Газета Спорт-Экспресс № 40 (5808) от 24 февраля 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 февраля 2012 | Футбол

ФУТБОЛ

Компания Infront Sports & Media предложила РФПЛ купить права на телетрансляции матчей российской премьер-лиги. В прессе уже появились сообщения о том, что речь идет о 60 миллионах долларов в год. На самом деле суммы больше. И намного.

НУЖНЫ ЛИ НАМ ШВЕЙЦАРСКИЕ МИЛЛИОНЫ?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Первый вопрос, который возникает в связи с потенциальной сделкой: как ее трактовать людям, далеким от футбольного медиарынка? На момент появления информации о предложении швейцарцев большинство российских телезрителей и клубов совершенно не понимали, что изменится конкретно для них, если телеправа отойдут швейцарской фирме Infront Sports & Media. Но они, надо думать, хотели бы это понимать. Попробуем разобраться.

КТО ХОЧЕТ КУПИТЬ?

Для начала - о самой фирме. Ее президентом и генеральным директором является 47-летний Филипп Блаттер, племянник президента ФИФА Зеппа Блаттера. До 2006 года в Infront Sports & Media командовал небезызвестный владелец "Марселя" и президент группы Adidas-Salomon Роберт Луи-Дрейфюс. В 2009 году этот господин скончался, однако к тому моменту родственник главы ФИФА уже был предусмотрительно введен в руководство медиагруппы.

Не берусь судить, насколько весомы в данном случае родственные связи, но в распределении прав на чемпионаты мира по футболу Infront Sports & Media участвует активно. В частности, компания из города Цуг получила под свой контроль мощный азиатский рынок, насчитывающий 26 стран (за вычетом Японии, обеих Корей и Малайзии с Брунеем). В 2010 году она уже окучила эту грядку и планирует заняться тем же самым на турнирах 2014, 2018 и 2022 годов.

Вместе с тем Infront Sports & Media далека от сборища ничего не умеющих мажоров. Наряду с IMG и Sport5 компания Филиппа Блаттера входит в список топ-игроков на спортивном медиарынке, реализуя, к примеру, права на трансляции итальянского чемпионата (серии А и B). Плюс к этому фирма Блаттера в разном качестве участвовала и участвует в продаже трансляций гандбольного, волейбольного, баскетбольного мировых первенств, этапов Кубка и чемпионатов мира по лыжным видам спорта и биатлону, саням, бобслею и скелетону, сотрудничает с Международной федерацией хоккея… Матерая, в общем, контора, желание которой возникнуть на нашем рынке в преддверии ЧМ-2018 удивления вызывать не должно.

Естественно, швейцарцы, будь они хоть трижды родственники президента ФИФА, не справились бы с российской задачей в одиночку. У них нет собственных телемощностей, и, следовательно, Infront Sports & Media была обязана заручиться поддержкой одной из российских телекомпаний. Такой компанией стала ВГТРК, взявшая на себя "медийную часть проекта". Упрощая, имеем: "Россия 2" будет показывать, Infront Sports & Media - … А что, кстати, будет делать фирма племянника кроме того, что извлекать доход?

ЗАЧЕМ ХОТЯТ КУПИТЬ?

Российский чемпионат мало продать - сначала ему нужно придать товарный вид. Та картинка, которую мы имеем сейчас, и доход приносит соответствующий. Infront Sports & Media, как сказали мне владеющие ситуацией люди, планирует вложить в качество нашего телепродукта 12-15 миллионов евро. Кроме того, существуют планы резкого расширения теле-аудитории, что напрямую влияет на рекламные доходы. В идеале смотреть футбол на платной основе должны не несколько сот тысяч россиян, как сейчас, а 15-17 миллионов. По кабелю или по спутнику - не суть важно; главное - обеспечить саму возможность прихода российского футбола в каждый дом, где этого желают.

Цена, надо понимать, при таких целях не имеет права быть заоблачной, поскольку доход станет извлекаться не только и, может, не столько из абонентской платы, сколько из рекламы, которая должна хлынуть в рынок такого объема водопадом. Хорошая картинка, рекламные поступления, подписчики, международные продажи, сублицензии - вот составляющие успеха, на который рассчитывают в Infront Sports & Media.

ЗА СКОЛЬКО ХОТЯТ КУПИТЬ?

В прессе была озвучена сумма в 60 миллионов долларов за каждый год шестилетнего контракта. Откуда она взялась? Может возникнуть ощущение, что швейцарцы оттолкнулись от нынешнего договора лиги с "НТВ плюс". Взвесили собственные возможности, растущие аппетиты РФПЛ и небольшой спрос на российский футбольный продукт, после чего накинули немного сверху и округлили. Теперь сидят, ждут ответа и, разумеется, торга.

Однако это не так. По моей информации, озвученная сумма вообще не соответствует действительности. Если браться за дело всерьез, сегодняшние ржавые рыночные механизмы придется сильно смазывать и раскручивать. Навар в такой ситуации не может быть фиксированным из года в год, как не могут быть фиксированными и выплаты РФПЛ. Поэтому Infront Sports & Media только за сезон-2012/13 (первый год договора) предложила лиге 60 миллионов долларов плюс 90 процентов от доходов, превышающих эту сумму. В дальнейшем выплаты должны идти по нарастающей и составить на пятый и шестой годы контракта 90 и 100 миллионов долларов плюс 60 процентов от дивидендов, превышающих эти суммы.

Швейцарцы, судя по всему, взяли за основу опыт британской телекомпании BSkyB, которая, став эксклюзивным обладателем прав на английскую премьер-лигу, долго терпела, несла убытки и приводила в порядок систему доставки футбольного продукта населению. А когда все наладилось, англичане получили море футбола, а BSkyB - море денег.

ЧЕГО ХОЧЕТ РФПЛ?

Прибылей, это понятно. И чем больше, тем лучше. Но в условиях, когда покупатели не давятся в очереди за телеправами, маневр лиги представляется предельно простым: назначь дату, выбери из своих полутора предложений лучшее и подставляй карман. Значит, столько ты, лига, стоишь в настоящий момент.

Не все так просто, однако. Начну с того, что сейчас РФПЛ сама кует деньги, подтягивая к трансляциям спонсоров. Доход лиги складывается из непосредственно телеправ (около 23 миллионов долларов в год) и рекламных поступлений, составляющих, по разным оценкам, примерно столько же. Итого 40 - 45 миллионов долларов за сезон. "НТВ плюс", в свою очередь, продает тарелки и стрижет подписчиков. Ну и с рекламы, должно быть, телекомпании тоже что-то перепадает.

Infront Sports & Media предлагает другую схему. 60 миллионов лиге - гарантированно, плюс солидный процент от заработанного, только зарабатывать отныне будет не РФПЛ, а швейцарцы. У них опыт, они сделают из трансляций конфету и постараются продать ее гораздо большему числу любителей сладкого, чем сейчас.

Лига, почуяв это дело, завела разговор о 100 миллионах в год. Как минимум. Желание получить больше, чем предлагают, в бизнесе абсолютная норма. Важно только не перепутать бизнес с блефом. Infront Sports & Media и ВГТРК, если я правильно понял, обосновывают свое предложение какими-то расчетами, пусть и играя при этом на понижение. Рынок-де сырой, работы непочатый край, риски велики. Идея может не выгореть, но мы будем стараться и гарантированно платить вам больше, чем вы имели раньше. А вот чем аргументирует свой ответ РФПЛ, кроме "круглости" суммы в 100 миллионов годовых, мне пока непонятно.

Может, лига знает какие-то механизмы, с помощью которых швейцарцы срубят на нашем футболе куда больше, чем они говорят? Тогда почему РФПЛ их до сих пор не реализовала? Клубы ориентируются на выплаты западного ТВ ведущим футбольным лигам? Но разве в России есть кабельные сети, подобные западным, культ футбола и столь же большая - а главное, платежеспособная - футбольная телеаудитория?

Окончание - стр. 3