ХОККЕЙ
Александр МАЛЬЦЕВ: "ДАВАЙТЕ ПРОСТО ПОМОЛЧИМ…"
На вчерашний матч финальной серии Кубка Гагарина пришло немало легендарных советских хоккеистов, выступавших вместе с Васильевым в "Динамо" и сборной СССР. По их лицам было видно, насколько страшным ударом стало известие о смерти одного из лучших игроков прошлого. С трудом выдавливал слова погрустневший Александр Мальцев, на глаза его тезки Якушева нет-нет да и накатывалась слеза, болью утраты дрожал голос Владимира Юрзинова.
- Я мог бы сказать о Валере много хороших слов, но пока не стану. Еще дня не прошло, как Васильев от нас ушел, поэтому давайте блюсти христианскую традицию. И просто помолчим, вспоминая этого большого человека, - говорил Мальцев.
- С Валерием Ивановичем познакомились в 1968-м, когда нас, молодых и перспективных, впервые вызвали в сборную Союза, - вспоминал Борис Михайлов. - И потом всю жизнь поддерживали теплые дружеские отношения. Васильев был очень простой. Если кто и заслуживал звания "рубаха-парень", то он в первую очередь. Ни звездной болезни, ни следа заносчивости. Про таких, как Валера, мы ласково говорили: "Это настоящий горьковской мужик". Рядом с ним всегда ощущали себя уверенно и защищенно. Когда советская сборная выходила рубиться с канадскими профессионалами и те начинали грязно играть против нас с Харламовым, на помощь тут же летели Васильев и Гусев. И мы знали, что они никогда не дадут нас в обиду.
Это я уже не говорю о том, что Валера - один из величайших защитников в истории нашего хоккея. Безумно жаль, что он ушел. Поскольку его знания и опыт молодому поколению игроков могли бы сильно пригодиться. Память о Васильеве всегда будет светлым местом в моей душе. Буквально пару недель назад созвонились и долго говорили по телефону. "Я плохо себя чувствую", - жаловался он. Но я и представить не мог, что все случится так быстро…
Не сговариваясь с Михайловым, "рубахой-парнем" ушедшего ветерана назвал и Якушев.
- Он любил жизнь во всех ее проявлениях, - вздыхал легендарный спартаковец. - Был добрым, никогда не держал зла на людей. Очень любил правду. Не случайно он был капитаном сборной СССР, носить это звание мог только очень искренний и честный человек. Васильеву и тренеры полностью доверяли, и ребята, которые рядом выступали. Очень жаль, что такие люди так рано покидают нас. Вот и наше хоккейное поколение начинает уходить. Это особенно грустно.
- Васильев - человек-глыба, - говорил Владимир Юрзинов. - Настолько мощный, надежный - и в то же время душевный, тонкий, нестандартный человек. Как никто умел чувствовать несправедливость и боль. Таких людей в нашем хоккее и было-то всего двое. Он и Сологубов. Абсолютно уникальные характеры. Богатыри, защитники всех, кто находится рядом с ними, - и в то же время ранимые, великодушные мужчины. Когда осознаю, что такие, как Васильев, уходят, мне думается: а где его наследники, где достойные личности того же масштаба? Может, разучились на Руси таких выращивать?
Мы с Валерием были очень близки в последние годы. Шестидесятилетие его душевно отметили, старались видеться и созваниваться как можно чаще. И тем больнее было наблюдать за его болезнью, за тяжелыми проблемами со здоровьем. Светлая ему память…
Андрей КУЗНЕЦОВ