люди, облеченные доверием своих федераций, а во-вторых, это семья, которая привыкла отвечать за все вместе. При помощи некорректных методов двух членов исполкома обвинили в нечестности, что поставило пятно на всем исполкоме. Я 30 лет был членом исполкома, и для меня не стояло вопроса, как бы я отнесся к подобному происшествию.

- Но ведь Адаму и Темарии в итоге были жестко наказаны самой же ФИФА!

- Да, ФИФА очень оперативно отреагировала на случившееся. Сразу собрался комитет по этике. Полтора месяца изучали ситуацию и приняли известные решения. ФИФА быстро и четко дала понять, что нарушений своего этического кодекса не потерпит. Но это не отменяло провокационности методов, которые были использованы британской прессой!

В интервью для этой книги Колосков также сказал:

- По тому же Темарии могу однозначно сказать, что он действительно был заинтересован в строительстве центра. И, вероятно, голосовал бы за Америку даже без этого предложения. Но коль скоро человеку предлагают, помимо того, во что он действительно верит, еще и возможность сделать что-то хорошее для региона, - он не откажется. Члены исполкома это восприняли именно так. А нечестные методы, своеобразный шантаж - все это, по сути, и вызвало такую волну в виде ответной реакции.

24 члена исполкома - это семья. И вдруг из этой семьи вырываются люди такими методами! Понятно, что у остальных возникает отторжение - они ведь тоже, поддавшись на провокацию, могли бы оказаться в такой же ситуации. Добавьте сюда историю с лордом Трисманом, постоянную "долбежку" теми же англичанами Блаттера, наконец, программу "Панорама" прямо перед исполкомом... Все сложилось - один к одному. Результат - два "английских" голоса.

Собкор Sunday Times в Москве Марк Франчетти ожидаемо придерживается противоположной позиции:

- Все эти разговоры об обиженной семье, где все вступаются друг за друга, - абсолютно мафиозная ментальность! Считаю, что это совершенно несправедливо! Когда ты предъявляешь съемки, конкретные доказательства, что член исполкома ФИФА готов взять деньги за свой голос, - это блестящая, очень сильная и по-хорошему наглая журналистская работа. Кстати говоря, это не на ровном месте взялось, такие же скандалы, связанные с лоббизмом, с помощью прессы случались и в английской политике, с рядом парламентариев. После всей этой истории ФИФА должна была не объединяться против Англии, а, наоборот, сказать той же Sunday Times: "Ребята, спасибо за то, что вы сделали. Мы не знали этого, а благодаря вам узнали. Это страшно и ужасно! Благодарим вас за то, что вы помогли убрать из наших рядов коррупцию!"

- А расследований по России и ее заявке Sunday Times вам не заказывала? - задаю один из самых любопытных, полагаю, для нас вопросов. Тем более что в прошлом году Франчетти брал у меня интервью как раз на эту тему - и вряд ли это могло быть следствием досужего интереса.

И в итоге мы "вырулили" на весьма занятную и довольно скользкую тему. Опустить которую не имею права, поскольку в этой книге стараюсь объективно воссоздать события, а не слепить ура-патриотическую и пропагандистскую поделку.

Франчетти говорит:

- Была просьба от Sunday Times написать материал, связанный со скандалом вокруг Олимпиады в Ванкувере (когда Счетная палата инициировала проверку расходования бюджетных средств. - Прим. И.Р.). К футболу та история никакого отношения не имела, и впоследствии какого-либо участия в расследовании вещей, связанных с чемпионатом мира, я не принимал. Но тема не закрыта, и не так давно меня попросили позвонить Колоскову вот по какому вопросу. Моим коллегам в Лондоне сказали, что он, будучи консультантом российской заявки, во время заявочной кампании подарил картины - Блаттеру, Платини и члену исполкома ФИФА от Бельгии Мишелю Д'Угу, с которым Колосков дружит. Д'Уг сам говорил, что картину ему действительно дарили.

Я набрал номер Колоскова - и он все отрицал, называл все это чушью и неправдой. Сообщал, что с Блаттером во время заявочной кампании лично не встречался, что с Платини у него плохие отношения. А что касается Д'Уга, то он с ним действительно дружит, но никакой картины ему не дарил, а подарил в качестве сувенира шкатулку. Из Лондона потом опять звонили Д'Угу, который повторил: "Нет, он мне подарил картину!"

Конечно, все это абсолютно не означает, что Колосков дал Д'Угу взятку, тем более что бельгиец о картине открыто говорит сам. У них хорошие отношения, и, может быть, он подарил ему недорогую картину просто как сувенир из России. Пожалуйста, он имеет на это право. Но можно заподозрить, что здесь кроется что-то не то, именно из-за разночтений в словах двух функционеров. Один говорит, что картина была, другой - что это полная чушь. Но это уже не мой вопрос, я передал цитату Колоскова - и пусть этим занимаются в Лондоне.

Колосков на эту тему вопреки ожиданиям согласился со мной говорить легко и без малейшего раздражения. Более того, разложил всю эту ситуацию по полочкам.

- Да, была такая история. Я был в отпуске, который традиционно провожу на родине отца в Рязанской области. И вдруг - звонок от знакомого корреспондента английской Sunday Times. "Вячеслав Иванович, срочный вопрос. Мне позвонили из газеты и говорят, что у них есть информация, будто вы подарили Блаттеру и Платини по картине Пикассо".

Я обомлел. Говорю: "Во-первых, я с Блаттером во время заявочной кампании отдельно не встречался. С ним общался президент страны, и необходимости его дублировать не было никакой. С Платини у нас, мягко говоря, не товарищеские отношения. Да, с ним общался, но формально и коротко. С переводом Саши Чернова рассказал суть заявки и предложил наши агитационные материалы. Никаких картин и вообще подарков в этом случае, естественно, не было. Тем более что полотна Пикассо, честно говоря, я последний раз видел в 1982 году, когда во время чемпионата мира в Испании ходил на выставку. Так что все это можно расценивать как анекдот".

Он продолжает: "А Д'Угу? Говорят, вы и ему что-то подарили". Я сказал, что ничего Д'Угу не дарил - только шкатулку жене, и все. На самом деле было так. Мы с Сорокиным полетели к Д'Угу, с которым встречались одним из первых. Я знал, что он, конечно, будет голосовать за Бельгию и Голландию, но думал, что они вылетят в первом туре, и тогда у нас будет возможность привлечь его на свою сторону во втором.

Помню, нам накрыли очень хороший обед в ресторане рядом с аэропортом. В Бельгии - лучшие рестораны, с моей точки зрения. Лучше нет нигде в мире - ни во Франции, ни в Швейцарии. Он сам гурман, и посидели мы великолепно. Спаржа только что пошла самая свежая...

А Леша с собой действительно какую-то картинку привез. Я для Анны-Марии - шкатулку. У нас же денег в заявочном комитете, повторяю, было кот наплакал, мы и при желании не смогли бы себе ничего позволить. Я не спрашивал, сколько эта картина стоила: везет и везет. Так и не видел ее распечатанной. Но то, что Сорокин беспрепятственно провез ее через таможни, причем как российскую, так и бельгийскую, делало очевидным, что никакой это не шедевр.

Там, в ресторане, я вручил шкатулку для жены, через меня передали и эту картину - в запечатанном виде. Я тут же про нее и забыл. Если бы мне Д'Уг позвонил, сказал: "Слава, имей в виду, в прессу просочилась информация о том, что мне картину подарили", - я бы, конечно, подтвердил. Но коль скоро никаких звонков от него не было, я не стал грех на душу брать. Решил, что журналисты меня просто "разводят", и сказал, что ничего не дарил. Фактически так и было, поскольку прямого отношения к этому не имел. Присутствовал при том, что от имени заявочного комитета эта картина была подарена, - так будет правильнее говорить.

А закончилась вся эта высосанная из пальца история на Суперкубке 2011 года в Монако. Встретились с Д'Угом. "Ой, Слава, - говорит, - что же там творилось! Эта пресса мне обзвонилась. Я вынужден был нанять эксперта. Он посмотрел и сказал, что это обычная картина, не представляет собой никакой ценности. Стоимость ее - минимальная. После чего представили журналистам официальное подтверждение этому - и наконец-то от меня отстали".

Чтобы сюжет истории с картинами был окончательно "закольцован", я в процессе работы над этой книгой обратился непосредственно в лондонскую редакцию Sunday Times. И сотрудник отдела расследований Клэйр Ньюэлл рассказала:

- В августе 2011 года мы написали статью о том, что Мишель Д'Уг во время подготовки к голосованию принял от члена заявочного комитета России картину. С того момента, как ЧМ-2018 был отдан России, начались слухи о том, что российская заявочная команда дарила некоторым членам исполкома ФИФА произведения искусства. Этим подозрениям не придавалась конкретная форма - до тех пор, пока Д'Уг не рассказал репортеру о том, что ему подарили картину. Когда мы спросили об этом самого Д'Уга, он ответил, что счел картину не имеющей никакой ценности. Позже он сообщил нам, что попросил эксперта в области изобразительного искусства об оценке этого произведения, и тот подтвердил, что она не стоит ничего.

Судя по всему, Sunday Times после этого комментария Д'Уга сочла поднятую было тему закрытой. "Ловить" там оказалось нечего.