ФУТБОЛ
До EURO-2012 - 13 дней
Специальный корреспондент "СЭ" знакомит читателей с "легионерами" в составе соперника России по групповому турниру .
ПОЛЬСКИЙ ИМПОРТ
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Лиенца |
Когда-то поляки ковали славу французского футбола. Кто не знает имя Раймона Копа, обладателя "Золотого мяча" 1958 года? Но не всем известно, что его настоящая фамилия - Копашевски. Вместе с ним на ЧМ-1958 за " трехцветных" играл Мариан Виснески (Вишневски), а в запасе тогда пребывал Стефан Брюэи, еще один игрок польского происхождения.
Поляки приехали во Францию в массовом количестве после Первой мировой войны - работать на шахтах. На севере страны появились команды с названиями "Рух", "Висла", "Полония", "Погонь". Первым поляком во французской сборной стал на ЧМ-1938 футболист, которого все называли просто Игнасом, хотя фамилия у него была другая, самая что ни на есть распространенная, - Ковальчик. В 50-е годы, когда подросли дети иммигрантов, поляки составляли во Франции 10 процентов профессиональных футболистов! "Ланс" иногда выходил на матчи целиком польским. Когда в 1948 году в финале Кубка Франции встретились "Лилль" и "Ланс", поляков было на поле в общей сложности девять.
Польская помощь футболу Германии вообще свежа в памяти. Мирослав Клозе, Лукаш Подольски, Петр Троховски стали немцами потому, что в детстве сменили по воле родителей страну проживания.
И вот теперь пошел обратный процесс. Франция и Германия поставляют игроков не только в Африку, но и в Польшу. Четверо футболистов "Кадры" если и изъясняются на польском, то только на простейшем, и отвечать на нем на вопросы журналистов никак не способны. Двое из них - Себастьян Бениш и Эуген Полански - родились в Польше и так же, как перечисленные игроки бундестим, в малолетстве ее покинули. Бениш даже земляк Подольски: оба появились на свет в Гливице. Двое других - Людовик Обраньяк и Дамьен Перкис - уроженцы Франции, получившие польские паспорта на основании происхождения.
Для Обраньяка это не составило особого труда. Гражданство ему перешло по наследству от деда, что предусмотрено польским законодательством. 12 августа 2009 года в товарищеском матче в Быдгоще с Грецией Обраньяк дебютировал в составе национальной команды.
У Перкиса же возникли юридические осложнения. Его бабушка по материнской линии - полька, но некоторые нужные документы в семье были утеряны. Дело тянулось два года. В конце концов центральный защитник "Сошо" получил гражданство в сентябре прошлого года указом президента Бронислава Коморовски, к которому обратился с просьбой главный тренер Францишек Смуда.
В том же месяце Перкис впервые сыграл за Польшу - в товарищеском матче с Германией (2:2) в Гданьске. Тогда-то и разразился гневной отповедью ветеран польского футбола Ян Томашевски. Лучший вратарь ЧМ-1974 ударился сейчас в политику и избрался в сейм от консервативной партии "Закон и справедливость", эксплуатирующей националистические идеи. Перкиса депутат назвал "французским футбольным отбросом, которому не удалось добиться успеха у себя в стране". "Мне противно видеть, что он носит майку с белым орлом, в которой настоящие поляки выигрывали медали для Польши", - заявил бронзовый призер мирового первенства-1974 и обладатель серебряной медали Олимпийских игр 1976 года. Перкис подал на 64-летнего политика в суд.
Стоппер "Сошо" отрицает, что последовал примеру Обраньяка. Он, мол, самостоятельно пришел к мысли о польской сборной еще в 19-20 лет. Особых достижений у игрока, в карьере которого значатся также "Труа" и "Сент-Этьен", нет, но мощный центральный защитник, очевидно, нужен "Кадре" - иначе Смуда не обращался бы к главе государства. Да и общественное мнение в Польше в первую очередь заинтересовано в результате. В свое время федерация подвергалась критике за то, что "прозевала" Подольски и прочих немцев. В преддверии домашнего Euro ей не до щепетильности.