Газета Спорт-Экспресс № 117 (5885) от 31 мая 2012 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 мая 2012 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА

Вчера в Инженерном корпусе Третьяковки завершился матч за мировую шахматную корону между чемпионом мира Вишванатаном Анандом (Индия) и претендентом Борисом Гельфандом (Израиль). Ананд, выиграв тай-брейк со счетом 2,5:1,5, сохранил титул.

АНАНД СОХРАНИЛ ТИТУЛ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Москвы

Шахматы с ускоренным контролем - это тоже шахматы, просто немного меняется ритм, и вместо семи часов, отпускаемых в классике, надо уложиться в 50 минут с "хвостиком". Вот этого-то "хвостика" претенденту Гельфанду оказалось маловато для борьбы с самым быстрым шахматистом мира. Хотя все вокруг и говорили, что Борис - мастер концентрироваться в трудную минуту и в кубковых тай-брейках зачастую брал верх над шахматистами гораздо более молодыми, но... Выяснилось, что Кубок мира и матч за мировую шахматную корону - две большие разницы, как говорят в Одессе (там, кстати, Борис выигрывал очень престижный трофей - кубок Ассоциации шахматных профессионалов по быстрой игре).

Как и ожидалось, в быстрой игре соперники применяли те же самые дебютные разработки, что и в классике.

В первой партии, в которой белые были у Гельфанда, после солидного и спокойного дебюта (Славянская защита) на доске полыхнул тактический смерч. Сначала белые попросту зевнули пешку, и шансы Ананда на победу возросли. Потом черные допустили промах, сделав неудачный ход королем, и возросли шансы Гельфанда. А потом произошли массированные размены, ситуация упростилась, и дело закончилось ничейным ладейным концом.

Во второй встрече Ананд, игравший белыми, решил проверить соперника в том же варианте Сицилианки с 3.Cb5, который дискутировался в 10-й и 12-й партиях классической части матча. И выложил на стол козыри: его седьмой ход был интересной новинкой. Черные рокировали в "длинную", и вокруг их короля стали несколько сгущаться тучи. Дабы обезопасить себя от прямых угроз, израильский гроссмейстер пошел на размен чернопольных слонов (15...Сd6), после чего Ананд забрал важную пешку на поле с5.

Гельфанд нашел блестящий спасительный шанс (23...Сс8!), дающий черным хорошую контригру. Однако поиски лучших продолжений отняли у него очень много времени, и остальную часть партии он провел в чудовищном цейтноте. А "остальная часть" - это ходов 30! И все эти 30 ходов Борис провел, когда на часах оставалось то 20 секунд, то 12, то 2 (!) И не удивительно, что вместо "законной" ничьей (она, как говорят профи, "стояла на доске") партию он загубил. Ананд вышел вперед.

Но, пожалуй, самой драматичной выдалась третья партия микроматча. В ней игравший белыми Борис получил в Славянской защите огромное преимущество - после грубых ошибок соперника. Однако, добившись стратегически выигранного положения, Гельфанд вновь загнал себя в жестокий цейтнот, в результате ему не хватило драгоценных секунд для того, чтобы воплотить преимущество в полноценную "единицу". Очень обидная для Гельфанда ничья.

Перед претендентом во весь рост вставала чудовищно трудная задача: выиграть "по заказу" у чемпиона мира. Черными. Но для того, чтобы воплотить в жизнь эту амбициозную задачу, необходимо для начала получить не просто равную, а лучшую позицию. По всем показаниям вряд ли это было реально. Но... Ананд где-то перемудрил, где-то продешевил, и Гельфанд получил-таки черными лучшую позицию!

Но вновь, крайне нерационально расходуя драгоценное время, Борис попал в тяжелейший цейтнот, вновь важнейшую часть партии ему пришлось вести на секундах и вновь не удалось воплотить свое преимущество в нечто реальное.

На пресс-конференции после матча Ананд сказал:

- Тай-брейк складывался очень напряженно, я не знаю, правильно ли я играл, но, наверное, достаточно разумно. В первой партии были большие осложнения, которые привели к ничьей. Во второй Борис очень хорошо защищался, и в принципе, с учетом того материала, который оставался на доске, должна была быть ничья. В третьей партии я просто "потерялся", и Борис имел реальные шансы сравнять счет. В четвертой я тоже мог проиграть. Как правило, когда оказываешься в такой ситуации, когда ты ведешь в счете, появляется большой соблазн играть на ничью...

- В целом, когда я думал об этом матче, - продолжал Ананд, - я понимал, что никто из нас не будет иметь преимущества. Наверное, надо было с этим смириться и исходить из того, что борьба будет равной. В таких условиях цена одной ошибки возрастает необыкновенно. Поэтому я старался прежде всего не ошибаться. Конечно, и Борис старался не совершать чего-то необдуманного. Нас порой спрашивали: может, мы тянем время, чтобы перевести матч в тай-брейк? На самом деле это было не так, просто борьба была исключительно равной, с малым количеством ошибок. Таким образом были сыграны первые шесть партий, которые закончились вничью.

Поражение в седьмой партии явилось для меня большим ударом. К счастью, мне удалось выиграть следующую. Дальше борьба была равной. В 12-й партии были продемонстрированы интересные идеи. В частности, Борис, как мне кажется, нашел просто гениальный ход с5-с4.

Нельзя сказать, что в тай-брейке торжествовала некая справедливость в этом матче. Это не так. Нас с Борисом мало что разделяет в качестве игры. Но в этом матче Судьба склонилась в мою сторону. Я победил.

Сегодня в Инженерном корпусе Третьяковки состоится церемония награждения. Как стало известно корреспонденту "СЭ", чемпион мира кроме положенного ему чека на полтора миллиона долларов, красивого Кубка, специально изготовленного российскими умельцами, и золотой медали за победу в матче получит от Российской шахматной федерации очень красивое "чемпионское" кресло из болгарского бука, спинка которого выполнена в виде шахматного короля.

Сидеть на "королевском" кресле королю шахмат будет комфортно. До следующего матча. Среди тех, кто будет отбираться на новый матч с Королем, будет и Гельфанд. Остальных, надеюсь, вы помните: Карслен, Аронян, Крамник, Иванчук, Свидлер, Грищук и Раджабов.

Вторая темпо-партия

Вишванатан АНАНД (2799) - Борис ГЕЛЬФАНД (2739) - 1:0