ДО ОЛИМПИАДЫ-2012 - 10 ДНЕЙ
В Лондон начали прибывать спортсмены, и едва ли не первыми их встречают сотрудники антидопинговых служб, приготовившиеся привести в исполнение беспрецедентный план по количеству собранных за время Игр допинг-проб. Станет ли это гарантией того, что во время Олимпиады скандалов не будет? Разумеется, нет. Скандалы обязательно будут. Остается верить в то, что в них обойдется без россиян.
ДОПИНГ: ЧТО В МЕНЮ ЭТИМ ЛЕТОМ?
Сергей БУТОВ
Нет никаких сомнений в том, что в Лондон поедет "чистая" олимпийская сборная России. Для того и существует так называемый выездной контроль, который в российские времена эффективным стал далеко не сразу. Но все же стал.
Что будет дальше, зависит исключительно от здравого смысла самих олимпийцев. Валюта эта, как нам известно, не так уж тверда, особенно когда на кону человеческие амбиции и материальные блага, но другой валюты у нас нет и не будет.
Сезон-2012 в разгаре, но уже ясно, что до чистоты рядов российскому спорту по-прежнему далеко. Совсем недавно, в начале июля, громче желаемого прозвучали имена Евгении Зинуровой, Наили Юламановой и Светланы Клюки - первых в истории России спортсменов, дисквалифированных за абнормальные показатели биологических паспортов.
Возник резонный вопрос: а что вообще происходит в российском допинговом мире? На чем конкретно ловят наших спортсменов? И насколько часто?
РАСТИМ МУСКУЛЫ
Открытых данных по дисквалификациям в 2012 году, за исключением неофициальных, пока не существует. Последние официальные относят нас в год 2011-й, когда российские спортсмены, включая представителей паралимпийских и неолимпийских видов спорта, сдали 108 положительных допинг-проб. Более половины из них - 59 - пришлось на летние олимпийские виды спорта, что вполне объяснимо, учитывая масштабы тестирования.
В летних видах было забрано 13,5 тысячи проб - при том что в целом в России за 2011 год было проведено около 20 тысяч проверок. Не исключено, кстати, что это был лучший результат сезона в мире среди всех антидопинговых организаций, если пользоваться легкоатлетической терминологией. На сайте антидопингового агентства США (USADA) до сих не пор не доступен годовой отчет этой организации за прошлый год, однако известно, что в 2010-м в олимпийском и паралимпийском спорте США было проведено 8 тысяч проверок. Тогда как Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) в том же 2010-м провело 15 тысяч тестов.
- Если говорить о количестве дисквалификаций за 2011 год, то Россия находится в общем мировом тренде, - считает исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев. - То, что выделяет Россию в числе стран-конкурентов в олимпийском движении, так это количество проб с содержанием анаболических стероидов группы S1.
Самого беглого взгляда на статистику допинговых нарушений достаточно для того, чтобы сделать вывод: в российском спорте "анаболическая эпоха" отнюдь не осталась в прошлом. 45 процентов всех выявленных у наших спортсменов запрещенных препаратов относятся к той самой группе S1 - анаболическим агентам. От хорошо знакомых еще с 1980-х годов названий - метандиенон (9 выявленных случаев), станозолол (7), нандролон (5) - рябит в глазах. Все это старые "друзья" российских спортсменов, которые, правда, никакого профессионального вызова для современных антидопинговых специалистов не представляют. Камаев этого не скрывает.
- Надежные методики их выявления существуют с давних времен. Попытки видоизменять и трансформировать саму молекулу позволяют улучшать сроки по выведению, но существенно на ситуацию с выявлением это не влияет. Все анаболики, пролонгированные или короткоживущие, детектируются очень хорошо...
Российские спортсмены продолжают массово употреблять (а затем попадаться) стероиды по довольно простой и даже логичной причине - лучшего средства быстро прибавить в мышечной силе в скоростно-силовых видах спорта до сих пор не придумано. Отсюда и отношение к стероидам как к проверенному и эффективному средству. В 2011-м было зафиксировано 14 положительных допинг-проб в тяжелой атлетике. В 11 их них были обнаружены стероиды. Ровно половину - 7 из 14 - составила доля стероидов и в положительных пробах легкоатлетов. В прошлом году их также употребляли велосипедисты, гребцы, борцы и триатлонисты.
Еще одна существенная причина заключается в массовом вбросе стероидов в олимпийский спорт из огромного и почти неконтролируемого рынка силовых видов спорта, где Олимпийскую хартию в глаза не видели и допинг-контроль не признают. Наконец, Камаев называет третью причину, по которой стероиды в российском спорте продолжают оставаться "хитом":
- Считаю, что повышенное внимание к стероидам связано и с низким уровнем тренерского мастерства. В Советском Союзе фармакологическая подготовка строилась многоуровнево. В ней были задействованы целые институты и были конкретные ответственные люди, определявшие векторы развития всей отрасли. Сейчас всего этого не стало, но тренеры и спортсмены по-прежнему предпочитают решать проблему быстрого и эффективного подъема результатов за счет простого и доступного их пониманию средства. Пилюли решат все проблемы - таков ход их мыслей.
Окончание - стр. 8