Газета Спорт-Экспресс № 241 (6009) от 24 октября 2012 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 октября 2012 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 3-й тур

О том, как зарабатывает деньги самый популярный клуб Португалии, рассказал его директор по коммерции и маркетингу Мигел Бенту, приехавший в Москву на вчерашний матч лиссабонцев со "Спартаком".

ЗА КАЖДЫЙ ГОЛ "БЕНФИКИ" ЕЕ БОЛЕЛЬЩИК ПОЛУЧАЕТ ПО 2 ЕВРО

- С точки зрения бизнеса в португальском футболе легко никогда не было, - признался Бенту, выступая в Лужниках перед студентами факультетов "Менеджмент в игровых видах спорта" и "Менеджмент в спортивной индустрии" бизнес-школы RMA. - Страна у нас небольшая, население - всего 10 миллионов, аудитория болельщиков сравнительно невелика, рынок узок, и поэтому интерес спонсоров и рекламодателей к нашему чемпионату не так высок, как, скажем, к итальянскому, не говоря уже об английском. Экономический кризис проблему только усугубил. Труднее стало привлекать болельщиков, договариваться со спонсорами. Все считают деньги.

- Может быть, не только в кризисе дело? Из всех спонсоров "Бенфики" только Adidas и Coca Cola - крупные международные компании. Не связано ли это с тем, что в последние 50 лет клуб не добивался крупных успехов на международной арене?

- Думаю, такая связь присутствует. Кубок чемпионов мы в последний раз выигрывали в 1962 году. Хотя нельзя сказать, что это непреодолимый барьер к сотрудничеству с крупными корпорациями. Мы и сейчас ведем переговоры с некоторыми из них.

- Какие аргументы приводите?

- Ну хотя бы то, что "Бенфика" - самый известный в мире португальский бренд. Это подтверждается исследованиями. 50 процентов всех футбольных болельщиков Португалии - поклонники "Бенфики". В Книге Гиннесса зафиксировано, что по количеству членов клуба мы мировые рекордсмены: их у нас 226 тысяч, они живут в 70 странах мира, и по этому показателю мы опережаем даже "Манчестер Юнайтед". В сезоне-2009/10, когда "Бенфика" в последний раз стала чемпионом страны, мы были 10-м клубом Европы по посещаемости и 11-м по доходам.

- Каковы эти доходы и из чего они складываются?

- В прошлом сезоне клуб заработал 148 миллионов евро. Из них 34 миллиона дала продажа игроков. Где-то 25 процентов принесла продажа телевизионных прав, 30 - 35 процентов - спонсорские соглашения и примерно процентов 40 - реализация сезонных абонементов, билетов на матчи, контракты на аренду коммерческих лож, торговля напитками, закусками, атрибутикой. Ассортимент клубного каталога насчитывает 1,5 тысячи наименований товаров.

- Сильно зависит клуб от продажи игроков?

- Увы, да. В последние годы эта статья неизменно обеспечивает нам 25 - 30 процентов доходной части бюджета. Витсель, перешедший в "Зенит", - далеко не единственная звезда, с которой нам пришлось расстаться в последние два года. Фабиу Коэнтрау и Ди Мария теперь играют за "Реал", Хави Гарсия - за "Манчестер Сити", Давид Луиз - за "Челси". Всех их мы были бы рады удержать, будь у нас финансовые возможности, сопоставимые с возможностями названных клубов.

- В Португалии телеправа каждый клуб реализует самостоятельно или это прерогатива Лиги?

- Нет, пакетных соглашений нет: продажей прав занимается менеджмент каждого клуба. Матчи "Бенфики" транслируются каналом Sport TV исключительно по абонентской подписке стоимостью 26 евро в месяц.

- Какие взносы платят те 226 тысяч членов клуба, о которых вы упомянули?

- Разные. Максимальный взнос, который платит взрослый, например, я - 12 евро в месяц. Минимальная же сумма - 3 евро. Столько, например, должен заплатить отец за несовершеннолетнего ребенка. Как видите, взносы не слишком велики, но сумма получается существенная - примерно столько же мы получим от УЕФА, если выйдем в четвертьфинал Лиги чемпионов.

Члены клуба при этом имеют скидки на приобретение абонементов и билетов. В Португалии цены на билеты устанавливает лига, и на данный момент это от 10 до 75 евро. Но члену нашего клуба даже лучший разовый билет обойдется не дороже 50 евро. А раз в год - как правило, под Рождество - любой член клуба имеет право посетить один из матчей "Бенфики" всего за 5 евро.

Дисконтные и бонусные программы действуют и в других сферах. В Португалии насчитывается около 900 магазинов, где болельщики по предъявлении членской карты клуба могут получить существенные скидки. А на АЗС одной из топливных компаний они платят на 6 евроцентов меньше установленной цены за каждый литр бензина. И по одному центу с каждого залитого ими литра компания перечисляет в казну клуба. За прошлый год 56 тысяч наших болельщиков купили на этих колонках около 50 миллионов литров бензина.

Банк, также выступающий нашим спонсором, на льготных условиях оформляет членам клуба пластиковые карты. А в конце года на них начисляется по два евро за каждый забитый "Бенфикой" мяч. То есть я за членство в клубе плачу 12 евро в месяц, или 144 в год. Забьет "Бенфика" за сезон 72 гола - вот я уже и окупил свой взнос.

- Сколько абонементов продано на текущий сезон и какова средняя посещаемость матчей "Бенфики"?

- Абонементов - 25 тысяч. А посещаемость в этом сезоне - по 39 тысяч человек на матче. Не самый выдающийся показатель. В чемпионском сезоне-2009/10 на нас ходило в среднем по 50 тысяч.

- При 65-тысячном стадионе тоже не предел…

- Ну так я же вам говорил: причин много, и кризис - одна из главных. Вот если бы мы переехали в Москву, где население, как во всей Португалии, и если бы у наших людей было столько денег… Господи, да у меня голова кружится при одном только взгляде на то, какие у вас машины по улицам ездят! Здесь бы мы, наверное, собирали полный стадион.

Петр БРАНТОВ