БОКС
В финале олимпийского турнира в категории до 60 кг Софья Очигава проиграла ирландке Кэти Тэйлор - 8:10. Почти все члены российской делегации назвали тот результат крайне несправедливым. Категорически на сей счет высказывались в том числе и министр спорта Виталий Мутко, и глава ОКР Александр Жуков. Корреспондент "СЭ" решил выслушать версию событий из первых уст.
Софья ОЧИГАВА: "МОГЛА ПРОИГРАТЬ ЛЮБОЙ, НО ТОЛЬКО НЕ ТЭЙЛОР"
Если сказать, что 26-летняя Кэти Тэйлор - настоящая звезда спорта Ирландии, рискуешь сильно ошибиться. Она - национальная героиня не богатого высококлассными олимпийцами государства, его живой символ, если хотите. За Кэти по миру следуют сотни фанатов, она - лицо нескольких уважаемых в Ирландии компаний, четырехкратная чемпионка мира и пятикратная - Европы. Именно Тэйлор несла флаг своей страны на церемонии открытия Олимпиады. А еще Тэйлор забивает голы за футбольную сборную страны. Какова закадычная соперница главной боксерской звезды России, а? Но и наша Софья не лыком шита.
- Вас после Игр куда только не приглашали. Самое любопытное поздравление?
- Да ничего особенного. Все поздравления типовые, скажем так.
- В ночь после финала смогли заснуть?
- А я единственная из нашей троицы, кто хорошо спал. У нас было не слишком много времени - вставать на самолет пришлось уже в полшестого утра, а ведь надо было еще и сумки собрать. Так что драгоценными часами решила не разбрасываться.
- Кто же вам билеты на такую рань взял?
- На самом деле это обычная практика. Мы всегда уезжаем рано утром - почти сразу после выступления.
- Значит, и по "Русским домам" вас в Лондоне не затаскали?
- Знаете, мы и сами не хотели. Насколько я поняла, это дело сугубо добровольное, а мы к тому же сильно устали.
- Все еще переживаете поражение в финале или уже пришли в себя?
- Переживания есть. Когда общаюсь с людьми - ни о чем не думаю. А когда остаюсь одна, вспоминаю - становится досадно и неприятно. Финальный день получился какой-то непонятный… Думаю, совсем скоро все наладится.
- С Тэйлор вы уже, наверное, с десяток раз встречались…
- На самом деле нет - лишь четыре.
- Точно! Вы же до прихода в олимпийский вес три категории сменили. Хоть раз перебрасывались с ней парой фраз, есть между вами личностные отношения?
- Наши взаимоотношения тяжело назвать дружбой, но мы действительно общаемся. А с ее родителями - так еще больше. Когда-то даже ходили с Кэти на дискотеки. В общем, ничего плохого сказать про нее не могу.
- Выходит, вы совсем не враги?
- Абсолютно. Тем более с ее мамой и папой мы, можно сказать, на короткой ноге.
- После двух раундов вы вели одно очко, по истечении третьего получили минус два. В последнем перерыве тренеры сообщили, что нужно срочно отыгрываться?
- Да, и я очень сильно удивилась! Не наработала она в третьем на плюс три. Атаки были обоюдными - можно было и так посчитать, и этак. Один судья вообще отдал мне этот раунд с минимальным преимуществом. Короче, тренер сказал: "Терять тебе нечего, иди и докажи, что лучшая". Да я и сама понимала, что терять нечего. Все, что могла из себя выжать - выжала. Тэйлор, думаю, не ожидала от меня такого напора, рассчитывала по привычке отбегаться.
- Получается, ей это удалось?
- У нас с ней всегда одна и та же картина: в третьем раунде Тэйлор получает преимущество, а в четвертом просто бегает. Будто договоренность существует между судьями. На Олимпиаде последний раунд они вывернули равным, хотя я абсолютно не понимаю, за что ей там можно было давать очки. Считаю, ее третий раунд не сравнить с моим четвертым. Между ними колоссальное преимущество! Мне рассказывали, насколько разбросаны были очки за четвертый раунд. Один судья отдал мне преимущество, если не ошибаюсь, - 4:0, зато трое других очень "хорошо" нажимали. Все это может свидетельствовать только о том, что судьи были "заряжены" в другую сторону.
- Никому лучше вас не понять, что в тот момент происходило в ринге. По внутренним ощущениям, какой там должен был быть счет?
- Как минимум плюс три. Давайте разбираться. Тэйлор нанесла удары по спине после команды "стоп", за что при разумном рефери должно было последовать если не предупреждение, то хотя бы замечание. В принципе это была ее единственная атака за раунд. Зато с моей стороны была атака, после которой она упала, еще одна, которую она пропустила. Была атака встречным, атака передней рукой. В итоге имеем пять абсолютно четких ударов, которые нельзя было не увидеть. Если, конечно, ты не слепой. Ей, даже если очень постараться, можно было дать от силы очко. Дали три.
- Подобная история в бою с Тэйлор происходит не в первый раз. Каково это - выходить и знать, что обязательно засудят?
- Перед каждой нашей новой встречей надеюсь, что судьи перестанут давить. На чемпионате мира три месяца назад получилась точно такая же абсурдная ситуация. В первом раунде Тэйлор пропустила три удара, ничего не нанесла, а получилось 2:2. Не важно, что и на повторах четко видно, как она пропускает удары. Запись второго показывает 4:2 в мою пользу, но поставили опять 2:2. В равном третьем раунде ее, как обычно, вытаскивают на плюс два, а в четвертом Тэйлор убегает, пропускает удары и зарабатывает два очка. Оказывается, и за бег в боксе дают очки.
- Запись олимпийского финала смотрели?
- Четвертый раунд - особенно внимательно. Хотела понять, в каком месте этого отрезка бой был равным, но ничего такого не увидела. А вот когда она упала, можно было начать отсчитывать нокдаун. Но сделано это не было.
- Вы еще после решающего боя посетовали, что наши никогда не подают протесты.
- Единственными словами руководства было: "Это ужасно! Так нельзя!". Виталий Леонтьевич Мутко сказал потом: "Должны были подать протест, федерация очень плохо сработала". Переводчики нашей команде, мне кажется, нужны в том числе и для того, чтобы защищать честь своего спортсмена в международных инстанциях. Протесты, понятно, надо подавать сразу после поединка. Что толку через три месяца беседовать с мистером Ву (президент AIBA. - Прим. Д.О.) и говорить, какой он нехороший? Бред!
- Помнится, по ходу турнира у вас неожиданно возникли проблемы и с экипировкой.
- Ну ее к черту! В последних боях мы одели старую: надоело новую постоянно заклеивать. С моей стороны тоже была ошибка: нужно было больше концентрироваться на бое, чем на внешних факторах. Пусть они и беспокоили.
- Как считаете, надо ли женскому боксу переходить со схемы "четыре раунда по две минуты" на мужскую - "три по три"?
- У женского и мужского организмов свои особенности. Третья минута многим ребятам дается с трудом, что уж говорить о нас. Четыре по две - вполне нормально, на мой взгляд.
- После майского лицензионного чемпионата мира вы сказали, что до Олимпиады необходимо прибавить в функциональной подготовке. В этом плане чувствовали себя оптимально?
- Неплохо. Я заранее настраивалась на финальный бой против Тэйлор. Проиграй любой другой сопернице - не удивилась бы. Но стиль, манеру, особенности ирландки мы разобрали досконально. Вот прямо по косточкам разложили.
- Вы сказали, что в ближайшие пару месяцев намереваетесь не вставать с кровати. Значит, такое значимое в мире бокса событие, как, вероятно, последний бой Виталия Кличко, к тому же в Москве, обойдет вас стороной?
- Поединок посмотрю, правда, скорее всего, по телевизору. Честно признаюсь: мне тяжело смотреть бои Виталия Кличко. Нам, любителям, профессиональный бокс кажется немного замедленным. К тому же на данный момент спорт очень надоел.
- О Рио-2016 вас пока рано спрашивать?
- Верно. Кто знает, как оно в итоге получится? До конца текущего года я уж точно буду отдыхать, а там посмотрим. В спорте главное - чтоб было желание и здоровье не подвело. Пока это желание есть.
- Какие воспоминания остались от Олимпиады вообще?
- Ее размах! Никогда прежде не участвовала в таких огромных соревнованиях. Обычно у нас на турнирах сто, максимум двести человек. А здесь одна Олимпийская деревня чего стоит! Сразу всплывает в памяти невероятно гигантская столовая, где за раз собирается несколько тысяч людей. Игры - грандиознейшее событие. А пестрые орды болельщиков со всего света! Только вот спортсменам не удалось увидеть весь размах - мы концентрировались на своих стартах.
- Александр Лебзяк рассказывал, как боксеры в Сиднее-2000 до двух часов ночи дожидались спортсменов других сборных - настолько теплая атмосфера царила в нашей делегации. А вас покорила душевность лондонских Игр?
- Мы с девчонками внимательно следили за соревнованиями по планшетникам. Постоянно залезали в медальный зачет. В деревне или лифте узнавали наших в лицо, подходили и поздравляли. У всех россиян было доброжелательное отношение друг к другу. Это я заметила.
- Однако живьем соревнования посмотреть не довелось?
- Лена Савельева ездила на мужскую программу, а нам с Надеждой (Торлоповой. - Прим. Д.О.) не удалось. Но за всеми боями следили по телевизору.
- Выступление мужчин можно признать успешным, на ваш авторитетный взгляд?
- С точки зрения завоевания медалей затрудняюсь ответить. Но как спортсмен могу сказать, что все ребята старались. В спорте всякое бывает: где-то не дожал соперника, где-то просто не смог. Напряжение-то было очень серьезное.
- Воинское звание как у атлета Вооруженных сил у вас есть?
- Рядовой. Даже книжка сохранилась. Мы же несколько лет назад попали под сокращение, многие клубы закрылись. Признаться, особо и не стремлюсь к званиям.
- Audi, полученную за "серебро" Лондона, будете сами водить или кому-нибудь отдадите?
- Я пока не умею, а потому с октября записываюсь в автошколу. Автомобиль стоит в гараже, но очень надеюсь вскоре научиться им пользоваться.
- В общем, в автошколе вас в ближайшие месяцы увидеть будет легче, чем в боксерском зале?
- Ну, не так все радикально. Честно говоря, уже сейчас хочется и побегать, и попрыгать. Кое-как себя сдерживаю. Не знаю только, на сколько меня хватит.
Дмитрий ОКУНЕВ