ФУТБОЛ
Евгений ГИНЕР: "ЗА ПРОШЛЫЙ СЕЗОН ПОСТАВИЛ БЫ СЕБЕ ТРОЕЧКУ"
Продолжение. Начало - стр. 1
НАШ ФУТБОЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, И РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ
- Хотелось бы услышать из ваших уст оценку прошлого сезона ЦСКА. Можно ли его назвать провальным?
- Я бы сказал, что он получился неоднозначным. Провальным - точно нет, хотя бы из-за выхода в плей-офф Лиги чемпионов. Что касается чемпионата России, то третье место - это, конечно, совсем не то, к чему мы приучили весь футбольный мир. Поэтому и назрела небольшая перестройка в команде, которой мы сейчас и займемся. То, что при этом мы не попали в Лигу чемпионов, облегчит ее проведение.
- Такого, чтобы ЦСКА набирал в двух решающих матчах с немотивированными соперниками одно очко, мы припомнить не смогли. Ваши чувства в те дни?
- Это футбол. Кто, к примеру, мог сказать, что "Барселона" в Лиге чемпионов уступит "Челси", а "Реал" - "Баварии"? Естественно, радоваться третьему месту в ЦСКА никто не будет, но если мы заняли именно его, значит, заслужили.
- Если вы говорите о перестройке, выводы по окончании сезона были сделаны неутешительные. Чего же, по-вашему, не хватало ЦСКА прошедшей весной?
- Выводы сделаны - соответствующие ситуации. Но я не считаю, что мы все потеряли весной, гораздо больше очков недосчитались прошлой осенью. Но там много разных причин, в том числе и таких, предусмотреть которые было невозможно, - взять хотя бы травмы ведущих футболистов. А когда все начинает идти невпопад, игроки испытывают сильный стресс и команда действует несколько иначе, более нервно, а значит - слабее.
- То есть в основе неудачного выступления лежат исключительно объективные причины?
- Естественно, нет. Мы допустили немало ошибок. Сейчас их внимательно проанализировали и, надеюсь, не допустим подобного в дальнейшем.
- Что вы понимаете под "перестройкой"?
- Не то, что Михаил Сергеевич Горбачев (улыбается). Прежде всего - обновление, освежение команды. И в кадровом, и в техническом, и в тактическом плане. Наша игра должна доставлять удовольствие, но при этом быть сбалансированной, прагматичной. Не хотим никому подражать, даже "Барселоне", хотим играть в свой футбол, но он должен быть и привлекательным, и результативным. Кого-то возьмем, кого-то отпустим, больше внимания уделим физической подготовке, которую в прошлом году "пятеркой" оценить было трудно.
- Это камень в огород тренера по физподготовке Паулино Гранеро?
- Ни в коем случае. Считаю Паулино сильным специалистом, его работой в клубе довольны. А если бы я имел камни в его огород, он бы уже не работал в ЦСКА (улыбается).
- Кому вы предъявили главные претензии по поводу неудачного результата?
- Себе. Сел перед зеркалом и все высказал. У нас в клубе, что бы ни произошло, всегда будет виноват только один человек. Команда останется за моей спиной при любом раскладе, никакие претензии предъявлять ей никому не позволю - высказывайте все мне. А вот то, о чем мы говорим между собой, - исключительно внутреннее дело. Вы же никогда не вынесете на публику разговоры в семье, тем более если они нелицеприятны? Вот и у нас так.
МЕНЯТЬ СЛУЦКОГО НЕОБХОДИМОСТИ НЕТ
- Почему вы не приняли прошение Леонида Слуцкого об отставке?
- Я отклонил его просьбу сразу, потому что считал и считаю Леонида Викторовича хорошим тренером, который должен довести свою работу до достижения тех целей, которые и он сам, и мы перед ним ставим. Мы стремимся к настоящему шоу на поле, к полным трибунам, к медалям и кубкам. Тем более что тогда гораздо приятнее будет отвечать на ваши вопросы, объясняя, почему именно мы стали первыми (улыбается).
- А вы знаете, что у большой части армейских болельщиков отношение к главному тренеру сейчас, мягко говоря, далеко от идеального?
- А разве может быть иначе, если результат ниже того, что ожидался? В футболе всегда так: победителей любят, проигравших ругают. Не надо только забывать, что любой, даже самый сильный тренер - всего лишь человек, а человеку свойственно ошибаться. Как и президенту клуба - наверняка я кого-то не взял в нужный момент или кого-то не отпустил. Или футболистам - кто-то не забил в решающий момент, а кто-то недобежал за соперником. Тех, кто не ошибается, в нашем мире нет - поэтому нужно не концентрироваться исключительно на недоделках, а класть на виртуальные весы все, что человек (в данном случае - Слуцкий) сделал положительного и что - отрицательного. Первая чаша абсолютно точно перевешивает.
Что же касается допущенных ошибок, то о них и сам Леонид Викторович, и игроки прекрасно знают. Мы все вместе их анализируем и стараемся все сделать, чтобы искоренить.
- С армейскими болельщиками вы в последнее время общались?
- Я постоянно с ними общаюсь. А в ближайшее время состоится наша традиционная предсезонная встреча.
- Приход в клуб такого специалиста, как Валерий Непомнящий, свидетельствует о том, что у тренерского штаба нет больше права на ошибку?
- Нет. Более того, соглашаясь на работу у нас, Валерий Кузьмич сразу оговорил, что он - ни в коем случае не наблюдающий за тренером. Да и мы брали его совсем не для этого - Владимиру Максимовичу Салькову, который много лет исполнял у нас функции спортивного директора, здоровье, к сожалению, уже не позволяет трудиться с прежней отдачей. Поэтому мы и искали человека, способного его заменить. Максимыч остается в клубе, но мы его теперь разгрузили.
- И тем не менее: если что-то пойдет не так, у вас в штате есть готовый главный тренер, верно?
- Нет, в таком аспекте мы ситуацию не рассматриваем. У нас и так был готовый тренер - Александр Гришин. Да и тот же Виктор Онопко работает хорошо. Скажу больше: будь такая необходимость, мы нашли бы тренера в Европе. Моуринью к нам, конечно, не поехал бы, но квалифицированных и доступных специалистов хватает. Но подобной необходимости сегодня нет.
А рассуждения о том, что мы брали Кузьмича с прицелом на пост главного тренера, - не более, чем досужие разговоры.
ВЫБРАЛ ШАТОВ "АНЖИ" - И БОГ С НИМ
- Почему из молодежного состава, выигравшего чемпионат России, никто пока так и не закрепился в основе?
- А почему ни один футболист из победного состава чемпионов Европы 1989 года рождения не играет в премьер-лиге?.. У меня нет ответа на эти вопросы. Наверное, есть какой-то барьер, который надо переступить, чтобы попасть в основную команду, и не все при нашем менталитете готовы к этому. Кто-то заражается звездной болезнью, кто-то останавливается в развитии.
- Что для вас приоритетнее - первое место среди молодежных составов или…
- Или. Рад буду, если в ближайшие два года пара-тройка наших ребят попадет в стартовый состав. Это будет потрясающим показателем! Но во всем мире существует проблема взросления, переходного периода - и многие теряются на этом пути.
- С игроками какого минимального возраста вы подписываете контракты?
- 14 лет - раньше по закону нельзя. Ребята начинают хоть какие-то деньги зарабатывать. По три-пять тысяч рублей на личные нужды.
- Совсем другая проблема в ЦСКА с вратарями. Вслед за уже засветившимися Ревякиным и Исуповым подтягиваются Помазун, Скрипник, Карпов. Что делать, чтобы дать возможность заиграть каждому, тем более когда в команде есть такая глыба, как Игорь Акинфеев?
- Купить еще команд пять - и они все будут играть (улыбается). Вот видите как получается: у нас не хватает молодых полевых игроков - плохо, хорошо работает вратарская школа - опять плохо.
- А если серьезно, вы думали над этим?
- Да, думал. Это не проблема, это - радость. Все ребята, которые занимались у нас в школе, выросли и стали приличными вратарями, попасть в первую команду не могут. И это при том, что в ней играет один из лучших вратарей Европы. Не моя оценка, а общепризнанный факт.
- Так что же делать остальным?
- Доказывать, что они лучше. Ничего постоянного в этом мире нет. Когда появился Игорь Акинфеев, у нас был Веня Мандрыкин, потрясающий вратарь. Но Игорь его переиграл. Надо быть уверенным в себе и постоянно доказывать, что ты сильнее. Те же Ревякин с Исуповым вполне способны на такое. Главное, чтобы уверенность была не только в мозгах, но и во всем остальном. Большинство из нас считают себя лучшими, но на деле так оказывается не всегда.
- Если говорить о покупке молодежи, какие-то выводы из истории с Шатовым вы сделали? Насколько нам известно, у вас резко ухудшились отношения с "Уралом" и вы теперь на другие клубы ориентируетесь, когда отдаете футболистов в аренду.
- С "Уралом" у меня отношения из-за Шатова не улучшились и не ухудшились. У меня с ними не было отношений! Когда "Урал" просил наших игроков в аренду, мы давали. Теперь не хочу, поскольку там они в большинстве случаев сидели на скамейке. Пусть в таком случае футболист будет лучше у нас тренироваться или пойдет в ту команду, где на него реально рассчитывают.
Зачастую же бывает так: у нас просят игрока, а потом отправляют в запас. Быть может, из-за того, что переоценивают его возможности по матчам за армейскую молодежку. А на скамейке еще ни один футболист не вырос, по крайней мере я таких примеров не знаю. Надо играть! А для этого, как вы догадываетесь, необходимо выходить на поле.
У тех же представителей "Урала" мы по нескольку раз переспрашивали, будут ли наши ребята играть, действительно ли в них заинтересованы? Может, еще посмотрите, подумаете, определитесь, но дайте нам в конце концов конкретный ответ: мол, мы на этого футболиста рассчитываем. Не как на резервиста, готового в случае чего подменить вашего, а как на игрока основного состава. Понятно, что если футболист стал вести себя как-то не так, задурил, снизил к себе требовательность, тогда, конечно, никто на поле его не выпустит, играть будет другой, сильнее него. Но только изначально не надо парня брать на замену.
- И все же, какое ваше резюме по истории с Шатовым?
- Да никакого! Выбрал Шатов "Анжи" - и бог с ним. Это эпизод, который, скажу честно, в жизни прошел незамеченным. Думаю, Господь нас отвел, не потратили зря деньги.
АКИНФЕЕВ ВЫДЕРЖИТ - ОН УСТОЙЧИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
- Вы общались с Игорем Акинфеевым после чемпионата Европы?
- К сожалению, пока не получилось, я уезжал по своим делам.
- Любопытно его психологическое состояние в связи с тем, что он оказался вторым вратарем в сборной…
- Оно у Игоря всегда отличное. Он морально и психологически очень устойчивый человек.
- А как вы сами отнеслись к тому, что он остался вторым?
- Знаете, когда Валерий Георгиевич Газзаев параллельно с работой в ЦСКА возглавлял сборную России, один журналист мне говорил: дескать, вот он специально тащит в сборную своих и тому подобное. Да это не так. Конечно, раз тренер привлек их в свой клуб, значит, считает их лучшими на своих позициях. Да, кого-то не удалось пригласить, на эти места в сборную зовут из других команд.
Скажу вам откровенно: на мой взгляд, в ЦСКА самые хорошие футболисты, самые хорошие люди. Бывают те, в ком мы разочаровываемся, их отпускаем. Конечно, мне хотелось бы видеть нашу сборную, составленную полностью из игроков ЦСКА. Хотя понимаю, что есть очень хорошие игроки в других клубах. Но при этом мне всегда обидно, когда наш футболист на скамейке, а какой-то другой играет. Поскольку наш для меня лучший!
Это как наши дети. Хорошие они или чуть хуже, но для нас они - самые лучшие! Тем более вот эти мальчишки - ну для меня мальчишки, а теперь уже мужчины, - которые ездили в сборную. Да они у меня в клубе с 18 - 19, а кто-то и с 17 лет. Они выросли у меня на глазах, в них мной вложен какой-то житейский ум, конечно, в обиду их никому не дам.
МЫ И НЕ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ СТАДИОН ЦСКА ПРИНИМАЛ ЧЕМПИОНАТ МИРА
- Что со строительством стадиона ЦСКА?
- На определенном этапе мы решили, что без полного и окончательного комплекта бумаг на строительство мы строить не будем. Не знаю почему, может, в связи с тем, что выборы проходили, задерживается экспертиза. Но ее вот-вот должны завершить. Как только это произойдет, в течение недели, если не ошибаюсь, в мэрии должна собраться комиссия, подписывается разрешение на начало работ - и мы тут же приступаем. У нас все договорено, все контракты подписаны, рабочие и техника готовы выйти на строительную площадку.
- Какой понадобится срок на возведение арены?
- Сам стадион - ну то есть, чтобы футболисты могли выйти на поле - строится порядка 18 месяцев. Все остальное - инфраструктура, которая имеется на территории, кое-какие отделочные работы - увеличивает строк до 24-30 месяцев. Но это уже не мешает проведению матчей. Другими словами, от момента подписания окончательного разрешения на строительство до первого матча на новой арене пройдет плюс-минус полтора года.
- Почему будущий армейский стадион не попал в число тех, что будут принимать ЧМ-2018?
- А мы не очень-то и хотели. Во-первых, пришлось бы корректировать вместимость, а во-вторых - ну сыграют там один-два матча, какой смысл?
- Может, вы могли в этом случае получить дополнительное федеральное финансирование?
- Нет. Государство нам и так помогает, и я очень благодарен руководству страны. Нам дают очень хороший кредит, часть своих денег мы уже вложили, надо еще чуть-чуть.
Я знаю, как, к примеру, делалось на Украине. По всем объектам, которые попадали в строительную программу Euro-2012, часть кредитных процентов за них возвращает государство. Если бы наш стадион был муниципальным, тогда другое дело, но наша арена будет частной. А такого не бывает, чтобы государство нам построило, а мы пользовались. Потому мы не стремились заполучить игры чемпионата мира. Но договорились, что наш стадион, возможно, попадет в число резервных, будет использоваться для тренировок сборных. Также базу нашу предоставим для тренировочных занятий.
30 тысяч зрителей для ЦСКА в самый раз. Трибуны будут заполняться все время. А увеличивать вместимость до 50 - 60 тысяч, чтобы чаша заполнялась на какие-то три - четыре матча в чемпионате, неправильно.
Да, уже долго продолжается эпопея со стадионом - менялись законы, руководители… Потому, повторюсь, мы и решили собрать все бумаги. Заключительная экспертиза не плод бюрократии, а очень внимательная проверка каждого винтика, каждого метра бетона. Вообще-то на экспертизу отводится 30 дней, мы сдали документы чуть раньше, но мы молчим, поскольку прекрасно понимаем: это огромное сооружение, все нужно тщательно проверить, поскольку туда будет приходить огромное количество людей. Поэтому еще немного задерживаемся.
- В грядущем сезоне где будете играть?
- В Лужниках и Химках. Хотели начать на БСА, но там запланирован концерт, потому стартуем на подмосковной арене.
- График на осень уже есть?
- Наверное. Знаете, вы, журналисты, регулярно говорите: мол, я такой хороший менеджер и прочее, прочее. На самом деле мною собрана профессиональная команда, у меня работают хорошие ребята, а я умею их организовать. Есть какие-то рутинные моменты, о которых вы меня спрашиваете, я в них даже не вникаю.
- Что-то никак не поймем: вы все-таки дилетант или хороший менеджер ( смех в зале) ?
- Я сказал, что это вы делаете из меня хорошего менеджера (улыбается). Если же говорить серьезно, сегодня у меня очень хорошие отношения почти со всеми президентами и хозяевами топ-клубов из Англии, Испании, Германии… Они с удовольствием открывают для меня двери, показывают клубное устройство - и я не стесняюсь у них учиться. У них все наработано столетиями, а у нас по 10 - 15 лет опыта. Мы еще младенцы.
Окончание - стр. 3