Газета Спорт-Экспресс № 266 (6034) от 23 ноября 2012 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 ноября 2012 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

В воскресенье в Сан-Паулу состоится заключительная гонка сезона, которая определит, кто станет трехкратным обладателем чемпионского титула - Себастьян Феттель или отстающий от него на 13 очков Фернандо Алонсо. Во вторник на персональной пресс-конференции испанец говорил как о шансах на титул, так и о многом другом - вплоть до подробностей своего детства.

Фернандо АЛОНСО: "ЧУДЕС В БРАЗИЛИИ НЕ БУДЕТ. НО Я ВЕРЮ В ПОБЕДУ"

Сергей БУТОВ

из Нью-Йорка

Символично, что это публичное выступление не самого разговорчивого гонщика "Формулы-1" случилось именно в Нью-Йорке. Двумя днями ранее в техасском Остине на "Гран-при США" Алонсо волшебным образом избежал досрочного поражения от Феттеля в многомесячной битве за чемпионство. Испанский пилот "Феррари" после не самой удачной квалификации сумел финишировать в гонке третьим, сразу за конкурентом из "Ред Булл", и тем самым сохранил главную интригу до заключительного, 20-го этапа. В американском кинематографе такие сценарии ценились всегда...

Вместе с Алонсо участие в нью-йоркской пресс-конференции принял 47-летний россиянин Евгений Касперский. Его "Лаборатория Касперского", занимающаяся программным обеспечением, спонсирует "Феррари" уже не первый год. Алонсо благодушно разглядывал аудиторию, собравшуюся в конференц-зале на 40-м этаже одного из зданий World Trade Center. Интерьер был выдержан в минималистском стиле: белый диван и стол с двумя стаканами воды. Репортеры насыпали под этот стол кучку диктофонов, которую Алонсо время от времени перемешивал носками кроссовок. Настроение и у него, и у Касперского было приподнятым. Им явно было что рассказать - и нам, и друг другу.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОДНИМАТЬ РУКИ ВВЕРХ

- 13 очков - солидный разрыв для одной оставшейся гонки. Многим кажется, что судьба чемпионства почти решена. Что вы думаете по этому поводу?

- Я уверен в своих силах. И верю в свою команду, в то, что мы будем драться до конца. Собственно, это единственно верная стратегия, если не хочешь быть обвиненным в том, что ты не сделал все, что мог. Мы провели большую часть сезона не с самой конкурентоспособной техникой, но подъемы и спады есть у всех. Важно другое. Я убежден, что команда на сто процентов использует свой потенциал. Даже если он порой не позволяет показать максимум - это совершенно не повод поднимать руки вверх.

- Какова вероятность того, что "Феррари" успеет что-нибудь придумать к "Гран-при Бразилии"?

- Обязательно что-то придумаем. Бразилия - последняя гонка, на кону титул. Новую машину мы, разумеется, не изобретем, но всю необходимую доводку сделаем. Даже не сомневаюсь, что машина будет быстра настолько, насколько это вообще возможно. В пятницу на тренировках попробуем новые варианты. Речь идет о десятых долях секунды, но как раз они сейчас на вес золота. Единственная проблема в том, что тем же самым будут заниматься все остальные. Все захотят прибавить, и кто-то из конкурентов обязательно это сделает. Чуда в Бразилии не будет. Все решат настройки на конкретную трассу, погодные условия и удача.

- "Феррари" придется прыгать в Бразилии выше головы или "Ред Буллу" достаточно совершить одну ошибку?

- Я не исключаю обоих вариантов.

- Почему вы так уверены в своих силах? Это от жажды побед?

- Да я не то чтобы так уж наслаждаюсь победами. Просто ненавижу проигрывать. К тому же очень многих людей порадует, если "Феррари" превзойдет "Ред Булл". Хотя если этого не произойдет, я найду в себе силы поздравить Себастьяна с победой.

- Есть ли что-то, что от вас в Бразилии зависеть не будет?

- Наверное, только удача. Все остальное мы должны взять под контроль. Что касается давления, которое испытывают пилоты, то его вообще не стоит принимать в расчет. Ведь мы - профессиональные гонщики, причем довольно высокого класса.

- Вы выиграли в этом году всего три "Гран-при". Можете представить, что станете чемпионом, не победив и в Бразилии?

- Могу. Мне достаточно попасть на подиум в том случае, если Феттель не закончит гонку. Возможен такой вариант? Конечно, почему нет?! Что до побед, то всем известно: наша машина не так быстра, как "Ред Булл". Однако в конечном счете все решает командное взаимодействие, а у "Феррари" оно на высшем уровне. Благодаря этому я держу голову высоко поднятой, что бы ни случилось.

- И все же, почему именно вы должны выиграть чемпионский титул?

- Речь не столько обо мне, сколько о механиках, инженерах, руководителях "Феррари". Они почти не допускали ошибок в этом сезоне. За весь год у меня было только два схода, и ни один из них не случился по вине команды. Для сравнения, у Феттеля тоже было два схода - и оба из-за механических проблем. А они возникают лишь тогда, когда что-то неладно в машине. Сам Себастьян был совершенно не виноват.

С ТРЕХ ЛЕТ ЗА РУЛЕМ - И НИ ОДНОЙ АВАРИИ ВНЕ ГОНОК

Несмотря на то что обсуждать пришлось серьезные темы, Алонсо непривычно часто улыбался и охотно рассказывал то, о чем, наверное, говорил уже сотни раз, - о первых шагах в автоспорте.

- Я впервые сел за руль в три года. Не знаю, что я там водил, но у меня сохранилась фотография "водительских прав" 1984 года (Алонсо родился в 1981-м. - Прим С.Б.). Гоняться тоже начал рано. В восемь лет выиграл чемпионат округа по картингу, а в 14 уже был чемпионом мира. Тогда я думал, что останусь в картинге на всю жизнь. Ведь мне едва исполнилось 14, когда мне начали платить деньги. Поставьте себя на мое место. Когда ребенку за его любимое занятие платят живые деньги, чего еще можно желать?..

Я вырос в очень простой семье. Мама продавала духи в магазине. Отец - шахтер. Когда у меня уже стало получаться в картинге, папа все равно подыскал мне работу - у одного своего знакомого, который занимался установкой лифтов. Ведь тогда я не думал, что когда-нибудь стану гонщиком "Формулы-1".

- Вы не обижались на отца?

- За что? Я с ним был полностью согласен. Да, катался я неплохо, но вполне мог не получить контракта на следующий сезон. И тогда что? Пошел бы устанавливать лифты...

Первой личной машиной Алонсо была "Рено Меган". Он водил ее в конце 90-х годов, когда гонялся за "Рено".

- Да, первая машина - это было большое событие, - улыбнулся испанец. - Мне исполнилось 18, я получил права и стал ездить на ней в школу, которая находилась в 400 метрах от моего дома. Смешно.

- На права сдали без проблем?

- Ха! Женщина-инструктор сделала только одно письменное замечание. По ее мнению, на экзамене я ехал слишком медленно. Я был так напуган, что не хотел допускать ни малейшей ошибки. В городе все прошло хорошо, а когда выехали на трассу, я постоянно ехал медленнее, чем нужно. Хотя инструктор-то ожидала совсем другого - меня тогда уже неплохо знали.

- Помните свою первую аварию?

- У меня никогда не было аварий.

КАК КОМАНДЫ И ПИЛОТЫ ШПИОНЯТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ В ИНТЕРНЕТЕ

Сидя на одном диване с Касперским, очень трудно не сбиться в какой-то момент на разговор о современных компьютерных технологиях. И Алонсо, конечно же, сбился. А Касперский ему в этом активно помогал.

- Социальные сети для гонщиков - это хорошо, - сказал испанец. - Сидишь где-нибудь в кафе, читаешь новости друзей, общаешься с фанатами. Мы много времени проводим в аэропортах и в небе. Я всегда беру с собой компьютер и смотрю фильмы. Можно сказать, подключен к интернету 24 часа в сутки. Естественно, при такой интернет-активности нужна компьютерная защита. И без "Лаборатории Касперского" в этом деле не обойтись.

- Вы много пишете в твиттере и фейсбуке. Делаете это с телефона?

- В том числе. У меня пятый айфон - он позволяет. Есть ноутбук, который я беру в путешествия. Плюс один компьютер стоит дома. А еще один, огромный такой, я использую в качестве гоночного симулятора. Сначала я думал, что мне кто-то будет помогать с твиттером, но потом решил сам контролировать то, что выкладываю на всеобщее обозрение. Отвечаю тоже сам. Иногда бываю не очень вежлив, но зато там я - настоящий, что важно. Кого это устраивает - того устраивает. А если вдруг у меня станет одним подписчиком меньше, мир от этого не перевернется. И моя жизнь тоже не изменится.

- Сколько твитов в день вы делаете?

- Четыре-пять. Иногда мне проще передать свое настроение фотографией, чем текстовым сообщением. То же самое с фейсбуком, где у меня есть своя страница. Мне нравится общаться с людьми в Сети. Многих я не видел со школьных времен. Пару месяцев назад организовал ужин - пришли человек 170. Эти люди помнят меня, потому что мое имя на слуху. А я не помнил, как зовут каждого второго, представляете? Столько лет прошло…

- Недавно американца Брэда Кезеловски, чемпиона серии "Наскар", оштрафовали на 25 тысяч долларов за то, что он писал в твиттер прямо перед стартом, сидя в своем гоночном авто. У вас в "Феррари" не возникает проблем из-за вашей интернет-активности?

- Серьезных инцидентов не было. Писать в твиттер, находясь за рулем болида "Формулы-1", довольно проблематично. Там пальцев на все кнопки-то на руле не хватает. Понятно, что когда ты так или иначе раскрываешь командную "кухню", то серьезно рискуешь. Хотя на этих "кухнях" происходит много чего интересного. Помните, сколько было шуму, когда Хэмилтон выложил в твиттере свою телеметрию? (Это было в сентябре нынешнего года - пилот "Макларена" хотел таким образом подтвердить свою правоту в споре с инженерами команды. "Макларен" потребовал удалить фотографии, однако снимки уже разошлись по интернету. И инженеры некоторых команд-соперниц позже признавались, что Хэмилтон здорово им помог. - Прим. С.Б.) Я хотел бы рассказать людям массу разных вещей, но понимаю: многое из этого показывать категорически нельзя. Вот я и не показываю.

- Вы следите за тем, что пишут в твиттер ваши конкуренты? Там можно что-то ценное почерпнуть?

- Конечно, конечно. Много ценного. Мы постоянно отслеживаем, кто что пишет. Очень часто ведь многое читается между строк. Уж психологическое состояние пилота видно совершенно точно.

- Вы можете в жизни дружить с гонщиками-конкурентами?

- Нет.

- Несколько лет назад вы довольно часто позволяли себе критиковать свои команды. За "Феррари" же всегда стоите горой. Это "Скудерия" настолько хороша или просто вы повзрослели?

- Дело в том, что ребята из команды делают свою работу на сто процентов, и я об этом отлично знаю. Как и о том, что буду сильно недоволен, если пойму, что они делают ее на 99. Ведь я выдаю свои сто все 365 дней в году. И хочу, чтобы окружающие относились к делу так же. Если такой подход кому-то не нравится, то, как и в случае с твиттером, меня это совершенно не беспокоит. Если в команде что-то не так, я скорее уйду, чем смирюсь с этим. Собственно, так я и делал раньше. Но "Феррари" - особый случай. В этой команде обожают гонки, живут ими. В "Формуле-1" можно выигрывать, можно проигрывать, но здесь важен не только результат, но и сам процесс. Потому что именно от него зависит, возможен ли нужный результат в принципе. Находясь в "Феррари", я понимаю, что результат - всего лишь вопрос времени. И люблю свою команду за это.