ТЕННИС
Борис БЕККЕР: "НАДАЛЬ - ЭТО "РЕАЛ",
ФЕДЕРЕР - "МЮ", САФИН - "СПАРТАК"
Самый молодой чемпион в истории Уимблдона, увы, уже далеко не молод - в ноябре ему исполнится 45. Недавно Борис Беккер побывал в Москве, и корреспонденту "СЭ" повезло взять у него интервью, из которого вы узнаете, что знаменитый теннисист думает о Евгении Кафельникове и Марате Сафине, почему он не стал тренером и как его угораздило стать фанатом сразу двух футбольных команд - "Баварии" и "Челси".
Вcтречу с Беккером мне назначили в библиотеке гостиницы "Украина". Привычная легкая небритость, курточка с эмблемой Уимблдона (турнира, который Борис впервые выиграл в 1985 году 17-летним мальчишкой) и обворожительная улыбка по-прежнему оказались при нем.
Беккер приехал в Москву на благотворительный аукцион фонда "Федерация", оказывающего помощь детским больницам и детским домам. За 35 минут беседы - а она состоялась перед отъездом экс-первой ракетки мира на мастер-класс, который был одним из лотов аукциона, - Борис несколько раз отвлекся: сказал что-то своему агенту, попросил официанта принести кофе и загляделся на поцелуй влюбленной московской пары. Кстати, разговор наш начался именно с темы любви.
- Борис, вы были в Москве в те сентябрьские дни 1995 года, когда Россия по-настоящему влюбилась в теннис. Произошло это после того, как в полуфинале Кубка Дэвиса Россия - Германия Андрей Чесноков, отыграв девять матчболов, сломил сопротивление Михаэля Штиха в пятом сете пятой решающей встречи. Чесноков выиграл - 14:12.
- То, что для вас было счастьем, стало для нас настоящей трагедией. До сих пор помню молчание, воцарившееся в раздевалке после поражения: у нас не было ни сил, ни эмоций просто поговорить друг с другом. Можно сказать, что та победа Чеснокова фактически завершила историю выступлений моего поколения в Кубке Дэвиса.
Мы со Штихом не были друзьями, потому что в те времена часто соперничали на корте. Но иногда все же объединялись в команду - и в Кубке Дэвиса, и на Олимпиаде-92 в Барселоне, где завоевали золото в парном разряде. Но после неудачи в Москве наши пути окончательно разошлись, а то поражение отразилось на дальнейшей карьере Михаэля.
Это и впрямь был невероятный матч. Мне кажется, прежде в теннисе никогда не было ничего подобного, и не уверен, что когда-нибудь будет. Отыграть девять матчболов дано не каждому. А ведь если бы мы выиграли, то затем в финале дома сражались бы с американцами, за которых выступали Андре Агасси с Питом Сампрасом. Это мог быть самый грандиозный теннисный поединок в истории Германии, но до него дело так и не дошло.
- Кто из бывших лидеров российского тенниса вам ближе - Марат Сафин или Евгений Кафельников?
- Мне нравятся оба. Я сражался и с Маратом, и с Евгением. Сафин, когда был в настроении, просто сносил соперников с корта. Он мощно подавал и великолепно бил с отскока, только вот психологически был порой неустойчив. Кафельников же являлся одним из лучших теннисистов мира в игре на приеме. Евгения всегда нужно было именно обыграть - сам он матч никогда не отдавал. Не стоит забывать и про Чеснокова с Александром Волковым. У этих парней тоже был характер.
- Все ли они, на ваш взгляд, до конца реализовали свой потенциал?
- Ты всегда выигрываешь столько, сколько заслуживаешь. Конечно, Сафин благодаря своей мощи и габаритам был одним из самых талантливых игроков своего поколения. Но если бы побеждать было легко, только талантливые ребята и выигрывали бы титулы. Помимо таланта надо еще упорно работать, быть одержимым и до конца сконцентрированным на том, что ты делаешь.
- То есть талант - это не самое главное?
- Для меня талант - это одержимость своей работой. Хотя многие воспринимают значение этого слова немного иначе.
- На данный момент и в России, и в Германии есть теннисисты, которые входят в первую полусотню мирового рейтинга, а суперзвезд пока не видно. В чем причина?
- Понимаете, не существует какой-то одной системы, которая наверняка поможет вырастить успешного игрока. К тому же для любого теннисиста очень важно найти правильного тренера. Мне в этом плане крупно повезло, как, наверное, и Сафину. Так что в любом случае федерациям надо начинать работу с хорошей тренерской программы, в которую будут вовлечены подходящие для этого люди.
Владас ЛАСИЦКАС
Окончание - стр. 9