Газета Спорт-Экспресс № 215 (5983) от 24 сентября 2012 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 6

Поделиться в своих соцсетях
/ 24 сентября 2012 | Фехтование

ФЕХТОВАНИЕ

Как уже сообщал "СЭ", бюро исполкома Федерации фехтования России выдвинуло на пост главного тренера национальной сборной двукратного олимпийского чемпиона Ильгара Мамедова. В беседе с корреспондентом "СЭ" он поделился своими взглядами на итоги Олимпийских игр в Лондоне и планом действий на ближайшие месяцы.

Ильгар МАМЕДОВ: "НА ОЛИМПИАДЕ НУЖНО НЕ ФЕХТОВАТЬ, А ДРАТЬСЯ"

В свои 46 лет Мамедов прошел в фехтовании все - был успешным спортсменом, тренировал за границей и в России, занимал пост государственного тренера, а теперь вот готов подняться на новую ступень.

- Главный тренер, на мой взгляд, вовсе не какой-то суперначальник. Он, как и старшие тренеры, - исполнитель, - начал Мамедов. - Мы должны сделать все, чтобы наша сборная ни в чем не нуждалась, создать все необходимые условия для тренировочного процесса и обеспечения ее наилучшего выступления.

- В последние годы вы являетесь членом судейской комиссии Международной федерации фехтования (FIE)...

- Да, я был выбран в эту комиссию, которая состоит из десяти человек, четыре года назад. Суть нашей деятельности проста: фехтовальщики не должны страдать от плохого и необъективного судейства. Во время соревнований часто имеют место конфликтные ситуации, случаются судейские ошибки, но главное - избежать их намеренного совершения и предвзятости. Наша комиссия боролась и борется с тенденциями, существовавшими в прежние годы. Нынешние спортсмены даже представить себе не могут, как в свое время судили нас! А сейчас фехтовальщики практически защищены от необъективного судейства.

- Теперь вы - главный тренер российской сборной. Значит ли это, что придется уйти из судейской комиссии FIE?

- Прежде всего хочу уточнить: я еще не стал главным тренером - кандидатуру должны одобрить в Министерстве спорта. Знаете, когда я был спортсменом, мы шутили: пока ты не сел в самолет, на Олимпиаду еще не летишь! Так же отношусь и к нынешней ситуации.

До 1 ноября главный тренер последнего четырехлетия Владислав Павлович должен сдать отчет экспертной комиссии Минспорта, а до 1 декабря уже я должен буду подготовить и сдать целевую комплексную программу на ближайший олимпийский цикл - к Рио-де-Жанейро. Новые контракты будут подписаны с 1 января 2013 года.

- То есть до 1 января вы не главный тренер?

- Исполняющий обязанности. Ведь работа в федерации не должна останавливаться.

Что же касается судейской комиссии FIE... ФФР направила в офис международной федерации запрос с целью прояснить ситуацию. По уставу FIE шеф делегации, а также действующий судья, технический директор и капитан команды не имеют права входить в исполком и комитеты международной федерации в связи с конфликтом интересов. У нас было сомнение относительно понятия "капитан команды", и FIE уточнила: это представитель команды, который выводит своих спортсменов на дорожку. Скажем, в российской сабле это Кристиан Бауэр.

- То есть капитан - это старший тренер по виду оружия?

- Да. Получается, работа главным тренером конфликта интересов не создает. Так что на основных соревнованиях сезона я буду присутствовать как главный тренер, а на рядовых этапах Кубка мира - как член судейской комиссии FIE.

- Что ж, это выход, ведь было бы обидно, если бы Россия потеряла позицию в международной федерации...

- Конечно.

- А какие еще вопросы обсуждались на бюро исполкома ФФР?

- Были подведены итоги выступления сборной на Играх в Лондоне, обсуждалась отставка главного тренера Владислава Павловича.

- Каковы были главные моменты его выступления?

- Павлович провел анализ того, чего в каждом конкретном случае не хватило нашим командам для более удачного выступления. И акцентировал внимание на нехватке психологической подготовки к такому старту, как Олимпийские игры. Очевидно, что нашим спортсменам не хватило психологического стержня.

- Как была оценена работа тренерского штаба?

- Как известно, в связи с невыполнением медального плана Павлович подал в отставку, а выступление нашей команды было оценено как неудовлетворительное.

- Вы тоже были в Лондоне, все видели своими глазами. Каковы ваши собственные наблюдения?

- Да, я присутствовал на Играх как член судейской комиссии. Что увидел? До сих пор перед глазами, как сражался Николай Ковалев (саблист, бронзовый призер Игр-2012. - Прим. "СЭ"). Было видно, что человек хочет выиграть и "включает" кураж. Понимаете, на Олимпиаде очень важен именно кураж. При равных возможностях соперников настрой на борьбу дает дополнительную силу. И Николай это наглядно показал. У него были очень тяжелые бои и сложные соперники, но за счет настроя он добился бронзовой медали в личных соревнованиях. Чего на самом-то деле от него мало кто ожидал.

На технике и тактике побед на Олимпиаде, разумеется, тоже добиваются, но в основном преуспевают те, кому удается добавить к своим лучшим качествам еще и волю. На Олимпиаде не фехтуют, на Олимпиаде дерутся. Вышел фехтовать или вышел драться - разница есть?

- Конечно.

- Когда ты дерешься, то как бы выходишь в другое измерение. Становишься ниндзя. У меня как у спортсмена было четыре Олимпиады, и я прекрасно помню свои ощущения в случаях, когда результат был достигнут и когда его не было. Когда ты выходишь драться, вне зависимости от того, сильный или слабый у тебя в данный момент соперник, ты можешь вытворять такие вещи! Проводить такие приемы!

- Есть такое клише: выигрывает спортсмен, проигрывает тренер. В Лондоне, очевидно, проиграл тренер, а как на счет работы над ошибками у спортсменов?

- Очень скоро начнется новый сезон, и, разумеется, на первом же сборе тренеры и спортсмены разберут все допущенные ошибки. Это необходимо еще и потому, что атлет, который находился "внутри" поединка, не всегда может дать объективную оценку своим действиям.

Вот, например, наша рапирная команда. Девушки завоевали в Лондоне серебряные медали, показали очень хороший результат - слава им, почет, награды. Но необходимо, чтобы они поняли: финальная встреча с итальянками была далека от идеала. С таким фехтованием, которое они там показали, вряд ли можно было думать о победе.

Лина ХОЛИНА