Газета Спорт-Экспресс № 260 (6028) от 16 ноября 2012 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 ноября 2012 | Футбол

ФУТБОЛ

Вчера, в 102-й день рождения Михаила Якушина, на Садовой-Триумфальной улице, где с 1952-го по 1975 год жил легендарный футболист, хоккеист и футбольный тренер, открыли мемориальную доску.

"ДЕДКА СКАЗАЛ БЫ ТАК…"

Анатолий МАРТЫНОВ

из Москвы

Право на торжественное открытие памятного знака получила дочь прославленного спортсмена и тренера Наталья Михайловна. На церемонии выступили президент ФК "Динамо" Геннадий Соловьев, президент РФС Николай Толстых, футбольные ветераны. Каждому из собравшихся было что вспомнить о Якушине как об игроке, специалисте, человеке.

Вице-президент РФС Никита Симонян горд тем, что ему удалось увидеть Михаила Иосифовича играющим не только в футбол, но и в хоккей с шайбой и мячом:

- Во всех этих трех видах он был выдающимся игроком: умным, хитрым, тонким. Это всегда его отличало от других. Не случайно в народе болельщики его любовно окрестили Хитрым Михеем. Его отличало глубокое знание футбола. У Якушина всегда были умные команды. К сожалению, в наше время таких людей не хватает, особенно среди футбольных тренеров.

Николай Толстых отметил прежде всего профессиональные качества Якушина:

- Он всегда полностью отдавался работе. Делать все возможное на благо спорта было смыслом его жизни. Якушин был тонким психологом, мог разглядеть и раскрыть талант молодого футболиста. Благодарю руководителей общества "Динамо" за сохранение традиций и истории нашего футбола. Таких людей забывать нельзя.

Заслуженный тренер СССР Анатолий Бышовец считает Якушина одним из классиков отечественного тренерского цеха:

- Каждая из его побед - просчитанная, продуманная до мелочей. У него была удивительная способность убеждать игроков. Отметил бы и человеческие качества, прежде всего отсутствие всякого позерства. В команде его называли Дядя Миша. История наказывает нас за то, что мы не вспоминаем таких людей, как Якушин.

Память о наших футбольных ветеранах нужна прежде всего молодому поколению, убежден президент ФК "Динамо":

- Молодежь должна знать, какие великие люди жили в тот период, творили, несмотря на все трудности послевоенной жизни, завоевывали славу советскому и динамовскому футболу. Надеюсь, наш клуб продолжит эту традицию и память об этих людях не умрет.

Прославленный динамовский ветеран Виктор Царев не преминул вспомнить несколько футбольных баек, связанных с Михаилом Иосифовичем:

- Если надо было кого пожурить, его любимой фразой было: "А еще динамовец…" Любил фильм "Свадьба с приданным", когда был в хорошем настроении, пел из него песни. Я как-то услышал и говорю: "А у вас получается - можете на эстраду выходить". А помните, результат полуфинала Кубка Европы-1968 Италия - СССР решил жребий? Якушин тогда очень торопился, все боялся, как бы без него монетку не кинули. Еле успел. Угадывать должен был наш капитан Шестернев. Стоит он, не знает что сказать, и тогда Михаил Иосифович ему подсказывает: "Говори - "фигура". А Шестернева словно парализовало. Тогда судья обратился к Факкетти, мол, говорите вы. Итальянец не долго думая, назвал "фигуру". Возвращаемся в Москву, Якушин в самолете обращается ко мне: "Виктор, возьми листочек бумажки". Сходил к стюардессе, принес. Он взял, смотрю, пишет: "Прошу освободить меня по собственному желанию от руководства сборной СССР в связи с тем, что мы не выполнили план, заняли четвертое место". К чему, спрашиваю, такая спешка, ведь это можно и в Москве написать, в спокойной обстановке. "У меня принцип, - говорит. - Не выполнили - все, до свидания. Да и удобно: Гранаткин утром придет на работу, а заявление от Якушина уже на столе". Замечательный человек, с замечательным чувством юмора.

- Его игроки все спрашивали меня с сочувствием: вам дома, наверное, тяжело, он ведь такой строгий, - вспоминает об отце Наталья Михайловна. - Я этого никак не могла понять: он же добрейший человек! Мама была гораздо строже. Когда мне нужно было решить какие-то свои вопросы, я первым делом шла к отцу. Разговаривать с ним можно было о чем угодно, а его советы остаются для меня дороже всех. Но его вниманием я не злоупотребляла, подарки не клянчила - он их сам делал, никогда не забывал. Из Англии, когда туда ездил с "Динамо", прислал нам с братом огромные открытки, они до сих пор стоят дома. На стадионе "Динамо" - на Восточной, кажется, трибуне - для меня было зарезервировано место. Перед игрой отец встречал у служебного входа. "Ты все-таки у меня разбираешься в футболе", - говорил. А вечером, после матча, дома мы устраивали совместный разбор игры. Я должна была дать оценку каждому футболисту. Что удивительно, они частенько совпадали с отцовскими, за что удостаивалась отдельной похвалы. Не знаю почему, но меня он, кажется, любил больше, чем брата. Внучки его до сих пор вспоминают: "Дедка сказал бы так..."