ХРОНИКА
Александру ФЕДОРОВУ - 50
Шутки обычно шествуют по редакции впереди него. Сначала из коридоров доносится голос, раздающий всем спорт-экспрессовским "сестрам" по бодрой серьге, затем появляется сам Федоров. Идет направо - каламбурит, налево - байку говорит. Сеятель хорошего настроения - таков наш сегодняшний юбиляр.
Совместная командировка с Федоровым для редакционных "карандашей" (так называют пишущую братию сами фотографы) - что-то вроде большого бонуса. Потому что и отснято все будет по высшему разряду, и приподнятая атмосфера в бригаде гарантирована, и дело с потехой никогда не поменяются местами, но и не затмят, однако, друг друга.
Отдел футбола знает это особенно хорошо. В том числе и потому, что футбол - абсолютный федоровский конек. Этот вид спорта отвечает взаимностью на ту любовь, с которой трехкратный обладатель премии "Стрелец" и "Золотой глаз России"-2007 по версии Международной гильдии профессиональных фотографов его, футбол, документирует.
Прошерстите, не сочтите за труд, нашу еженедельную рубрику "Кадр тура". Более половины говорящих, а иногда и кричащих без всякой подписи снимков - его, федоровские, сюжеты. Вспомните лучшие первые полосы "СЭ", на которых подчас не фотографии подбирались под комментарий, а текст был производным от фото. Снято лучше, чем сказано: безусловный российский авторитет Федоров, который в профессии, страшно сказать, с 1984 года, горазд на такие штуки.
Кто из нас, снимая стадион "Миллениум" в Кардиффе, догадался бы швырять одной рукой камни в валлийскую речку? Федоров швырял. Потому что каменная махина выглядела безжизненной, а на речных камнях топтались чайки. Пугаясь и взлетая, они оживляли кадр, но для одного хорошего снимка мастеру потребовалось перекидать чуть ли не центнер камней.
А помните три голевые передачи Карвалью в финале победного для ЦСКА Кубка УЕФА-2005 и лиссабонского старика, снявшего перед бразильцем шляпу на снимке Федорова? Сейчас уже можно рассказать: это обошлось фотохудожнику в 5 кровных евро. Но насколько же органично все легло на газетную полосу!
А пчела, жужжащая у щеки Курбана Бердыева, который полностью погружен в предыгровой транс? Ее нужно было заметить, выцелить, дождавшись единственно нужного момента, при том что всех уже гнали из технической зоны!
В Солт-Лейк-Сити-2002 Федоров полз полтора километра в гору по грязной снежной каше - снимать бобслей. А когда дополз, осознал: объекты съемки в ледяном желобе делают мимо его объектива очень быстрый "вжик". И фотографировать их можно разве что для тренировки пальца, но никак не для серьезной сюжетной композиции. Тогда-то и возникла в юбиляре легкая нелюбовь к Олимпиадам. А жаль: олимпийские номера "СЭ" от его работ точно не проиграли бы.
С другой стороны, Александру Владимировичу, как ни сложно примерить это словосочетание на нашего молодого фотопоэта, - всего полтинник. И с Олимпиадами, даст бог, мы его еще поженим. А пока - сразу после юбилея - командировка на Euro. Ждем новых снимков, от которых захватывает дух!