ФУТБОЛ
Президент РФС Сергей Фурсенко озвучил новую, пусть и весьма размытую, задумку о смягчении лимита на легионеров.
БЕЗЛИМИТНАЯ ФАНТАЗИЯ
ШИФРОВКИ ОТ ФУРСЕНКО
"Мы, - сказал Сергей Александрович вечером в понедельник в эфире телеканала "Россия 2", - рассматриваем только один вариант ослабления лимита. Возможность иметь на поле одного футболиста, который играет в десятке лучших сборных мира, поскольку он способен усилить чемпионат. Нужны игроки очень высокого качества".
Собственно, этим глава РФС и ограничился.
Дальше события развивались по традиционной схеме. Клубных руководителей очередное ноу-хау привычно привело в недоумение. "Мы не понимаем механизма определения качества футболистов", - сказала в интервью "СЭ" президент "Локомотива" Ольга Смородская. Следом настал черед журналистов. В таких ситуациях, впрочем, нашего брата правильнее назвать специалистами по расшифровке - слов и мыслей Сергея Александровича.
Месяц назад мы точно так же пытались понять идею с введением в чемпионате России плей-офф. Затея провалилась. Оказалось, речь шла и не о плей-офф вовсе, а о некоем финишном отрезке турнира, на котором группа команд "второго эшелона" разыграет между собой путевки в Лигу Европы. Кто мог догадаться? Нам все объяснили гораздо позднее. А до этого страна месяц обсуждала, будут ли в России играть в футбол на выбывание.
Но вернемся к теме лимита и попробуем в ней разобраться. Что непросто. Тем более что вчера вечером Фурсенко в интервью одному из популярных интернет-сайтов озвучил новую, видоизмененную и более подробную версию "правила семи легионеров", где речь идет уже не о топ-десятке, а - внимание! - о топ-двадцатке сборных.
УТОЧНЯЕМ ПРАВИЛА
На первый взгляд решение с предоставлением седьмого легионерского места особо ценному претенденту выглядит безумием. Ведь рейтинг ФИФА обновляется регулярно. Получается, статус некоторых игроков будет плавающим. То он "очень высокого качества", а то уже вроде и "не очень". Есть и другая опасность. "Игрок сборной" - понятие размытое. К примеру, в Латинской Америке давно существует практика заигрывания футболистов за национальные команды, чтобы трансферная стоимость игроков росла, а зарплатный аппетит утолялся. Не думаю, что опытным агентам составит много труда "пробить" своим клиентам парочку "товарняков", если в этом заинтересованы покупатели из России. Получается, идея усилиться игроком "высокого качества" оборачивается фикцией.
Однако избежать подстав и неопределенного статуса можно. Во-первых, нужно назначить конкретную дату (к примеру, дни открытия летнего и зимнего трансферного окна), которая станет определять отношение к футболисту на ближайшие полгода. Во-вторых, установить для игрока некий процент матчей за сборную, в которых необходимо поучаствовать за определенный период. Похожая система существует в Англии при выдаче футболистам рабочих виз. На британском экзамене "проходной балл" - 75 процентов от всех игр сборной в течение двух лет.
И тогда "правило Фурсенко" уже не выглядит нелепицей. Оно начинает работать. Если в день Х ты член сборной из топ-20 и отыграл за нее за последние, допустим, 12 месяцев установленное количество встреч - 75 процентов, то милости просим на дополнительное легионерское место! Если же твоя сборная далека от вершин или ты вызываешься в сильную команду нерегулярно - не обессудь. У тебя есть год, чтобы твоя сборная поднялась в рейтинге, а сам ты стал в ней важным звеном. А пока для тебя есть шесть обычных легионерских мест. Предназначенных для футболистов не высокого, а любого качества.
Такой подход, конечно, сулит дополнительную головную боль сотрудникам спортивных департаментов клубов и РФПЛ. Но если это часть их работы - что их жалеть? Справятся, пусть и попыхтят, высчитывая, есть ли у футболиста нужный процент. В Англии же справляются, в конце концов.
ЗИЛЬБЕРБАУЭР КРУЧЕ, ЧЕМ ЭТО'О С КУРАНЬИ
Впрочем, даже такой систематизированный подход не лишен изъянов. Вот несколько ярких примеров.
На данный момент в первой двадцатке рейтинга ФИФА отсутствуют Камерун, Украина, Босния. Таким образом, игроками "очень высокого качества" не будут считаться Это'О (многократно лучший футболист Африки), Воронин, Мисимович (рекордсмен бундеслиги по количеству баллов по системе "гол+пас" за сезон). А также Кураньи, который в сборную Германии не вызывается.
Зато с распростертыми объятиями в России примут, создав дополнительные рабочие места, таких футболистов, как Микаэль Зильбербауэр, Лассе Шене и Ники Цимлинг. "Кто все эти люди?" - спросите вы. Отвечаю: они - крепкие игроки обоймы не менее крепкой сборной Дании (девятый номер в рейтинге, между прочим!), которую, напомним, россияне недавно на выезде победили в товарищеском матче 2:0. Безусловно, все эти товарищи заслуживают уважения за свои спортивные заслуги и, бесспорно, могут считаться качественными игроками. Но разве может Зильбербауэр сравниться с Кураньи? Неужели Цимлинг заслуживает более благосклонного отношения, чем Мисимович? А Это'О разрыдается, узнав, что его сочли "менее качественным", чем Фетфатзидиса, Зарадукоса или Митроглу из идущей 12-й Греции.
Если уж на то пошло, введи Сергей Александрович правило седьмого легионера прямо сейчас, то право претендовать на льготу, скорее всего, получили бы: Кришито, Бруну Алвеш и Данни из "Зенита", Вернблум, Думбья и Гонсалес (если когда-нибудь вновь начнет играть) из ЦСКА, Пареха и Макгиди из "Спартака", Плетикоса из "Ростова", в перспективе - Траоре и Лоло из "Кубани".
При этом игроков каждые полгода будут ждать сюрпризы - приятные и неприятные. Австралию (21-е место) и Ирландию (18-е) разделяют в рейтинге всего 30 баллов. Если одни поднимутся, а другие упадут на три строчки вниз, то Уилкшир может устраивать маленький праздник и звать друзей, а Макгиди - утирать слезы. Один лишится допместа, второй его получит. Просто потому, что сборная первого сыграла чуть лучше, а второго - чуть хуже. Мастерство самих Уилкшира и Макгиди при этом не меняется.
ПРОДОЛЖАЕМ РАСШИФРОВКУ
Но дорогого ли стоят все наши рассуждения по поводу высказываний Фурсенко о лимите на легионеров, о новой системе проведения чемпионата, о раскрытии договорняков, о мировом чемпионстве и прочем? С некоторых пор складывается впечатление, что глава РФС нарочно забрасывает "в народ" свои или кем-то подсказанные идеи в весьма сыром виде, чтобы публика их приготовила, сдобрила майонезом и кетчупом, проглотила, переварила. А потом - два варианта. Либо продукт, уж извините, вывернет из организма обратно. Либо общество насытится и скажет: "Ням-ням, а в этом что-то есть!" Как сказало про нынешний турнир двух восьмерок.
Наша фантазия по поводу лимита, увы, не безлимитна, как у Сергея Александровича. Но котелки наши кое-как, но все-таки варят. Поэтому мы и дальше готовы ловить выпархивающие из уст футбольного руководителя мысли, додумывать их, уточнять или ждать, пока он уточнит их сам.
Так пусть священный фонтан прекрасных идей бьет и дальше! Пусть он не иссякнет никогда.
В завершение же хочется процитировать Германа Ткаченко. "Владельцы клубов премьер-лиги, - сказал недавно этот влиятельный в мире российского футбола человек, - ждут от Фурсенко реальных дел. А не только бла-бла-бла".
Дмитрий СИМОНОВ
P . S . Не исключено, что совсем скоро г-н Фурсенко заведет речь уже не о топ-10, не о топ-20, а о топ-50 командах. "Спорт-Экспресс" за это ответственности не несет.