Газета Спорт-Экспресс № 40 (5808) от 24 февраля 2012 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 февраля 2012 | Футбол

ФУТБОЛ

НУЖНЫ ЛИ НАМ ШВЕЙЦАРСКИЕ МИЛЛИОНЫ?

Окончание. начало - стр. 1

КТО КОНКУРЕНТЫ?

У "НТВ Плюс" была возможность доказать свою состоятельность в вопросе продвижения нашего чемпионата в широкие народные массы. Компания в общем-то многое сделала в этом направлении. И продолжает делать. Появились каналы, входящие в базовые пакеты других спутниковых компаний и провайдеров интернет-телевидения. Но до широкого охвата аудитории по-прежнему далеко.

Личный пример: пару недель назад автор этих строк озаботился, наконец, появлением футбола на экране собственного телевизора. И столкнулся с тем, что не могу без определенных проблем (просто доплатив, скажем, небольшую сумму), купить трансляции российского чемпионата. Цена за канал "Наш футбол" - 149 рублей в месяц - меня устраивает. Только ведь это не цена, а доплата к сумме в девять с лишним тысяч рублей за вызов специалистов, долбеж стены, установку тарелки и ресивера, покупку других каналов, которые сейчас либо и так нормально показывают, либо мне попросту не нужны.

Другие предложения также были связаны с прокладкой дополнительных кабелей и со странными ценниками "598 рублей за два месяца". А родное домоуправление с "Нашим футболом" за мной не бегает: на тебе, парень, 18 общедоступных каналов, и отвяжись.

Понимаю, что дело круто замешено на моей природной лености и на сомнениях типа: "А когда же мне спать и есть, если очень много футбола будет не только на работе, но еще и дома?" Но чуть упрости процедуру - с удовольствием заплачу, куда я денусь. И стану покупателем футбольного продукта, а заодно и потребителем рекламы. Просто за меня нужно чуть-чуть побиться, повоевать. Что, в сущности, и собираются сделать швейцарцы.

Правда, клиент я в этом смысле не трудный: живу в очень близком Подмосковье. У нас почти цивилизация: обозначь только спрос - предложение последует. В провинции ситуация технически сложнее. Но не сложнее ведь, чем была в свое время в Германии или Англии, верно? Там были телевизоры без футбола - и у нас есть. Там сейчас взахлеб смотрят национальные чемпионаты - и у нас будут. Вопрос времени и наличия предпринимательской жилки.

ТОЛЬКО ЛИ В БИЗНЕСЕ ДЕЛО?

РФПЛ было бы проще определиться, если бы эксперимент по продаже телеправ в последние годы был чистым. Если бы из него ушла социальная составляющая. Если бы клубы получали не газово-железнодорожные подачки, а те же деньги, но справедливо распределенные - в виде выплат от гостелевидения, раз уж нашему государству так неймется. Если бы они, раскормленные искусственно вздутыми бюджетами, не отворачивались презрительно от малой телевизионной денежки, а думали, как сделать ее большой, и помнили: копейка рубль бережет. Если бы Первый канал и ВГТРК рассматривали футбол не как общественную обузу, а как возможность заработать…

У клубов и лиги, кстати, в любом случае останется огромное непаханное поле для работы: борьба за болельщика на стадионе. Вот этого никакие швейцарцы точно не отнимут. Хольте, лелейте, заманивайте, доите - все в ваших руках, клубы и РФПЛ. Лоббируйте законы, возвращайте пиво, ищите укорот на отмороженных фанатов и полицию, устанавливайте обогрев, завязывайте с договорняками. Трудно? Да, требовать деньги за телеправа проще. Но если хочешь заработать, разве труд в тягость?

А на перекошенном рынке и законы кривые. Одни думают, как картинку улучшить и "Наш футбол" в микрорайон доставить. Другие - как в очередной раз присосаться к госмонополии или к закошмаренному спонсору. Что им та картинка и те зрители?

ВГТРК, мне кажется, тоже не планирует извлекать сверхприбылей из союза с Infront Sports & Media. Государственная компания, обремененная социальной функцией, будет рада выходу в "ноль", паче чаяния такое случится через несколько лет. Практика показывает, что бизнес-схемы, в которых слово "бизнес" заменено на "соцобязательства", работают вяло. Но раз швейцарцы на что-то рассчитывают, это неспроста. Интересно, на что?

А еще интересно, кто и сколько предложит РФПЛ, если сделка с Infront Sports & Media сорвется. И во имя каких целей предложит - это тоже хотелось бы знать.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ