Газета Спорт-Экспресс № 191 (5959) от 27 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 августа 2012 | Хоккей

ХОККЕЙ

Фил ЭСПОЗИТО: "40 ЛЕТ НАЗАД
МНЕ БЫЛО НАПЛЕВАТЬ НА ЭТУ СУПЕРСЕРИЮ"

В конце этой недели, 2 сентября, мировой хоккей отметит 40-летний юбилей, пожалуй, самого великого ледового противостояния в истории - cуперсерии 1972 года. Накануне этого события интервью "СЭ" дал главный герой тех матчей между сборными СССР и Канады.

РЕЙГАН ЛЮБИЛ СПОРТ БОЛЬШЕ ДРУГИХ

- 40-летнюю годовщину суперсерии вы, похоже, встретите в России? - первый вопрос знаменитому канадцу, который в эти дни был почетным гостем на Кубке мира среди молодежных команд в Омске.

- Судя по всему, так оно и получается. Новый визит в вашу страну будет очень насыщенным. Если не считать праздничных мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге, меня пригласили в Омск посмотреть матчи молодежного Кубка мира, потом поеду в Донецк на открытие "Кубка Донбасса". Еще хочу успеть в Ярославль съездить к мемориалу погибшей команде, а также встретиться в российской столице с Александром Якушевым. Теперь мы стали очень близкими друзьями, так же как с Третьяком, Петровым и Михайловым. Хотя 40 лет назад готовы были убить друг друга.

Я как-то сказал Борису: "Знаешь, почему ты мне не нравился? Ты меня клюшкой бил между ног, а я тебе никогда не отвечал". А Михайлов говорит: "Не отвечал? Еще как! Разве ты не помнишь, как ткнул меня под колено". Похоже, мы в расчете (смеется).

- До этого вы были только в Москве и Санкт-Петербурге. Не боялись увидеть в Сибири медведей и снежные бури?

- Ну, даже я знаю, что летом в Сибири снега не бывает. Кроме того, я неплохо знаком с Ягром. Он играл здесь и много рассказывал про Омск. Кстати, Яромир сказал, что зимой здесь действительно снежно. Пришлось напомнить, что я же канадец и холодом меня не испугаешь. Хотя, конечно, мне больше нравится тепло, поэтому я и живу во Флориде. Но родной Су-Сент-Мари всегда в моем сердце.

- В свой прошлый приезд в Россию вы встречались с Владимиром Путиным. Не волновались перед встречей?

- С чего бы? Путин - такой же человек, как и мы все. При этом я знал, что Владимир - большой фанат хоккея. Фотография с Путиным теперь висит на стене у меня дома. Знаете, эта встреча происходила незадолго до выборов... Что я могу сказать? Путин сделал очень умный ход (смеется). То, что они делают для КХЛ, это очень круто. Есть еще один бизнесмен, Сергей, не могу вспомнить его фамилию (судя по всему, речь идет о Сергее Егорове, который работает в нефтегазовой сфере и является большим поклонником хоккея. - Прим. А.Р.). Говорят, он будет заниматься здесь женской хоккейной лигой. На вечеринке в честь дня его рождения Сергей подарил мне золотой медальон, который теперь я ношу все время с собой.

- Вы, наверное, и с другими президентами встречались. Кто из них любил хоккей больше?

- Если говорить про Обаму, то с ним никогда не виделся. Я был знаком с Рейганом, Фордом, Клинтоном. Пожалуй, Рейган любил спорт больше других. Он же до того, как стать актером и потом президентом, был спортивным комментатором. Когда меня представили, он сказал: "О, это же Фил Эспозито! Ты же начинал в "Чикаго"!" Я жутко удивился, потому что тогда уже достаточно долго играл за "Рейнджерс". Представляете, президент страны, а помнит такие вещи!

В КАНАДЕ НАС ПРОСТО НЕНАВИДЕЛИ

- Вы уже многое рассказали про суперсерию-1972, но вопросы по-прежнему возникают. Помните те ощущения, которые были 40 лет назад?

- Конечно, помню. 40 лет назад мне было наплевать на эту серию. Когда меня пригласили на ней выступить, сразу же отказался. У старшей дочери был день рождения 14 августа, и я не собирался его пропускать. В общем, получилось так, что отпраздновал его и только потом поехал в тренировочный лагерь в Торонто. Конечно, мы были не готовы к встрече с русскими. Что это были за хоккеисты? Как они играют? Готовились к веселому матчу. Думали, выпьем перед выходом на лед, покатаемся в свое удовольствие, а потом еще выпьем, отмечая победу. Кто же знал, что все это выльется не просто в хоккейную битву, а в политическое противостояние двух миров.

- Правда, что в Канаде ждали от вас исключительно побед со счетом 6:0, 7:0?

- Это все журналисты, а они никогда не играли в хоккей. Откуда им было знать, как мы будем играть. Они же вообще не видели в деле русских. А у нас не было Бобби Халла и Бобби Орра. И в итоги вместо простых любителей мы увидели суперкоманду. Я всегда говорил, что сборная СССР с точки зрения команды была лучше, чем мы. Один великий игрок - ничто. Нас же собрали со всей НХЛ, где мы друг друга разве что не убивали. А тут мне, черт возьми, предлагают играть с Бобби Кларком и Питом Маховличем в одной команде. Вот, например, Вика Хэдвилда всегда хотел положить на лопатки на льду и вне его. Я этого парня просто ненавидел! Пришлось пожертвовать личными амбициями, и мы стали командой. Наверное, это было уже в Швеции. А еще через некоторое время я даже зауважал этих ребят.

- Вспоминаете ту речь, которую произнесли в одном из перерывов канадского матча?

- Хоккей - это как отношение между мужем и женой, тут без эмоций никак. Я, как и большинство игроков той сборной, очень эмоциональный человек. В тот момент у меня что-то "выключилось", так что сам момент речи не помню. Посмотрел ее, кажется, в 1982 году, через десять лет после тех матчей. Когда увидел эту запись, был в замешательстве. Мой бог, что за чертовщину я выдал! Хотя тогда она пришлась к месту. Знаете, главную речь в истории США сказал Линкольн, когда освободил страну от рабства. У англичан это был Черчилль после победы во Второй мировой войне. Что касается Канады, то у них главную речь в истории сказал какой-то скромный хоккеист (смеется).

- Как думаете, почему дошло до вашего заявления?

- Тут нужно оговориться, что никакого наслаждения от суперсерии я не получил. Единственный плюс - последний матч, когда я осознал, что все это наконец-то закончилось. Нас же просто ненавидели в Канаде. Родителям все время присылали письма с оскорблениями, дом отца засыпали мусором, они не могли выйти прогуляться по улице. Канадцы вообще перестали уважать меня. Даже сейчас я себя чувствую гораздо комфортнее в США, чем в Канаде. И тогда уже жил в Бостоне, брат (вратарь сборной Канады Тони Эспозито. - Прим. А.Р.) - в Чикаго. Нам было абсолютно не до какой-то там серии, а тут еще и подобная реакция... Думаю, в такой ситуации мог сорваться каждый.

В 72-м РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ БЫЛИ СТРАШНЫМИ

- Вторым бомбардиром суперсерии-1972 после вас стал Александр Якушев. Вы поэтому сейчас общаетесь с ним больше других участников тех матчей?

- Не знаю, как считают все остальные, но для меня всегда самым лучшим игроком в истории будет Якушев. Да, Овечкин и Малкин сейчас в полном порядке, но они до Александра не дотягивают. Он был большим, сильным, никто не мог ему противостоять. Более того, Якушев играл во времена коммунизма, и не мог получать за свою работу большие деньги. Он был скорее солдатом, чем хоккеистом. Такие хоккеисты, как Якушев, были бы в НХЛ на ведущих ролях.

Если позволите, я тут два слова скажу о своих политических взглядах. Русским никогда не удавалось по-настоящему жить своей мечтой. Именно поэтому я ненавидел коммунизм. Хотел победить в суперсерии только потому, что я - капиталист. К сожалению, Канада постепенно превращается в социалистическую страну, и мне там становится некомфортно.

- С Канадой понятно. А Россия изменилась за эти 40 лет?

- Меня просто шокировала Москва! XXI век во всем его величии. Тут все иностранцы говорят про дома, зелень, чистоту... Но это все лирика. Самое главное - это русские женщины. В 1972 году они были страшными. Поверьте, у них на ногах было больше волос, чем у меня. Сейчас девушки в России просто божественны. Большинство выглядят потрясающе, хорошо одеты и сложены.

Правда, появилась другая проблема - высокие цены. Не понимаю, как вы можете платить за галлон бензина 4 доллара. Тони, кстати, до сих пор думает, что у вас тут все как 40 лет назад и в каждом номере гостиницы - по записывающему устройству. Я ему пытался доказать, что Москва - это то же Чикаго, но до него никак не доходит.

НХЛ БОИТСЯ ВАС

- Не могу не спросить вас про локаут, который может быть объявлен в НХЛ.

- Думаю, это проблема для всего хоккея, не только для заокеанского. Вам, впрочем, можно порадоваться: в Россию почти наверняка приедут такие мастера, как Малкин и Овечкин. Могу сказать, что и такие звезды, как Стив Стэмкос, скорее выберут вашу лигу, а не какую-нибудь канадскую или европейскую. На днях Стив спросил меня, когда увидимся в следующий раз. Я ответил: "До скорого, встретимся где-нибудь в России!" ( улыбается.)

- Как вам вообще отношения между нашими лигами?

- Мне кажется, НХЛ боится вас. Может, не показывает этого, но наверняка по-тихому побаивается. Не забывайте, НХЛ основана в 1917 году, а КХЛ нет еще и пяти лет. Именно поэтому мы по-прежнему не видим очных встреч между представителями наших лиг. Хотя было бы потрясающе, если бы мы пришли к такой системе, как в бейсболе. То есть когда есть две главные лиги, победители которых разыгрывают Мировую серию.

Я прекрасно знаю, что мистер Медведев (президент КХЛ. - Прим. А.Р.) хочет это увидеть уже завтра, но в реальности к такой системе нужно подходить шаг за шагом, "пьяно-пьяно", как говорят итальянцы. И еще вам нужны новые дворцы...

- Разве вам не нравится "Арена-Омск"?

- О, она слишком маленькая! Если есть интерес к хоккею, то нужно строить арены как минимум на 15 тысяч. У нас в стране нефтяные и газовые компании не поддерживают спорт, но при этом вечный неудачник "Торонто" собирает полные трибуны при цене 70 долларов за билет. У вас в хоккей вкладываются "Газпром" и "Роснефть". Так стройте дворцы! Привлекайте телевидение, продавайте рекламу. Это же реальный заработок.

- Расскажите вашу самую любимую историю о суперсерии.

- О, есть очень трогательный рассказ об одном 15-летнем мальчике, которого звали Сергей. Мы выбросили три сломанные клюшки, когда были в Москве. Тут же подбежал паренек и подобрал их, но тут на него налетели милиционеры, отобрали эти щепки и затолкали мальчика в свою машину. Я даже понять ничего не успел, чтобы как-то помешать.

Оказывается, парень провел ночь в тюрьме. Я нашел его адрес и все-таки отправил одну из своих клюшек. Так вот, в 1996 году Сергей встретил меня на одном из матчей "Тампы" и попросил подписать клюшку. Это было очень трогательно. Мы потом долго сидели, как говорится, по-мужски, вспоминали времена, которые, надеюсь, никто не забудет.

Александр РОГУЛЕВ

Омск